Free

Спонтаноиды

Text
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

Есть выдающиеся, великие личности: учёные, полководцы, бизнесмены, медики, писатели, художники, спортсмены, артисты. Достижения одних наглядны и понятны миллионам, которые летают, ездят и плавают на созданных ими машинах, поминутно пользуются изобретёнными ими творениями, живут и работают в построенных ими зданиях, спасают у них своё здоровье. Другие на глазах у всех создают новые технологические шедевры. Третьи в присутствии тысяч зрителей-свидетелей выигрывают в честных состязаниях, прыгают на немыслимую высоту, поднимают невероятные тяжести, ставят рекорды скорости. Четвёртые публично дарят этим же тысячам упоительные переживания, выраженные в их бессмертных книгах, мелодиях, картинах. Это – настоящие, подлинные творцы и таланты. А вот что касается людей власти, политиков, – чем же они-то потрафили судьбе? Как провидение отобрало их и за что вознесло на такую высь? Почему и, главное, – за что, за какие достоинства, им пожаловано самое для них сладкое, самое ненасытное: власть над этими самыми талантами и над всеми прочими смертными? Ведь именно эти паразиты капризно выбирают, кого (из тех, кто своими руками и мозгами создают духовные и материальные блага, чью кровь они сосут) они наградят, поощрят, или, наоборот, унизят или репрессируют! Необъяснимый цинизм человеческих отношений, процветающий у всех на глазах! И такое положение присуще всем государственным устройствам и во все времена!

*

И вот над Россией, над нами, вновь воссияли ВЕЧНЫЕ, ВЕЛИКИЕ ИСТИНЫ – Частная Собственность, Социальное Неравенство, Национальная Рознь, Религия. И никто за несколько тысячелетий так и не узнал, как правильно управлять обществом, в котором все эти истины сияют. Даже те, кто не дрыгался, как мы в России, а шли по ровной дороге.

*

О поступательности познания. Каждый школьник сейчас знает, что известное рентгеновское излучение – это результат «торможения» ускоренных электронов кристаллической решёткой металлов. А кто знает, что сам Рентген, открывший этот вид проникающего излучения и сделавший первые в мире рентгеновские снимки, считал тех, кто признавал существование электронов, полными идиотами?

*

Глубочайшая мысль Достоевского о несостоявшемся христианстве – духовная антитеза Марксу о развитии мира. Касалась ли она только России (православия), или распространялась на всю духовную идеологию этой ветви религии?

*

В 1999г я закончил напряжённую двухлетнюю работу над своей родословной. Труд получился солидным (документально подтверждённые сведения о прямых родственниках по мужской линии в течение 14 поколений, восходящие к пятнадцатому веку), и получил первое место в Конкурсе Родословных Коми Республики. Поскольку в числе моих прямых предков оказалось много церковнослужителей, я решил передать копии созданных документов в Синодальную библиотеку Московской Патриархии, полагая, что корректные генеалогические сведения о церковнослужителях представляют для истории Русской Православной Церкви несомненный интерес. Присоединив к своему труду несколько важных исследований моих друзей – коми краеведов, я созвонился предварительно о приёме и прибыл в точно назначенный час. Принят я был, однако, через полчаса; приём осуществил, судя по роскошному кабинету, важный чин – смазливый молодой человек, одетый в какую-то фасонистую рясу из необыкновенной красоты тёмного материала. Первым делом он вручил мне визитную карточку, составленную на английском (?). Затем попросил коротко, за неимением времени, изложить своё дело. Я в двух словах рассказал о своей работе и положил перед ним документы. Он удивлённо-радостно спросил:

– И это всё?

Я подтвердил. Молодой человек радостно сообразил, что перед ним – не проситель чего-то, а простой собиратель фактов, доставивший их для регистрации и архивирования. Видно было, что его нимало не интересуют ни хронология, ни участь целых поколений православных священников коми земли. Ни одного вопроса о судьбах его братьев-священников (а среди них были служители с интересной судьбой, настоящие стоики, просветители, были и расстрелянные, и сосланные) я не услышал. Радость его от простоты вопроса была нескрываема, – ведь его ожидали гораздо более важные проблемы. Так, провожая меня к дверям, он вдруг повёл носом, приостановил меня, отворил дверь и сладко обратился к двум весьма пригожим монахиням с подносами (видимо, из буфета):

– А, вот они, пирожки! С печёнкой, рыбой и капустой – так? Остальное несут? Всё правильно! А на сладкое? А кофе? Ага! Ага!

И, уже обернувшись ко мне, пояснил:

– Вот-вот встречаем православную делегацию – братьев из Франции и Голландии.

Шла вторая неделя Великого Поста. "Пирожки с печёнкой…?" – Визитную карточку, так и не прочитав, я выбросил в первую же урну.

*

Научно-технический прогресс, являющийся стержнем развития современного мира, – это дело рук человеческих, обладающее двумя воистину парадоксальными особенностями: у него начисто отсутствует единая структура управления, а о грядущих последствиях его бурного развития во всём мире никто ничего определённого не знает. Более того, наиболее судьбоносные для всего человечества исследования не только не комментируются, но скрываются как секреты особой государственной важности (полагается, что их результаты будут использованы для сепаратного извлечения сверхприбылей, оказания давления на несговорчивых конкурентов, либо вовсе для уничтожения «потенциальных противников»). Поэтому полноценные прогнозы последствий научно-технического прогресса по определению невозможны.

*

Забавный баланс: если учитывать духовную и экологическую составляющие, научно-технический прогресс пока столько же отбирает, сколько отдаёт. В России даже явно больше отбирает.

*

Изучая солидную богословскую литературу, я нашёл там чрезвычайно интересное, точное и лаконичное заключение: «Вся мировая литература от своего зарождения до наших дней посвящена теме сладострастия и прелюбодеяния».

*

Всякое искусство – это дерзкое (иногда мерзкое) покушение на жизнь Красоты.

*

Те из моих друзей – честных, работящих, одарённых людей, – кто готов был Служить Русскому Отечеству, все они (я в их числе) оказались на протяжении нашей долгой жизни неотвратимо отсеянными ниже среднего уровня. Те же, кто не задумывался о Служении, а был алчен, хитёр и беспринципен – вознеслись на пресловутые "верха".

*

В 1988г я был в числе немногочисленной делегации Минсредмаша СССР в США, на фирме «Полароид»: мы готовили отечественное производство камер мгновенной фотографии, разработанных этой корпорацией. Штаб-квартира корпорации «Полароид» располагалась в Бостоне, и её руководители устроили нам целый залп пышных приёмов.

В частности, нам дали обед в знаменитом ресторане, ранее посещаемом братьями Джоном и Робертом Кеннеди. Рассаживаться нам помогали лично мэтр с молодцеватым официантом, которого я в шутку спросил, хватит ли у них хлеба – ведь пришло сразу пятеро русских! Парень изобразил задумчивую мину и исчез, решив продолжить шутку. Через минуту он показался в дверях в обнимку с огромным, во весь его торс, белоснежным бумажным мешком с круглыми хлебцами. Подошёл, бухнул мешок на соседний стул и обратился ко мне:

– Этого хватит, сэр? Есть ещё, сэр!

*

Двадцатый век – это золотой век российской национальной антиидеи: в течение этих ста лет оформилось, расцвело и достигло абсолюта отчуждение порядочных людей от российской общественно-политической и государственной деятельности. Этот исход достойных умов происходил и принудительно, и добровольно, по всем фронтам, от культуры и науки до всех сфер политики, экономики и армии.