Volume 521 page
1984 year
Видит Бог
About the book
Ироничный и умный роман о сложностях отношений человека и Бога – причем отношений строго взаимных.
Бог может простить царя Давида, но престарелый Давид Бога не прощает и мириться с ним не собирается.
У него вообще много претензий – к характеру многочисленных жен, сыну Соломону (с точки зрения отца, будущий великий мудрец вопиюще глуп), сложной юности, доступных внутреннему прозрению Шекспиру, Моцарту, Генделю и Ницше, а также и многим библейским персонажам, которые для Давида нисколько не персонажи, а личные знакомые, а посему вспоминает он их, мягко выражаясь, без особого уважения.
Но с Богом можно спорить и ссориться, а вот как поспоришь и поссоришься с судьбой?..
Акт первый “Мы могли бы быть вместе, но суровый рок решил иначе” (не играющие в игры на сайте ЛЛ, можете пропустить и продолжить чтение со второго акта)
1.10.2023. Объявление задания на октябрьский месяц игры “Долгая прогулка”. Предвкушение приятного чтения или полного фиаско в плане выбора книги на этот яркий и прекрасный месяц осени. Вот. Вот оно. Задание второе. Я ощущаю в душе легкое напряжение. Джозеф Хеллер. Неужели. Вот он шанс, вот она возможность взяться наконец за “Поправку-22”. Но нет, небеса разверзлись и раздался голос свыше:
“Поправка-22” во всем известной подборке, ищи другую книгу! Кто сказал, что я справедлив? Я есмь. Вот и всё. Пока. Привет команде!
Акт второй “God knows English”
Люблю я исторические ретеллинги, а библейские - так вообще обожаю, простите за такую игру слов. С самого детства мне нравились библейские мифы, я зачитывалась детской версией Библии именно по причине того, что там были красивые картинки и язык вместо сухого архаического приобретал краски и герои становились как будто бы ближе.Помимо детской Библии я читала и взрослую чуть позже, в школьные годы, а потом и добиралась до Торы, но всё равно я верю своим личным субъективным мнением, что адаптации религиозных текстов гораздо лучше оригиналов. Можно спорить на эту тему, но я и этого делать не буду.
Узнав, что у Джозефа Хеллера как у хорошего еврейского мальчика из Бруклина есть книга о царе Давида, да еще и с сатирой, то я сразу плюнула на объем книги и заказала её в библиотеке из архива. Взялась я читать её на английском, ибо если есть навык и шанс, надо его применять.
Однако, меня ждало второе фиаско в этом месяце - язык у Хеллера уникален, писатель виртуозно владеет пером, сатира в книге построена не на прямых шутках “в лоб”, а на лингвистике, на тонком чувстве прекрасного и ужасного, но чтение такой книги даже с моим свободных уровнем владения языка займет ни один месяц, и ни два. Тринадцать глав, каждую страницу каждой можно читать, “прожевывая” каждое слово, впитывая все соки юмора. Определенно, следующую книгу Хеллера я возьму вне “сроковых” игр.
(“Неигроки” в ЛЛ, снова пропустите текст ниже до следующего акта) И тут я вспомнила прошлый тур игры “Долгая прогулка”, когда читались безумно прекрасные книги за месяц, хотя они заслуживали большего внимания.
В общем, к седьмому октября я поняла, что прочитать “God knows” у меня не получится даже к концу месяца, и я переключилась на русский перевод.
Акт третий “Второе дыхание”
В русском переводе я стала не просто читать, а зачитываться этой уникальной историей о царе Давиде, который предстает нам как угрюмый, с горечью на душе старый еврей. Давид уже видит закат своей жизни, и осознает, что встретить его придется без так нужного ему Бога и великой любви всей его жизни, женщины, милость которой он потерял. Важным моментом для понимания этого романа является знание библейских историй, потому что в книге много аллюзий и отсылок к ним.
Хоть роман и о угрюмом царе Давиде, но он очень веселый и легкий, в некоторых местах я даже смеялась в голос, в особенности от неожиданных и необычных интерпретаций уже известных мне историй. Очень удачны у Хеллера диалоги: между главным героем и его женой, детьми, а также самим Богом. Каждый отдельный персонаж обретает интересные черты, о которых я раньше и не задумывалась.
Очень тонки и внезапные отсылки к событиям 20го века. В романе много отсылок к другим книгам великим писателей, начиная с античности и заканчивая самим Шекспиром и Диккенсом. Хеллер вплетает их очень тонко в том числе, в постоянные бурчания о том, что псалмы Давида не то, что было задумано и сколько прекрасных идей было присвоено его же сыном Соломоном.
Но спешу предупредить, книга может показаться затянутой - сначала у вас будет “honeymoon” настроение и каждая шутка, в том числе около сексуальных желаний царя Давида, будет вызывать первый смех и радость, но ближе к главе десятой, шутки начнут немного повторятся и новизна чувств отступит. Поэтому-то я и считаю, что “Видит Бог” надо читать не быстро, а по отдельной главе в неделю, например. Ну или пропустить одну главу или другую не будет великим грехом.
Главное, не забросьте книгу совсем, в финальной главе мы снова вернемся к грусти и не пожелаем царскую историю, наверное, никому, ибо конец особенно горький.
Акт четвертый “Нарядный. Дополнительный” (для судей игры “Долгая прогулка”, простым смертным можно снова пропустить)
Костюм на Хэллоуин: * “Цветунчики” под халат
Вирсавия больше не надевает своих “цветунчиков” каждый день, и сквозь разрезы и запахи ее халатов и пеньюаров проглядывает теперь гораздо больше голого тела.
* Медный шлем
Голову ведь тоже придется тащить, вместе с медным шлемом на ней. Одна голова весила тонну.
* Медные наколенники
Впереди меня еще ждала грязная работа - предстояло стащить с его великанских ножищ медные наколенники, снять с плеч медный щит, стянуть с него чешуйчатую броню весом в пять тысяч сиклей меди, если не больше.
О книгах, которые сильно понравились, писать всегда труднее всего. "Видит Бог" - одна из них. И это просто шедевр постмодернизма. Если вдруг вы не читали Библию, или уже успели забыть, что в неё происходит, самое время вспомнить перед прочтением Хеллера. Главный герой - царь Давид, которые лежит уже буквально на смертном одре и вспоминает прошлое (а заодно настоящее и будущее, ну а что, постмодернизм, там и не такое бывает). И вот здесь, в его воспоминаниях смешивается буквально всё: история, научный и технический прогресс, вера, семейные взаимоотношения (гарем - вещь серьёзная) и многое другое. Автор блестяще владеет слогом и юмором, и переводчик от него не отстаёт. Читать можно легко и непринуждённо, несмотря на все постмодернистские завихрения и немаленький объём романа.
лёгкий, остроумный образец постмодерна. для понимания прочитанного требуется чтение Книги Царств в анамнезе), что очевидным образом снижает круг благодарных читателей сегодня
Если вы не любите литературу постмодернизма, если вы против неортодоксального понимания Бога, если вас коробит от откровенных постельных сцен, если вам трудно читать книги с нелинейным сюжетом, то, наверное, вам лучше пройти мимо этого романа Потому что в романе "Видит бог" американского писателя Джозефа Хеллера всё это есть.
Это история библейского царя Давида, второго царя народа Израиля, рассказанная самим царем Давидом на пороге его смерти. И, как любое воспоминание, воспоминания Давида перескакивает с одного события на другое. Но постепенно всё складывается в четкую картину, практически совпадающую с той, что рассказана в Книге Царей канонической Библии.
Читатель знакомится с царем Давидом, когда он уже слаб и немощен. Стоя на пороге смерти, ему предстоит выбрать своего приемника. Но разум его еще силен. Поэтому воспоминания о жизни его ясны и полны. И читатель вместе с Давидом проживает его жизнь. Битва с Голиафом, служба у царя Саула, любовь к Вирсавии, смерть сына Авессалома, передача власти сыну Соломону, - все это есть в романе.
Большое место в романе занимают отношения Давида с первым царем Саулом, с его братьями, с женами и наложницами. И это настоящий роман, который мжно отнести и к жанру приключений, и к историческому, и любовному.
Нет смысла пересказывать сюжет. Кого он интересует, тот его знает. Кому не интересна библейская тема, то и тратить время на пересказ не стоит. Лучше уделить внимание самой книге.
Книга "Видит бог" - необычная книга. Хотя она повествует о давних временах (царь Давид предположительно, жил в 1о веке до н.э.), написана она современным языком с отсылками к событиям, которые произойдут через много веков после смерти главного героя романа. И такими словами, возникновение которых Давид даже и предположить не мог. Посмодернизм - и этим все сказано. Автор "поиграл" с текстом в свое удовольствие. В романе встречается и Шекспир, и телефон, и Европа с Азией.
Хотя книга рассказывает о серьезных вещах, о противоборстве, об становлении единого государства, о войнах и победах, автор не боится включать в текст и шуточные моменты. И это придает роману особый колорит. Чего только стоит образ Соломона, которого называют Мудрым, а автор изобразил совсем другим.
Читать роман было одно удовольствие. Но хочу предупредить, неподготовленному читателю, совершенно незнакомому с библейскими истриями, читать книгу будет сложно. Надо иметь хотя бы минимальные знания. Или знакомиться с ними по ходу чтения.
Я закончила с творчеством Воннегута и стала скучать по его стилю. Когда прочла Уловку-22, я стала надеяться что Хеллер мне его заменит. Литература абсурда - есть литература абсурда. Один жанр, у авторов одна судьба - война и после нее все кажется совершенно другим. Серьезные вещи, обернутые в горьковатые шутки, где-то грубые, где-то странные. Но нет, Хеллер совсем другой. Воннегут напоминает инфантильного мальчишку, идеалиста с очень тонкой ранимой душой, когда Хеллер в сравнении с ним представляется мне загрубевшим видавшим виды солдатом, "архангелом ломовым". У него все о настоящей жизни, не о книжной. Даже библейских персонажей он превращает в реальных людей. Не помогают никакие аллюзии на мировую классику, известные цитаты, упоминание произведений живописи и скульптуры. Это удивительно - такие детали обычно создают иллюзию замкнутого абстрактного мира, в который ты переносишься вместе с автором и в нем временами счастливо, а временами и не очень живешь с героями. А здесь эта традиция нарушается - Хеллеру каким-то непостижимым образом удается заставить тебя столкнуться с действительностью и это мне не нравится. Это же библейский сюжет - притча. Все ведет к морализаторству, отстраненности, чудесам, идеализму. Видит Бог, пойди он такой дорогой никто бы его не осудил. Но нет, он берет собирательных персонажей,святых и делает из них людей, со страстями, мелкими грешками и временами отвратительными поступками. Я поставила книге высокую оценку, потому что ДУМАЮ, что ее стоит читать. Но чувстсвую я другое - что не заменит мне расчетливый Давид с похотливой Вирсавией Билли Пилигрима с Элиоттом Розуотером.
По нашим прикидкам, чтобы совершить обрезание одного живого филистимлянина, требовалось шестеро крепких израильтян. В дальнейшем работа оказалась не столь уж и тяжелой – то есть когда я наконец свыкся с мыслью, что филистимлянина лучше сначала убить. Мне, в мою простоватую голову, не приходило, что Саул расставил мне западню.
Reviews, 10 reviews10