Volume 312 pages
1992 year
Полый человек
About the book
Джереми Бремен – телепат, которому выпала невероятная удача, один шанс из миллиона: встретить родственную душу, чудесную женщину, которая согласилась стать его женой и разделила с ним все мысли и чувства. Десять лет счастья пронеслись как один день, но вот пришло горе, когда Гейл покинула его, умерла от рака. Оставшись наедине с пустой и враждебной вселенной, Джереми прилагает огромные усилия к тому, чтобы не сломаться, не сойти с ума: белый шум, состоящий из тысяч и тысяч обрывков чужих мыслей, наполняет голову, стремясь вытеснить его личность. Но тут-то, у самой адской бездны, и начинается долгое путешествие отчаявшегося Джереми к самому себе…
Прочитал повесть «Полый человек»…
Мне свойственно сверхкритическое отношение к литературе, особенно к произведениям любимого автора, но такой глубокой депрессии от чтения я не испытывал с тех пор, как ознакомился с симмоновской же фантазией под названием «Песнь Кали».
Есть в «Полом человеке» перекличка с романом «Тёмная игра смерти» (она же «Утеха падали»), ибо речь о суперспособностях и их применении или неприменении к окружающим, есть пространные размышления о природе Бытия, о том, кто такой человек и что он – объект или субъект – во Вселенной (или даже не так, в миллиардах параллельных вселенных), есть глубоко печальные истории об онкологии, бездетности и глухонемоте, есть практически физически ощущаемые сцены насилия и боли
и есть наконец – и меня это угнетает уже второй день подряд – трагическая развязка всего повествования, ноу хэппи-энд!!!
Из тех мессиджей, которые Симмонс прямо или косвенно сообщает читателю, мне понравилась идея о нейрошуме, то есть о тех самых поверхностных, низменных, тупых, отвлекающих от реальных дел мыслях, которыми постоянно пополняется твоя голова и головы остальных семи миллиардов человек. Мыслях, которые питают и взращивают наши страхи, комплексы и перверсии… Мыслях, от которых, если ты не слепоглухонемой даун, невозможно спрятаться, если только не научиться ставить перед ними мощный ментальный щит, как это делает главный герой…
Все мы, по Симмонсу, «полые» люди, и лишь от нас зависит, останемся ли ли мы полыми и пустыми или же преисполнимся ЧЕМ-ТО и начнём менять свою судьбу, имея в наличии бесконечное число вероятностей…
P.S. И всё равно – потрясающая книга!
P.P.S. Не понравилось обращение писателя к Богу и религии.
P.P.P.S. Противопоказано читать такие вещи в моменты душевного упадка или болезни, угнетает жутко.
android_e063e5b54ffd, Разве вам не нравится идея о том, что у каждого человека есть внутренняя вселенная (внутренний мир), в которой он может быть богом (потому что создает ее ежесекундно)? В этой вселенной возможно всё, что человек может вообразить, в отличие от вселенной физической. И можно переносить части вымышленного мира в мир физический, как это замечательно делает Дэн Симмонс, обогащая своим творчеством нашу довольно хаотическую жизнь. А то, что его внутренний мир отличается от нашего внутреннего (и ненашего внешнего) мира, - так это к бабке не ходи как понятно :) Поэтому Симмонса и интересно читать!
Книга об одиночестве в толпе. Всех и каждого. Несмотря на фантастический жанр, очень драматично. Скорее -взгляд на обычную жизнь под другим углом.
тяжелая книга, держащая в напряжении..жалко героя, жалко его жену. всем иногда хочется супер способность, в книге четко описано, что бывает с теми, у кого она есть..
На сегодняшний момент в мире творят три великих американских автора на букву «S»: Нил Стивенсон, Майкл Суэнвик и Дэн Симмонс. У Стивенсона в этом году вышел очередной массивный роман Fall; or, Dodge in Hell, у Суэнвика – долгожданное продолжение саги о железных драконах The Iron Dragon's Mother, а вот у Дэна Симмонса так и не вышел несколько лет ожидавшийся роман Omega Canyon. Надеюсь, до конца 2019 его всё же выпустят, чтобы в 2020 все три новинки осчастливили и русского читателя.
Много читавшие Симмонса согласятся, что у маэстро есть проходные романы, которые можно, в принципе, и не читать, потому что они написаны Дэном в отрыве от основного творчества, будто отдыхающим от больших проектов: для кого-то это три детектива про Джона Курца (обещан четвёртый), для кого-то спорный написанный в каком-то клиповом монтаже «Флэшбэк». Наверное, многие и «Полого человека» отнесут к проходным романам. Он внецикловый, вышел в 1992 году аккурат после дикого авторского марафона Симмонса: с 1989 по 1992 у него вышло шесть довольно толстых романов, в том числе и дилогия про Гиперион. Шесть. За четыре года. «Полый человек» - седьмой.
У меня к Симмонсу особое отношение. Перед Стивенсоном я просто преклоняюсь за его эрудицию, юмор и вообще. Суэнвика люблю за дерзость и потрясающее умение даже в рассказах рисовать огромные живые фантастические картины. А с Симмонсом такое чувство, будто я всегда понимаю, что он хочет сказать, и что он пишет исключительно для меня, потому что будь у меня столько свободного времени, знаний и терпения, то я сказал бы точно то же самое теми же самыми словами. В начале этого года он меня довёл практически до онемения своими «Фазами гравитации» (1989). Это, на самом деле, шикарный, без скидок на загруженность автора остальными толстыми проектами, тоже внецикловый роман без продолжения. Громкие слова, но он банально о жизни, что ли, о преодолении себя, о том, как надо принимать решения, о личной свободе каждого. Никто, никто другой написавший на эту скользкую тему не вызвал бы у меня ни капельки интереса и ни чуточки уважения. Симмонс смог. Как хирург забрался куда-то мне внутрь и вдоволь подёргал нервные окончания.
«Полый человек» сложнее. Но, кажется, действеннее. Действеннее на таких, как я, симмонсовнушаемых. Да, Дэн взялся за сомнительную тему телепатии, приправил всё это модными теориями квантовой природы сознания (алё! доморощенные фантасты, дедушка Симмонс уже написал про всю эту квантовую фигню почти четверть века назад, одновременно с ним в 1992 это сделал Грег Иган в «Карантине» , так что найдите себе темы поновее). Но структурно, на уровне скелета, «Полый человек» стоит очень близко к «Фазам гравитации» - это фактически роман об одиночестве неприкаянной души, которой, в общем-то, некуда пойти, потому она скитается по всему свету без надежды на приют и покой. В дилогии про Эндимиона Симмонс очень большое значение уделяет человеческой эмпатии как наиболее важному чувству разумного существа. И опять, как и в «Фазах гравитации»: эмпатия это та скользкая тема, в которой абсолютно все авторы либо сползли бы в повествовательное болото идиотского беспричинного насилия с искусственным вызванием у читателя судорог от убитых мышат и утопленных котят, либо начали бы как ангелы с небес гнать морализаторскую пургу о том, что такое хорошо. Кроме Дэна. Именно в «Полом человеке» Симмонс проходит по очень тонкому лезвию, сохраняя равновесие между этими двумя пошлыми безднами дурновскусия, так, что ему, извините, веришь. И действительно понимаешь, что он пытается сказать. Никто другой не смог бы так изложить эти сюжетные ходы и так свести их воедино. И вся эта телепатия и сюжетцы из телешоу «Битва экстрасенсов» обретают конечный смысл именно в приложении к его теории о том, что эмпатия - главная движущая сила развития человечества в нужном направлении.
Я преступно мало читаю Симмонса. После «Террора» в 2016 только-только сподобился в 2019 прочитать ещё два романа. Дело в том, что в каждом романе всегда чересчур МНОГО самого Симмонса: много его метода, его образа мышления. И от его эрудиции (та же фигня, что и со Стивенсоном) реально устаёшь, и перевариваешь по полгода какого-нибудь «Друда» после завершения чтения, потихоньку осознавая всю бездну заложенного в него мастерства и интеллекта – роман крутится там внутри, притягивая к себе другие более слабые попытки других авторов проквакать что-то похожее. Сегодня я закончил читать «Полого человека» и посмотрел «Джокера» Тодда Филлипса, и оба они попали в удивительный резонанс друг с другом. Истории об одиноких людях с обкромсанной кем-то жизнью, которые даже в своём собственном существовании не совсем уверены. «Полый человек» - не роман о телепатах. «Джокер» - не фильм об антигерое из комиксов. Создателями в них заложено куда больше. Наверное, это и есть то самое, что делает просто из условного продукта «книжка для почитать» и «кино для посмотреть» настоящее искусство.
эксчмошная обложка это, конечно, полный хоррор, даже в метро было стыдно светить ей перед людьми. Реабилитировать чувство прекрасного сможет только вот это чешское издание работы Daniel Špaček
захватывает, пришлось не спать, чтобы дочитать. чем то напомнила Стивена кинга. давно так не наслаждалась книгой. хотя конечно не назвать чтение радостным.. но очень увлекательно
космологическим, эпистемологическим и тавтологическим – а
переступив порог – хотя кто-то уже успел сунуть ему в руку стакан со спиртным, – Бремен вдруг почувствовал рядом собой еще один ментальный щит. Он осторожно прощупал этот щит, попытался преодолеть его, и мысли Гейл ударили в него, словно лучи прожектора в темной комнате. Оба были потрясены. Первая реакция – укрепить ментальный щит, свернуться в клубок, как испуганный броненосец. Но вскоре каждый обнаружил, что беззащитен перед бессознательным и почти невольным прощупыванием другого. Они еще
Reviews, 14 reviews14