Volume 220 pages
2024 year
Ветер Трои
About the book
Андрей Дмитриев – прозаик, сценарист; автор книг «Этот берег», «Закрытая книга», «Поворот реки», «Дорога обратно», «Крестьянин и тинейджер». Лауреат премий «Русский Букер», «Ясная Поляна», финалист «Большой книги».
Роман «Ветер Трои» – об ускользающем счастье и любви, которая может быть целью, но ничего не решает; это история человека с медной сединой, редким обаянием и умом. От имени его друзей и поклонников из разных уголков мира и ведется повествование.
Сентябрь 2020 года. В стамбульском аэропорту спустя сорок лет встречаются двое. Путешествуя по Турции на автомобиле – Троя, Памуккале, Лаодикея, Бахчедере, – они узнают друг друга заново, испытывают, ревнуют, вспоминают прошлое и мечтают о новой будущей жизни…
Тихонин и Мария встречаются в Стамбуле через сорок лет после того, как расстались. Сейчас обоим по шестьдесят с небольшим, не назвать молодостью, даже поздней (в классификации ВОЗ "зрелая молодость" 45-60), но возраст дееспособный и располагающий к умеренным радостям.
За сорок лет чего не случалось, время выдалось интересное, он многим успел позаниматься. С ненулевым результатом. Олигархом или миллиардером не стал, зарабатывание денег не оказалось в числе его особых талантов, но к третьему десятку нового века пришел с кое-какими средствами. А главное - разыскал ее, которой никогда не забывал, предложил вместе встретить старость, она не отказалась. В мире ковидный двадцатый с его ограничениями, у них встреча в Турции и поездка на арендованном автомобиле к дому, куда она войдет хозяйкой. Шильдик на обложке книги сообщает, что Андрей Дмитриев лауреат Русского Букера и Ясной поляны, но мое знакомство с его прозой до сих пор ограничивалось "Этим берегом", который ничего не завоевал, но не забылся, как большинство прочитанных четыре года назад. "Ветер Трои" не забудется тоже.
В нем "Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?" Мандельштама и гриновское несбывшееся, которое зовет нас, соединяется с гротескно-жириновским: "каждой русской женщине - по мужу" и "на том пруду, куда тебя я приведу" группы "Лесоповал". Размышления о людях хребта и людях панциря перетекают в теорию о двух возможных типах общественной организации: гетто или базаре. Ветры влияют на людей, внушая определенные мысли или вовсе лишая разума. Бывший ответработник всякий октябрь едет в тайгу, чтобы жечь там сосну и беседовать с духами. И ты, читательница, понимаешь в какой-то момент, что именно такой финал предвидела, что иначе быть не могло, когда у Марии уже и несносная мать в Айове, и даже затурканный материнский сожитель-поэт. Дети еще, взрослые, но все же. Собака Тыковка в приюте, которую домой взять не может - дома Ося, Лиля Вова, Тамарины таксы.
Да потому, что Гомером все давно написано. Ты понимаешь, что все по- честному. И все это горько, печально, светло.
Для меня книга стала разочарованием. Заворожило название и очень удачно выбранный пробный фрагмент. Увы, уже первые натянутые диалоги насторожили; дочитала из обиды- неужели зря купила... Сырые, непонятные герои: Тихоня - какой-то флегматичный современный Бендер; по непонятным причинам имеющий некую многочисленную среду почитателей, не только оказывающих ему какое-то содействие, но и совершенно немотивированно пытающихся разгадать причины его поступков и прочее; Мария - девушка с трудной судьбой, бежавшая от нее аж заграницу, но потом приютившая деспота-мать и снова от неё страдающая... Какие-то потуги на обобщения про панцирь и хребет, но такие маловыразительные и неглубокие, что не тронуло ни ум, ни сердце. Параллели с Одиссеей, Иллиадой и Троей вообще на нуле. Жаль потерянного времени. Лучше бы "Лавра" или "Чагина" перечитала...
Двое взрослых людей решили встретиться спустя много-много лет. Он жил воспоминаниями, она просто жила. Он любил, хотел быть рядом, она просто хотела быть, вырваться из скучной, привычной, пресной жизни.
Мой рейс в … Не играйте чувствами, не играйте жизнями.
Читала, не могла оторваться.
По аннотации может сложиться мнение, что это книга о любви, но всё немного сложнее. Да, здесь есть любовь. Более того, любовь, прошедшая сквозь всю жизнь. Но она о большем. О самой жизни.
О жизни, в которой одним прощаются большие преступления, а другим не прощаются даже маленькие шалости. О жизни, в которой сколько не беги, от себя не убежишь. И от других не убежишь, они всё равно нагонят. О жизни, которая проносится в мгновение ока.
Конечно, мы в конце любой игры, мой Ю., останемся в полнейшем проигрыше; ты будешь вынужден признать в конце, что ты в игре ошибся или даже поступился совестью. Все лучше, чем сказать себе: я проиграл, не вступая в игру или играя в поддавки, – и я вообще не жил, страшась по жизни ошибиться. Как тогда быть с совестью? Она простит тебе несчастную, не прожитую толком, твою единственную жизнь, совсем не для того тебе дарованную?
«Ветер Трои» написанная поэтичным языком история жизни Михаила Тихонова. Тихони, как называют его друзья и любимая. На страницах книги мы узнаем, как сложилась жизнь Тихони с 16 лет и по сегодняшний день. Узнаем о людях, которые встретились ему на жизненном пути. Об испытаниях, которые пришлось пройти.
В книге много рассуждений о натуре человека, о дне сегодняшнем и завтрашнем, о ветрах и их влиянии на людей, о желаниях и ожиданиях, о смелости и слабости.
Куда мы не заглядываем до поры – того и нет: там дальше мрак, день послезавтрашний, и нечего туда смотреть. Я заглянул однажды – и зарекся: пью с тех пор мелатонин и сплю спокойно.
Больше всего мне понравились рассуждения о том, что люди делятся на два вида: у одних из них – хребет, у других – панцирь.
В целом после книги осталось щемящее чувство тоски и пустоты. Надежда витала в воздухе на протяжении всей истории, но финал оказался душераздирающим.
Правда если оглянуться назад, отмотать в самое начало, можно понять, что другим он быть и не мог.
Человек устроен так, что его постоянно тянет к людям и местам, которые были для него значимы. И он проходит одним и тем же маршрутом, пытаясь вновь войти в одну и ту же воду. Но это, как известно, невозможно Да и не нужно.
Произведение Андрея Дмитриева построено по принципу античной (древнегреческой) драмы. И не заметить ,что повествование ведётся от имени коллективного МЫ, просто невозможно. Эти МЫ рассказывают историю жизни Михаила Тихонина, практически от начала и до ее конца. Это древнегреческий хор, который дополняет историю Тихонина, связывает воедино различные моменты жизни и действия. Может сама повесть и не похожа на драму, хотя в ней есть ее многие элементы и даже стихотворный ритм в некоторых моментах возникает и отдаленно напоминает гекзаметр:
Ты мне скажешь: а хайвэй? куда-то он ведет оттуда, хоть в ту сторону, хоть в эту?.. А я тебе скажу: а что хайвэй? я знаю наизусть, куда ведет хайвэй, причем в любую сторону. И нетерпение на нем одно: доехать поскорее куда едешь – пока ты не уснула за рулем или пока тебе не прихватило спину.
На мой взгляд это эпос, это Илиада И в этом эпосе есть своя прекрасная Елена, похищенная и уверенная за море, есть Ахиллес, и есть Троя. И конечно есть Рок, против которого глупо воставать. Судьба сильнее человека.
Это история любви, которую невозможно прожить второй раз. И если возникает момент, когда кажется что можно, можно обмануть судьбу, изменить ход времени, перестроить маршрут, то судьба жестоко укажет герою на его место.
Очень грустная и очень поучительная история. В одну и ту же воду нельзя войти дважды, и если кто-то заходит, то это может закончится только смертью героя. Как и положено в древнегреческой трагедии.
встретил множество любителей каллиграфии, нашел и инструменты для нее – специальные палочки
рейса, этот перелет в Стамбул,
поэт; возможно, и великий; неутомимый борец с мещанством, возможно, не вполне последовательный… Он кажется себе и нам хребтовиком и вроде бы хребтом всех хребтовиков – а был типичный представитель панцирных
Reviews, 7 reviews7