Volume 142 pages
About the book
Последнее законченное прозаическое произведение Пушкина, опубликованное накануне его гибели, – и один из первых исторических романов (по определению самого автора) в русской литературе.
Носящая отчасти пародийный характер мемуарная форма повествования свидетеля и участника событий, реалистичное изображение богом забытой военной крепости на границе степей, точная историческая новеллизация жестокого пугачевского восстания, беззастенчиво романтическая сказка в духе Вальтера Скотта с неправдоподобием целого ряда сюжетных конфликтов – новаторская жанровая эклектика делает «Капитанскую дочку» художественным совершенством и блестящим образцом русской прозы.
Для кого эта книга
Для широкого круга читателей.
Для поклонников классической литературы.
Мы тут давеча в отпуске поселились на улице Пугачёва — и как было не вспомнить недавно прочитанную «Капитанскую дочку».
Дочь задала резонный вопрос: почему именем Пугачёва названа улица, мы же только что читали о нём как о разбойнике... и весь этот «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»... а я задумалась на этот раз не только об исторической обусловленности возникновения топонимов, но и о том, как меняется коллективное сознание — и коллективная же оценка событий и личностей. Википедия пишет о Пугачёве как о предводителе крестьянского восстания, для советского человека он был, конечно, герой, восставший против царской власти.
А «Капитанская дочка» (если сделать скидку на Пушкинские архаизмы, которые мне милы, а Яне скорее утомительны) нас чрезвычайно захватила — драйв и огонь. Я сначала чуть было не обозвала роман янг-эдалтом, но сейчас думаю, что всё же не стоит: возраст возрастом (Пете Гринёву на момент начала истории чуть более шестнадцати), но побуждения и поступки тех шестнадцатилетних — это побуждения и поступки зрелых персонажей, а не подростков.
Здесь много вау-поворотов, роялей в кустах, моментов, когда всё вот-вот рухнет, а оно не, и безусловно прекрасный, нежный и обнадёживающий хэппиэнд. И трагичная линия Пугачёва-конечно-разбойника-и самозванца — великодушного, храброго, умеющего уважать врага, умеющего видеть ложь и ценить честность, наказывать и миловать; и вот же, всего одна строка, да что там, полстроки воспомнаний Гринёва, что «он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота» — такой изысканный штрих.
Ай да Пушкин. Я в слёзы сопереживания — не то чтобы казнённому злодею, скорее, объёмному образу, сотканному мастерством гения.
Ох уж эта школьная программа... ну вот скажите мне, кто, читая это произведение в школе оценил всю тонкость того, как Пушкин описывал происходящие события, с какими историческими деталями, на чем делал акцент? Это произведение необходимо читать на уроке истории России, про 18 век и правление Екатерины... просто чтобы понимать атмосферу. Конечно, Пушкин вписывает своих героев в историю довольно произвольно, тут главный герой встречается с Пугачевым, а тут капитанская дочка случайно встречает саму императрицу... но эти детальки, это как раз не более чем сюжетный твист, развлечь читателя, чтобы он вздохнул, удивился. А корень, сама суть лежит тех маленьких описаниях, как отличали право от лева необразованные солдаты, или почему попадья узнала о приближении Пугачева. Или, в конце концов, про то, как иронизирует Пушкин над тем, что служивому необходимо научиться играть в бильярд, ведь в свободное время "не все же жидов бить". Эти детали создают точный, понятный и правдивый образ той России, которую мы никогда не видели. А что касается самого сюжета - мне кажется Александр Сергеевич не особо и заморачивался. Простая и понятная история любви своего времени.
Верх литературного искусства, больше нечего сказать!"Капитанская дочка" – очень русское и христианское произведение, в котором много света, добра и настоящей любви к Богу и людям.
Более оренбургской книги нет. «Если Пушкин – наше все, то «Капитанская дочка» – вся наша!» - под этим лозунгом в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н. К. Крупской собрана уникальная коллекция изданий бессмертного произведения. На сегодняшний день в коллекции 322 экземпляров на 46 языках. История более чем двухсотлетней давности, а ведь читают по всему миру, экранизируют и спектакли ставят. Каждая строка книги, (а также не вошедшая в окончательный вариант глава и черновики) анализируется, ищутся и находятся прототипы и источники, географические привязки. Остался неразгаданным главный секрет – притягательность произведения. В 2005 году в городе Сорочинске Оренбургской области открыт памятник «Капитанской дочке». В Сорочинской крепости А.С. Пушкин останавливался по пути следования из Петербурга в Оренбург. В основе повествования – влюбленная пара. Как у многих влюбленных соединиться им мешают и окружающие, и обстоятельства. Даже в пушкинские времена сюжет не блистал новизной, но какая увлекательная история приключилась на фоне грозных событий. Молодой офицер едет к месту назначения, совсем юный, даже наивный, во время бурана встречает случайного дорожного человека, который и выводит его к постоялому двору. А буран все крепчает, бушует уже не природный катаклизм, а исторический. В оренбургских степях начинается история Пугачева. Поднимаясь по Яику (будущему Уралу) он штурмует маленькие крепостцы – Нижнеозерскую, Татищеву и главную крепость русской литературы – Белогорскую. Сколько раз читаешь, и до последнего надеешься, что приступ отобьют, капитан Миронов и его храбрая жена останутся живы. Нет, все заканчивается печально и трагично, Петруше Гриневу посчастливилось избежать виселицы лишь потому, что для злодея и бунтовщика он стал любимым врагом. Герой в осажденном Оренбурге, относительной безопасности, а его возлюбленная в руках врага, и еще страшнее то, что в руках соперника. Помощи ждать не от кого, можно надеяться лишь на чудо, в отчаянии Петруша обращается за помощью к Пугачеву. Цена за чудесное спасение высока, но Гринев готов к расплате. Произведение называется «Капитанская дочка» и по логике именно Маша Миронова – главная героиня, хотя вначале геройского в ней ничего нет. Она пугается пушечной стрельбы, во время приступа ни жива ни мертва. Однако в самый решительный момент проявляется отцовская стойкость и материнский характер. Доехать из Симбирска до Санкт-Петербурга, достучаться до императрицы, добиться свободы для своего жениха – дорогого стоит. Без упорства Маши Мироновой достойного завершения у романа не было бы. «Капитанская дочка» - не роман и не повесть. Это кусок оренбургских степей, бунташного XVIII века, вырванные из пространства и времени вместе с их обитателями, гением Пушкина перекодированные в буквы и занесенные на бумагу.
Наконец, в свои взрослые годики занялась чтением классики, которую нужно было прочесть еще в школьные годы. Естественно, отношение к книге сейчас совершенно другое. Лучше понимаешь чувства героев, можешь сопереживать второстепенным, а не только следить за главными. Следить за политикой, играми властьимеющих, и прочих личностей, которые свои манипуляционные клешни распускают намного дальше, чем было замечено в юности. И отдельно отмечу, что очень приятно читать классическое повествование, язык прекрасный, очень помогает замедлиться, вникнуть в текст, и просто в удовольствие прочесть историю.
Марья Ивановна нравилась мне более обыкновенного. Мысль, что, может быть, вижу ее в последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное
Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее.
В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре,
мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть
Reviews, 22 reviews22