Дети подземелья. Слепой музыкант (сборник)

Text
8
Reviews
Read preview
Mark as finished
How to read the book after purchase
Book description

В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко.

«Дети подземелья» – повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не только оставили неизгладимый след в душе барчука, но и смягчили суровый нрав его отца.

«Слепой музыкант» – гимн победы над физическими и нравственными недугами. Слепого от рождения Петруся ведет по дороге жизни великая сила музыки.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Detailed info
Age restriction:
12+
Date added to LitRes:
02 July 2018
Date written:
1885, 1886
Size:
220 pp. 11 illustrations
ISBN:
978-5-91921-289-8
Artist:
Елена Володькина
Copyright:
ЭНАС
Table of contents
Дети подземелья. Слепой музыкант (сборник) by Владимир Короленко — ebook, download epub, txt, mobi, pdf or read online. Leave comments and reviews, vote for your favorite.
Book is part of series
«Книги на все времена (Энас)»
Маленький лорд Фаунтлерой
Ленька Пантелеев
Приключения Ромена Кальбри
-5%

Отзывы 8

Сначала популярные
Egery

Очень рада, что эта книга появилась в моей домашней библиотеке. Она и тех, что можно и нужно читать и перечитывать. Первая повесть "Дети подземелья" о том, как живется нищим, о том, как мальчик, сын судьи, знакомится с детьми из низшего, "дурного" общества. Тяжело было читать о Марусе, но история получилась не жалостливой, а трогательной и пронзительной. Вторая повесть "Слепой музыкант" о мальчике, с рождения обреченном на темноту. Но у него оказался чудесный музыкальный дар. Это история того, как семья воспринимала Петруся, как он пытался узнать и понять этот мир. О его впечатлениях, любви и музыке.

ieremeykina

Эта книга написана с душой. Вообще, сложно объяснить, как я себя ощущала. Плакала как ребенок. У меня, и сейчас такое чувство, что ком в горле стоит. Очень понравилась книга, даже несмотря на то, что она довольно грустная.

N_V_Madigozhina

Бывают хорошие книги и фильмы, которые достаточно прочитать и посмотреть один раз. Потом долго помнить или забыть - неважно. Но иногда произведение хочется или приходится перечитывать, и каждый раз оно трогает до слез... Повесть "Дети подземелья" мы проходим в школе, и каждый раз я поражаюсь той буре эмоций, которая возникает в моей душе. Нет, не приходилось мне жить в бараках, мечтать о кусочке мяса и теплом одеяле... все необходимое в детстве было, а лишнего как-то и не хотелось... Почему же эта троица - Вася и два нищих ребенка - так близки моей душе? Почему так понятны мне слова Тыбурция, сказанные сыну судьи : " Может, это и хорошо для твоего сердца, что твоя дорога пересеклась с нашей?" Эта повесть многому учит нас, взрослых людей. Например, тому, что нельзя, потеряв что-то очень дорогое, даже потеряв самого близкого человека, вести себя так, словно ты потерял все. Потому что в этом случае ты и вправду потеряешь все. И те, кому ты так нужен, потеряют тебя.

FoltsBavins

В одной книге две повести. Обе с польским колоритом. Первая - про слепого юношу из богатой семьи. Юношу, для которого музыка - единственный путь к свету, а слух - полноценная замена зрению. Интересно отметить, как Короленко пытается обрисовать словами музыку, все равно, что объяснить слепому разницу цвета. И ведь получается. И отлично получается, надо сказать. В тексте музыка становится как бы осязаемой, объемной, она описана так, словно ее можно потрогать, и в то же время музыка полностью сливается со зрительными образами.

Отдельно, пожалуй, стоит сказать о том, как Короленко затрагивает тему увечности. В повести выступают четыре, даже пять (одна за кадром) фигуры откровенно обиженных судьбой людей: Максим, иссеченный в битве - дядя Петра; сам Петр, рожденный слепым; два звонаря - один слепорожденный, другой ослепший в семь лет, и слепой кобзарь, которого брал с собой предводитель ватажки, и который погиб вместе с атаманом (и снова тот самый голубой интертекст: зачем в ночь атаман клал с собой рядом молодого, красивого, слепого кобзаря? Как получилось, что иссекли их ночью вместе? Да-да, это оно...) Есть еще несколько слепых нищих, которые оттеняют основные образы. И что мы имеем. Озлобленный на весь мир слепой звонарь, уверенный, что именно так и должно быть - все слепорожденные злые. При этом больной, лишенный теплой крыши над головой, послушник монастыря, обреченный на довольно раннюю смерть от чахотки. Добрый звонарь, ослепший в детстве, но сохранивший какие-то остатки памяти о том, что видел, имеющий из всей родни одну старуху-мать. Кобзарь, который нашел свое призвание и умер, по сути, как герой (хотя кто его знает, да) - так, по крайней мере, сохранилось в памяти малооссов. Слепые - дядя и племянник, нищие, которые ходят побираться, один из которых (дядя) потерял на войне глаза, но при этом побирается для того, чтобы кормить племянников мал мала меньше. Максим, воевавший и иссеченный войной. И Петр, фиалочка, выросшая в теплице, и потому огражденный от всех проблем, с которыми столкнулись другие увечные, но при этом ему вроде как еще сложнее - он не может себя найти, и среди этих разнообразных встречных он мыкается, выбирая свою линию поведения. Оказалось, что ограждение больного от перепетий судьбы вообще ни разу не уберегут его и не обеспечат ему хорошей жизни. Оказалось также, что можно быть похожими во многом, включая свою пережитую боль и горечь, но по-разному ее использовать, и сделать совершенно разные выводы. Оказалось, что для того, чтобы слепой мог прозреть (а это явно аллегория у Короленко), надо позволить ему самому выбрать нужную дорогу, испробовать всякое, включая горесть нищенского существования, странствия, разговоры с себе подобными.

И еще немного о музыке в заключении. Уже о той, которую творит и использует для передачи впечатлений слепой музыкант Петр. Если поначалу музыка для него - способ познания мира, он ее впитывает, с помощью ее узнает о понятиях дали, шири, высоты, глубины, если поначалу звуки для него - это замена глазам, и музыкой мать ему пытается объяснить разницу в цветах, то к финалу музыка - это уже замена словам. Все, что может сказать Петр, он говорит своей игрой. Все, что он может сделать, он делает, играя на музыкальном инструменте. То есть музыка по-прежнему средство коммуникации, но теперь она как бы обратная связь от Петра, средоточие всех его впечатлений, знания, мыслей и чувств. И объемность ее становится еще больше, еще более осязаемой.

Теперь про вторую повесть. У нее два названия: "Дети подземелья" и "В дурном обществе". Тут у нас опять про сострадание, чужую беду, болезнь. На этот раз главный герой - ребенок, тоже панич, сын судьи, который после смерти жены почти не занимался сыном. В противовес богатому, но заброшенному и несчастному ребенку показаны другие дети - дети Тыбурция, по сути приемыши, вряд ли родные, но любимые, по-своему оберегаемые: Маруся и Валек. У главного героя тоже есть сестра, но она проходной персонаж, хозяйка куклы и противопоставление больной девочке. Все внимание сосредоточено даже не на мальчиках - Валек и главный герой довольно похожи, быстро сдруживаются, и своим нежным отношением к сестрам (и к конкретно центральной фигуре) они очень сближаются самим автором. Внимание все-таки сосредотачивается на Марусе - бледной девочке, умирающей к финалу повести. Ее существование - это непрерывная череда голода, холода и болезни, при этом она тихое и ласковое существо с задумчивыми глазами и не по-детски взрослым личиком. Но именно отношением к Марусе как бы проверяются все персонажи. Тыбурций любит ее, как дочь, и горе его от ее потери настолько сильно, что даже пан судья им проникается. Да и сам пан судья как бы теряется, узнав о судьбе девочки и невольно явно сравнив ее с собственной крепенькой и здоровой дочерью. Маруся же, вернее ее смерть, и то, что делал главный герой для Маруси, обнаруживает все достойные качества в душе маленького панича, и сближает его с отцом - наконец-то. Маруся же в финале остается объединяющим звеном для судьи и его детей.

При этом, надо сказать, что исчезновение Валька и Тыбурция к концу повести делают ее как бы незаконченной. Кажется, что что-то должно быть дальше. Но дальше ничего нет. Остается только напутствие - когда тебе придется судить Валька, вспомни, что когда-то вы играли вместе, будучи детьми. А между тем интересно, что случилось с Вальком, этим русским братом Оливера Твиста и Гавроша. Скорее всего, его судьба не слишком завидна. Как и судьба Тыбурция.

Оба произведения, объединенные под одной обложкой, объединены некой идеей сострадания, иного взгляда на мир, более внимательного, более цепкого, более живого сопереживания. Короленко именно этим и стал близок Некрасову, печатаясь в его "Современнике". Снова эта тема реализма: униженные и оскорбленные. Только в отличие от Достоевского (а это его излюбленная тема), тут даже мрачные краски мягкие: не масло, а акварель, не ненависть, а любовь, не гнев, а жалость и сострадание. И все-таки больше теплоты.

ИМХО, это те книги, которые стоит дать прочитать детям. Вместе с "Каштанкой" и другими такими же. Воспитательные весьма. Так что 12+ ставить не стоит.

StellaStarks

Есть у меня одно убеждение: опасно давать детям современную литературу не прочитав её предварительно самим. Хочется убедиться в их полезности для ребёнка или хотя бы безвредности. В старой же классической, проверенной временем, детской литературе можно быть уверенной. Книги Короленко относятся именно к таким.

Повесть "Дети подземелья " в данном ,слегка сокращённом издании, проста в слоге и предсказуема в сюжете. Но ведь лихо закрученный сюжет не всегда главная цель детской литературы. Здесь главный критерий - польза для души. А он есть.

"Слепой музыкант" . Здесь тоже нет для взрослого читателя неожиданных поворотов в судьбе героев , но он интересен описанием внутренних переживаний слепого человека. Это попытка автора рассказать подрастающему поколению о сложности человеческих судеб. Откроет другую сторону жизни. Расскажет как перестать впадать в уныние и во всём постараться увидеть возможности для полноценной жизни, как бы трудно это не казалось в начале пути.

А ещё это рассказ о родителях, которые не сдались ( мама, дядя Петруся). Финал повести светлый.

Оставьте отзыв