Volume 462 pages
2011 year
Безмятежные годы (сборник)
About the book
Цикл повестей о Мусе Старобельской – «Веселые будни», «Безмятежные годы» и «Первые грезы» – принадлежит перу русской писательницы конца XIX – начала XX века Веры Новицкой (Махцевич).
Жизнелюбивая девочка проходит путь от «приготовишки» до выпускницы гимназии, от легкомысленной маленькой проказницы до умной, талантливой девушки, всерьез задумывающейся о жизни. Рядом с Мусей взрослеют и ее друзья.
Незамутнённость бытия. Жизнь кружит день за днём любя. Проделки разные бывают, они улыбку вызывают. Светлое произведение. Уважительное отношение гимназисток к преподавателям и доброе друг к другу. Если на душе неуютно, то почитайте.
Между «Веселыми буднями» и «Безмятежными годами» кто-то «съел» 4 года. Муся Старобельская возвращается из поездки уже второклассницей, поэтому две последние части («Безмятежные годы» и «Первые грезы»), будут не столько веселыми приключениями задорной девчонки, сколько станут романом-взросления. Мусе 14-16 лет и она - «второклассница». Детям это уже не столь актуально – дочке (8 лет) стало враз скучно, потому что и шалости девчонок стали другими, и уроки сложнее, и переживания совсем иного толка.
Очень трогательно и сентиментально-нежно Вера Новицкая рассказывает не просто о взрослении Муси, но о взрослении девичьей души. Все эти томления и непонятные вайбы, когда «чего-то хочется, а чего не понятно», когда вокруг одна за другой подруги вступают в какие-то отношенческие «блудни» (конечно, условно «блудни», ибо речь все же идет про девочек в основном из очень приличных семей). И вот посреди этого разгула гормонов – Муся, которая практически самая младшая из всех и такая девочка-девочка. Что меня очень удивило, книга далека от ханжества, при этом она бесконечно чистая. Тут не будет оттопыренных пальчиков, но определенная телесность - не пошлая и не вульгарная, но очень естественная и, пожалуй, такая, какая должна быть в подобной прозе - будет. Первые чувства, первые разочарования, поиск «своих»: людей, предметов, тем. Муся взрослеет и усложняется её внутренний мир. Она сталкивается с первым горем и ей придется осмыслить его и пережить. Она столкнется с обманом и его ей тоже пережить придется. Это не «коучинговая», душеспасительная литература, которая нынче попадает на книжный рынок – тут не будет способов выхода из ситуаций и рецептов. Но то, как Муся Старобельская проходит через сложные этические и нравственные выборы – хорошо и естественно, и она ни разу не изменяет ни своим ценностям, ни себе.
Отношения с мамой… Сквозь все истории про Мусю проходит линия этих доверительных бесед. И мне очень она понравилась – она не приторная и Муся может что-то утаивать, что-то недоговаривать, иногда совершать не самые достойные поступки, но в сложные моменты, когда ситуация складывается так, что самостоятельно девочка может только рыдать в сопли, а так-то для решения вопроса нужна помощь или совет взрослого человека, она всегда обращается к маме. Мама – та правильная опора, которая не душит своей любовью, но является столпом в жизни девочки.
Собственно, мне всё понравилось, и я получила редкое удовольствие от чтения. На моей книжной полке эта книга встанет рядом с «Длинноногим дядюшкой» (по атмосфере они очень близки) и станет ещё одним «куриным бульончиком» для пасмурных времён.
Просыпаешься каждое утро,и сейчас же начинаешь соображать:что же случилось такого радостного,хорошего?..Да ничего не случилось,просто жить так хорошо,так легко,отрадно,дышится так свободно,полной грудью..Впрочем,нет,не просто так жизнь хороша:приятно сознавать,что тебя любят,вспоминают о тебе, тоскуют по тебе...
Рассуждение Муси касательно моды 1908-09 годов:
По счастью, теперь модны широкие оборки на юбках, благодаря чему на первое время мой гардероб был приведен в более или менее приличный вид. Эти самые оборки, кажется, единственная положительная сторона теперешних мод, до чего же ужасно все остальное! Я иногда через окошко любуюсь на проходящих модниц: ноги спеленуты, идут, благодаря трехвершковым каблукам, носом вперед, кончики туфель на пол-аршина обгоняют своего обладателя, талии у подмышек, косы привязные, локоны привязные, челки привязные…Я думаю, у некоторых даже ресницы и брови привязные. И люди делают это для красоты. Господи, да где же у них глаза?
Как хороша должна быть любовь,высокая,чистая,восторженная...Она представляется мне в образе светло-белокурой,сияюще-белой девушки, которая охватывает душу своим нежным ласковым объятием и вдувает в нее что-то легкое,прекрасное,теплое!..В эту минуту мне хочется,чтобы меня тоже полюбил кто-нибудь,полюбить самой и чтобы дрожала душа,пела так баюкающе,нежно...
Люба несколько раз повторяла мне,что Николай Александрович любит меня.Неужели правда?..Любит?Любит?Господи, как мягко, как красиво звучит это слово:любит!..Он меня любит!..Меня любит!..От этих слов что-то так нежно дрожит в душе...Любят его глаза и ясно, тепло светятся...Любит его голос,и песнь его звучит глубоко, мягко,ласково...Как любовь украшает,облагораживает,возвышает!Как красива любовь!..
Reviews, 2 reviews2