Volume 53 pages
2024 year
Безучастные
About the book
Иллюстрированный сборник стихотворений, избавленных от времени и места их написания и демонстрирующих разговор с самим собой из уже свершившегося прошлого и из только намечающегося будущего.
Несколько раз перечитывал сборник, и каждый раз он открывался для меня по-новому. В этом отзыве попробую обобщить все свои мысли.
В первую очередь стоит упомянуть исчезнувшее художественное время в сборнике. Оно, как и лирический герой, застыло где-то между приятными и не очень воспоминаниями и пугающим "несуществующим" будущим. Создается впечатление, что ни одной из этих временных характеристик вообще нет в художественном пространстве сборника, что в свою очередь задаёт акцент на переживаниях лирического героя.
Образы в сборнике представлены весьма достаточно абстрактно, что даёт большой простор для интерпретаций. В связи с этим тех же трёх людей (черного, белого и прозрачного) можно расценивать как олицетворения прошлого, настоящего и будущего, так и совершенно по-другому. И в этом вся прелесть.
На протяжении всех стихотворений сборника прослеживается некая "борьба" между рациональным и эмоциональным. С одной стороны, в стихах часто появляются отсылки на культуру; текст наполнен терминами; в некоторых стихотворениях лирический герой пусть и аккуратно, но занимает позицию "знающего" и относится критически к некоторым явлениям. С другой стороны, он отрыт читателю: его переживания мы и наблюдаем во время чтения сборника. Для меня эта "борьба" выглядит как попытка скрыть за знаниями и эрудицией собственную слабость, в то же время сопротивляясь желанию показать её.
И показана она действительно талантливо. Благодаря чувству слова и ритма и владению художественными приёмами автора стихи цепляют, заставляют эмоционально проникнуться и надолго остаются в памяти. Помогают в этом и особенности художественной формы сборника: "классические" стихи даются читателю вперемешку со стихотворениями в прозе, а во второй половине произведения рядом с ними появляются ещё и тексты на английском. Многообразие формы оказывает комплексное влияния на читателя, учитывая...
....что в сборнике присутствуют ещё и иллюстрации. Стилизация под наброски чёрной ручкой делают акцент на главном, в следствие чего усиливает эмоции от прочтения. Иллюстративная часть сборника пронизана тоской по недоступному, самоуничижением, но жалостью к себе, немым ужасом и, конечно же, безучастием.
Больше всего в душу мне запали:
1) "Конкордия" постепенным погружением в меланхоличный транс между вдохами и выдохами;
2) "Агнес" верой в человечество вопреки всему;
3) "Габриэла", заставляющая отвлечься и взглянуть вокруг себя;
4) "Жанетт" графическим подходом к форме;
5) "Тереза" нежностью, но вместе с тем и трагичностью;
6) "Офелия" метаниями между избеганием и сближением;
7) послесловие, эмоционально сильно и невероятно точно подводящее итоги работы.
Быть ли безучастным? Лично я не смог остаться им после ознакомления с этим произведением. В нём меня поразили и чувства, и мысль, и слог, и эстетика. Спасибо Шторки и twenty five за работу.
Стихи наводят на тяжелые мысли, которые обычно приходят в голову поздно ночью и мешают уснуть; а иногда наоборот, успокаивают, так как понимаешь, что ты не один, кто грустит вечерами...
Иллюстрации ещё больше погружают в эту меланхолию, поражают наполненностью смыслом, зашифрованным в абстрактно небрежных, грациозных формах.
...
В общем чтиво непростое, а тем, кто прогуливал в школе english classes, вообще придется с переводчиком посидеть))
Казалось бы, что ещё можно сказать на тему безучастности в жизни и в мире, когда есть работы Пруста, Кафки и Камю, но даже современные авторы пытаются сделать что-то в этом направлении.
Иллюстрации временами перетягивают на себя одеяло внимания, но всё равно остаются частью целого, частью текста (в широком смысле), формируя достаточно классическую интермедиальную связь литературы и изобразительного искусства.
Тексты напоминают что-то среднее между немым криком и громогласным шепотом, но что крик, что шепот направлены туда, где они никогда не найдут отклика, ведь и прошлое, и будущее – материи зыбкие и ускользающие от человека и его замкнутости в коробке настоящего.
Здесь упоминаются вещи, за лор которых нужно шарить без прочтения "Безучастных", что заставляет порыться в дополнительных источниках, дабы узнать что-то новое, так что периодически выходим за рамки Литреса, отвлекаемся - разнообразие
Чувства героя постоянно сталкиваются с его рациональным мышлением. Будто бы эмоциональную составляющую он пытается спрятать под разум. За этой борьбой хочется наблюдать на протяжении всего сборника
Несуществующее время выглядит довольно загадочно, заставляет почувствовать себя потерянно, навевает некоторую тревогу "А что там в прошлом? Что происходит сейчас? А что будет?" - неизвестно
Английский язык в работе притянул еще интереса. Вдыхаешь "Безучастных" по новой
Иллюстрации, отлично фокусируют внимание на нужных вещах, смотреть на них хочется долго, минималистичный стиль "наброска" довольно привлекателен. Целую художнику руки
В целом читается нелегко, но проза даёт передохнуть. Хотя интерес от этого совсем не пропадал, а только нарастал. Полюбила этот сборник. Очень красиво, очень
Всем Конкордия оч зашла, это инфа сотка
Reviews, 4 reviews4