Основной контент книги Нубук
Нубук
Texttext

Volume 260 pages

2003 year

16+

Нубук

livelib16
4,0
180 ratings
$1.52

About the book

«Нубук» – один из самых ярких и провокационных романов в творчестве Романа Сенчина, автора знаменитой, жесткой и подкупающе правдивой семейной драмы «Елтышевы». Автор описывает печальную судьбу свободного предпринимательства в России на заре 1990-х. Три героя, одному из которых досталось немало биографических черт автора, пытаются прижиться и сделать карьеру в мире дикого отечественного бизнеса, но каждый терпит неудачу. Один сделал неверный шаг и разорился, другой попал в «Кресты», а третий спрятался от проблем в глухой сибирской деревне. Но куда можно спрятаться от себя самого?

Между счастьем и несчастьем лежит пропасть. И в ней мы все живем, нравится нам это или нет.

«Кому интересно читать про период первичного накопления капитала 90-х годов, жестокий и беспощадный?» - спросите вы, - про «маленького человека», погрязшего в бытовухе, про то, как его заедает среда, про его моральную деградацию, про серость будней, про косность, узколобость и многое, многое прочее, чем славится среднестатистический обыватель? От подобной тоски и безнадежности хочется крикнуть: «чур меня». А мне вот почему-то интересно, хотя после этого чтения в моем организме не осталось ни одной счастливой клетки. Наверное, этот интерес по силе ощущений равносилен пробуждению после кошмара, когда с радостью понимаешь, что это всего лишь сон, и все увиденные ужасы происходили не с тобой.

У меня вообще идиосинкразия ко всему, что касается 90-х, слишком уж много с этим временем связано отрицательных коннотаций, но для произведений Сенчина я готов сделать исключение. Мало кому удалось адекватно и без излишней чернухи описать этот период социального перелома.

В романе отсутствуют стилистические изыски, ему чужда могучая семантическая пульсация. Язык повествования скупой, местами даже примитивный, подстать героям романа. Сюжет тоже не балует динамикой и яркими событиями, по большому счету, герой просто перебирается из пункта А в пункт Б и обратно. Текст предельно натуралистичен, почти документален, какой и должна быть история из повседневной жизни. Герой нарочито приближен к автору, вплоть до идентичности имени и фамилии. Любопытный подход, который, на мой взгляд, как бы добавляет достоверности повествованию. Автор безжалостен к своему герою, но, прежде всего, он безжалостен к самому себе.

Чаще всего протагонист любого романа - интересная личность с положительным или отрицательным знаком. Даже если он неинтересен, то в его жизни есть интересное события, хотя бы одно. А вот представьте себе, обыкновенное серое существо, которых на самом деле легион, но книг про них не пишут. Легион темной, сутулой, мрачной, вонючей, хтонической массы без признаков живой души, из которой посредством воображения автора был выдернут один экземпляр со всеми пороками, присущими этому классу млекопитающих, чтобы показать его с разных сторон, со всеми потрохами, чтобы увидели и оценили, какое это ничтожество.

Так вот Роман Сенчин в своем фирменном стиле, вспахивая привычное для себя поле бытовухи, вскрывает тонкости физиологизма в психологизме маленького человека. Это уже не «маленький человек» Пушкина, Гоголя или Чехова. Те хотя бы умели говорить, эти же с ампутированной речью могут только бекать и мекать, и без трех основных великих матерных слова и их производных неспособны закончить даже элементарного предложения. Но они, как по волшебству, по велению и хотению автора обретают голос, чтобы мы увидели и услышали то, что скрывается за однообразной, серой толпой парнокопытных.

Ранее автор помещал своих героев в условия сельского быта без какой бы то ни было надежды подняться выше горизонта рептилии. На этот раз он немного отошел от деревенской прозы и высадил протагониста в условия крупного мегаполиса, чтобы уже в городском антураже во всей красе показать его «сильные» и «слабые» стороны (безволие и беспросветную тупость).

Предвидя возможное несогласие по поводу некоторых использованных прилагательных, сразу же оговорюсь, что они призваны подчеркнуть лишь духовную наполняемость, а именно, отсутствие оной у представителя описываемого этоса. Как говорил Шопенгауэр: разум - орудие инстинктов, если нет первого, то человек подчиняется второму, и уже ничем не отличается от животного.

Может быть кто-нибудь возразит, что любой человек, помещенный в контекст глобальных перемен: распад и ослабление государства, обострение межнациональных отношений, духовный и материальный кризис, общее обнищания, ощущение всеобщей бесперспективности и многое прочее, поневоле станет «маленьким человеком», но я с этим не согласен.

Если же вас не интересует заурядная бытовая история, хотя и искусно препарированная автором, то рекомендую данное произведение хотя бы потому, что на текстах Сенчина сможет отдохнуть ваш читательский глаз, уставший от постмодернизма и магического реализма.

Отзыв с Лайвлиба.

Сенчин себе не изменяет. Стиль тот же, канва повествования всегда пессимистическая, как бы отстраненная к судьбе героев со стороны автора. Женщин Сенчин использует во всех своих произведениях, но в душе их не любит и боится. Алкоголь красной строкой, как единственное средство уйти от проблем. Автор как неприкаянный, блуждающий между Москвой, Питером и Абаканом. Роман Нубук явно был между другими произведениями автора, судя по активному началу и середине и полному нежеланию вести главного героя по волнам жизни. Автор запихнул героя откуда он вылез и закончил невнятно свой Роман Нубук. Но я обожаю циника Сенчина. Читаю его с огромным удовольствием. И буду ждать его новые произведения!

Сколько молодежи (да и не только) мечтают хотя бы просто побывать в Москве и Питере, увидеть воочию обе российские столицы, но, к сожалению, позволить себе это могут далеко не все - ибо стана наша огромная, а путешествия, увы, дорогие. Чем больше расстояние, тем меньше вероятность увидеть их. А если ещё и переехать на ПМЖ, трудоустроиться, найти жилье, друзей, то это просто верх мечтаний, почти недостижимый пик! Там, глядишь, встретишь свою половину, родите городских (теперь уже) детей, а ваших внуков потом начнут называть коренными... Такие переезды и переселения ассоциируются у меня с прививкой плодовых деревьев. Это как к яблоне привить росток другого растения и ждать, когда она начнет давать сортовые яблоки. Но тут у нас тяжелый случай - то ли "яблоня" не та попалась, то ли "с погодой не повезло", либо "отросток" слишком слабый, но вот не прижился! Молодой здоровый парень с легкой руки бывшего сельского приятеля Володьки, теперь уже питерского бизнесмена, попадает из деревни в город. Не просто в город, а в Петербург! Получает отдельную (пусть временно, но всё же) квартиру, работу, деньги, перспективы! Ну о чем ещё мечтать?! Живи, трудись, развивайся, ан нет... Как только на горизонте замаячили трудности, пора настала делать ноги. Обратно, откуда пришел. Как ошпаренный пес, поджав хвост, он бежит домой. Но, блин, деньги же ещё остались, руки/ноги есть, вроде не дурак, к жизни в городе привык, почти уже не озирается "на новые ворота", так зачем сбегать, куда, ради чего?!!! Во-первых, Володька не бросил бы его, помог, как самому бы тяжело ни было, не такой он человек, порядочный. А во-вторых, в таком огромном городе кроме Володьки работать больше негде?! Ну не получилось здесь, значит ищи другое место, узнавай, добивайся, дерзай! Проще, разумеется, убежать от проблем, да только убежишь ли?! Более того, сбежал как трус последний, ни с кем не попрощавшись, не объяснив, не поговорив, записки даже не оставив! Уведомил лишь лживой телеграммой, будучи уже в пути. Для Володьки это было, я уверена, плевком в лицо, ударом ниже пояса - ведь он к нему со всей душой, как брата принял, а тут такой сюрприз!... Родители его всё сразу поняли! Успешного человека, сына, тем более, не встречают молчаливым недоумением, его наперебой расспрашивают, что да как; а здесь немая растерянность, и, пока не выпили, ступор, тишина, не о чем даже поговорить или спросить (чтоб не обидеть). Да и не важно, в принципе, что не получилось у него там в городе, что вернулся ни с чем, а обидно, что струсил сказать правду! Самым близким людям - своим собственным родителям, и тем побоялся! Вместо этого начал вешать им лапшу насчет будущего бизнеса, в который сам не верил, но утверждал, что, якобы, торгуя волшебными препаратами типа БАД, он сможет заработать приличный капитал. Прямо здесь, в селе, даже ездить никуда не надо! Может быть, и заработал бы, но только не он, не этот человек!!! Очень показательной была родительская оценка перспективы будущего бизнеса их отпрыска:

— Н-да. - После того, как я выдохся, отец посмотрел на часы. Половина шестого. Давайте еще выпьем чуть-чуть, и надо идти огород поливать. Пока закончим - уже и стемнеет. Мама добавила в оправдание: — Хотели днем, но такая жарища!.. А растениям вредно, когда в жару поливают..."

Поняли, что он не верит в эту чушь! Врет, успокаивая их и самого себя. Более того, ему даже не хватило смелости, чтобы позвонить специалистке в Енисейск! Трус, лентяй и фантазёр!

Наверное, ближе к осени - решусь.

Какой ему, тем паче, Питер?! Да он же собственной тени боится! Боится идти в квартиру, где подруга Володи одна - а вдруг инсценирует нападение, боится признаться своей невесте, что заразил её плохой болезнью, боится попросить прощения за это, боится сказать Вовке, что струсил этих "бритых", которые могут придти (причём не по его душу), боится сказать ему, что убегает обратно в деревню к маме с папой, даже на пейджер Вовке не ответил, струсил! Побоялся признаться и родителям, что сын их трус и неудачник, и что лучше катиться по уже накатанной лыжные, а не топтать новую! Ведь в деревне всё так просто и понятно, не то что в городе!...

А огурцы, наверное, как раз для продажи пошли. И клубника "виктория"... Да, к самому базарному времени подоспею.

Целая сумка новых шмоток из города тоже вряд ли пригодится на селе, скорой всего уйдет по дешевке местным "модникам" или напрямую в обмен на водку. В деревне ведь что хорошо ещё?! Здесь никто и слова против выпивки не скажет, не посоветует бросать, а уж тем более курить; никто не попрекнет, что от носков несет. И если баба отдалась, значит она твоя, а вякнет что - за ворота её! Так и не вякнет ведь, потому что это тебе не город, тут выбора особо нет, какой попался, такой и слава Богу, лишь бы мужик был в доме! К сожалению, это собирательный образ русского мужика, не на селе или в деревне, а по стране в целом. Населенный пункт значения не имеет - деревня это, поселок, город или прочее, не важно, ведь полезные ископаемые лишь в некоторых областях встречаются, а го#но - оно везде есть! Вот и такие "Емели на печи" везде бывают!

P. S. Впервые, наверное, испытываю жгучую антипатию к главному герою!!! Хочется верить, что от себя Роман Сенчин дал ему лишь собственное имя!)

Отзыв с Лайвлиба.

Очень сложно говорить об этом романе не приоткрыв его сути, которая открывается читателю постепенно, вырисовываясь из слов, поступков и мыслей "Гг" - главного героя (хотя он не совсем герой) - ну не нарративатором же его называть! от слова нарративатор у меня начинаются наррывы по всему мозгу и оно колеблется в воздухе ещё долго после того, как отзвучало, мешая восприятию дальнейшего текста. На дворе 90-е, бизнес больше похож на джунгли, кто-кого съест, кто уползает зализывать раны, кто-то трусливо подъедает остатки - и не сыт, и не радостен, но жив. У нашего персонажа на это время пришлась молодость. Никто никуда никого уже не созывает, не собирает под знамёна, не организовывает. Своего пороху не хватает, а красивой жизни и денег хочется, но идей и решительности на это не хватает (да и хватало-то не у многих). И вот сидит наш "Гг" в деревне, растрачивает свой потенциал там где другие его докатывают на излёте жизненного пути - на своём огородном участке, в глухомани. Но почему? от нерешительности? или может не догадывается какие таланты в нём дремлют и не ищут себе применения? или его всё устраивает? Но вот подворачивается случай и старый друг зовет его к себе на работу в город, так как сам он торгует обувью и на складах, магазинах нужны свои люди. Это не столько книга о девяностых, сколько мастерская литературного портрета. События, которые происходят в жизни "Гг" и его отношение к ним, как проявитель лишь помогают черточкам его личности собраться в единый образ. Мы можем рассмотреть "Гг" во всей красе. Как он решает возникающие проблемы? какую роль принимает на себя? Кто он? Не знаю как удалось Сенчину на таком материале, скупыми красками выстроить очень хороший роман. Прошло много времени с тех пор, как я его прочитала и рука не поднималась писать отзыв. Но он продолжает тревожить воображение. Автор дал своему "Гг" собственную фамилию, не для того ли, чтобы он не превратился в имя нарицательное, подобно "лишним людям" своего времени - Онегину или Печорину. Этот авторский прием побуждает каждого обратиться к собственной личности и приглядеться к себе, так же взыскательно отнестись к своим поступкам. Оценку я даже спустя время, не поменяла. Эта книга стоит того, чтобы её прочитали. Она отлично запечатлелась в памяти, при чтении она возмущает и раздражает "мозговые вкусовые рецепторы", как хорошая приправа, но в личный "золотой фонд" не входит, хотя стоит прямо у его преддверия вместе с другими очень хорошими книгами.

Отзыв с Лайвлиба.

Вроде бы нашел родственную душу.

Автора, который на нужной волне, у которого музой работает "тоска зеленая, обыкновенная, 1 шт". Говорят, из книжки в книжку такая картина. Коли не врут, буду смаковать.

Давно примерялся перейти с Прилепина на Сенчина. Если Захар Николаевич с претензиею и "пьет коньяк в аэропорту Шереметьево", то Роман Валерьевич ограничивается одной лишь "Свежестью" и поэтому кажется своим парнем.

Минимум надоевшей игры слов, все только по делу и честно, без изысканного глянца. Хотя в этой книжке описывается конец 90-х, какой уж там глянец. Местами простоту повествования и провинциальность ГГ хотелось бы уже затушевать, стыдливо прикрыть каким-нибудь модным фильтром из Instagram, чтоб скрыть все прыщики. Чтоб над наготой не смеялись искушенные хамы. Но такова селяви во всей своей простоте и непосредственности. Что ж делать.

9 из 10

Отзыв с Лайвлиба.

Leave a review

Log in, to rate the book and leave a review
Book Романа Сенчина «Нубук» — download in fb2, txt, epub, pdf or read online. Leave comments and reviews, vote for your favorites.
Age restriction:
16+
Release date on Litres:
29 September 2011
Writing date:
2003
Volume:
260 p. 1 illustration
ISBN:
978-5-699-47218-5
Copyright holder:
Автор
Download format: