Free

Сборник докладов XIII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии

Text
Author:
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

Кроме того, мы изучили вопрос, связанный с собственными ориентациями, интересами и социальными установками будущих педагогов-психологов. Наиболее часто встречающиеся ориентиры в будущей карьере – «служение» (18%), «стабильность места работы» (18%). Графически полученные данные представлены на рис. 2.

Рис. 2. Мотивационная направленность личности на достижение успеха


Данные ориентиры отвечают за желание специалиста приносить пользу другим и за необходимость постоянства в выбранной профессиональной деятельности. Исходя из собственных интересов, студенты сделали выбор в пользу той профессии, где они будут чувствовать уверенность в своих выбранных ориентирах, то есть на формирование профессиональных предпочтений большое влияние оказывают интересы и внутренние ориентиры студентов.

Исходя из нашего исследования, можно сделать следующие выводы: после прохождения первой производственной практики профессиональные предпочтения не подверглись изменению и студенты, столкнувшись с реалиями своей будущей профессии, подтвердили актуальность и достоверность своего раннее сделанного выбора при профессиональном самоопределении.

Пригодность человека к той или иной профессиональной деятельности зависит от его соответствия определенным профессиональным и личностным характеристикам, наличие которых требует профессия. Немаловажно, что для успешной профессиональной деятельности необходимо наличие симбиоза между индивидуально-личностными особенностями, способностями и профессиональными предпочтениями и интересами индивида.

Литература

1. Розанова В.А. Психология управления. М., 1999.

2. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006.

Феномен «зеппинга» в контексте клипового мышления студентов педагогического вуза

Семёнов А.Н.
Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, кафедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина

Век информационных технологий и множества потоков информации требует тщательной перестройки мышления, способного справляться с бесперебойно поступающими данными. Необходимый способ адаптации человеческого мышления существует в клиповом мышлении. Клиповое мышление не создает прочных связей между объектами, позволяя переключаться с предмета на предмет. В этом состоит преимущество клипового мышления перед понятийным на сегодняшний день.

Трудно отстраниться от процессов внимания при изучении феномена клипового мышления. Современному человеку важно приспосабливаться к меняющимся реалиям окружающего мира. Темп жизни невероятно высок, вчерашние тренды могут быть неактуальными уже завтра. В социальных сетях, по телевидению, через интернет осуществляется непрерывная передача информации. В характеристиках клипового мышления указывают его поверхностность, неспособность к сложным логическим цепочкам, отсутствие целостной картины мира, фрагментарность получения и передачи информации и многое другое. Поэтому необходимо остановиться на важной составляющей клипового мышления – феномене «зеппинга».

В научной литературе «зеппинг» определяется как быстрая смена объекта восприятия. Действительно, оперируя клиповым мышлением, нелегко полноценно углубиться в предоставляемый материал. Мышление неспособно к длительной и осознанной деятельности. Если человека не отвлекают сторонние предметы, такие как телефоны, компьютеры, то ему необходимо самому отвлечься, чтобы вернуть живость и тонус мыслям. Если обратиться к современным исследованиям для изучения поставленного вопроса, можно увидеть тенденции, демонстрирующие, что дети, активно и разносторонне взаимодействующие с гаджетами и компьютерами, гораздо сильнее развивают структуры, отвечающие за переключение и распределение внимания. Лучше развивается вербальный компонент, так как общение в интернете чаще вербальное, чем невербальное. Можно предположить, что постоянное использование смартфонов и компьютеров влияет на способность детей и взрослых концентрировать внимание, которая становится значительно хуже, и это может мешать их обучению. Клиповизация учебных материалов, визуализация при помощи презентаций текста и параграфов учебников, акцентуация на тестах усиленно способствуют формированию клипового мышления у подростков. Велика вероятность, что с годами способность быстро менять объект восприятия лишь усиливается.

В рассуждении о феномене «зеппинга» в клиповом мышлении конструктивным решением будет выяснить, насколько представление о быстрой смене предмета восприятия соответствует действительности, как долго внимание будет удерживаться и насколько продуктивной окажется деятельность человека в процессе концентрации внимания.

Вполне вероятно, что студентам педагогического вуза в будущей практике придется столкнуться с проблемами удержания внимания у воспитанников. Важным шагом в подготовке специалистов к профессиональной деятельности окажется измерение их собственного уровня концентрации, продуктивности и избирательности внимания. Исследование было организовано и проведено на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ. В нем приняли участие 32 студента I–III курсов.

Для диагностики внимания было выбрано 3 методики. Результаты методики Мюнстерберга (табл. «Избирательность внимания») показали высокую избирательность и концентрацию внимания. Обследуемые продемонстрировали преимущественно высокий (37% обследуемых) и средний (30% обследуемых) уровни. Но количество человек, имеющих уровни высокий и выше среднего (67% обследуемых), суммарно больше, чем студентов, имеющих средний уровень (30% обследуемых). Результаты могут свидетельствовать о подтверждении наличия феномена «зеппинга» в рамках обследуемой группы.

Методика «Расстановка чисел» (табл. «Произвольность внимания») направлена на изучение произвольности внимания. Данная методика показывает, что наибольшее число обследуемых имеет низкий уровень произвольного внимания (37% обследуемых). Учитывая, что произвольное внимание требует сосредоточения на объекте при помощи волевого усилия, следует отметить, что не все испытуемые способны к напряжению и удержанию вниманию на протяжении выполнения методики.

Тест Бурдона (табл. «Объем внимания», «Концентрация внимания») позволяет оценить уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. По результатам обследования отмечены отличные и выше среднего показатели (37% и 30% соответственно) по шкале работоспособности. Большинство обследуемых все же показали отличные и высокие результаты (54% обследуемых суммарно). Концентрация внимания же распределилась поровну, что вновь указывает на то, что не все обследуемые могут в течение определенного времени удерживать внимание на выполнении той или иной задачи, не способны к монотонной работе.

Таким образом, можно сказать, что феномен «зеппинга» имеет определенные проявления среди студентов педагогического вуза. У них отлично развита избирательность внимания и работоспособность, что позволяет оставаться на связи и не испытывать переутомления от бесперебойно поступающей информации. Однако страдает концентрации внимания, оставляя студентов менее усидчивыми в процессе обучения, в то время как в будущем их работа будет зачастую связана с профессиями, требующими умения полностью сфокусироваться на поставленной задаче или проблеме. Быстрая смена объекта восприятия является безусловным плюсом в повседневной жизни. Но какие знания студент сможет усвоить при отсутствии хорошо развитой сосредоточенности?

Особенности эмоциональной сферы младших школьников, регулярно занимающихся спортом

Трухина С.В.
Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, кафедра психологии развития

Эмоциональная сфера всегда играет значительную роль в жизни человека в современном постоянно меняющемся мире. Чрезвычайно важно понимание связи эмоций с характером деятельности субъекта, и регулирующей роли эмоциональной сферы в этой деятельности. В младшем школьном возрасте эмоциональное состояние ребенка подвергается значительным изменениях, механизмы саморегуляции ещё только формируются, не всегда ребенку удается справиться с различными внешними и внутренними факторами воздействия. А особенностью эмоциональной сферы спортсменов является собранность, волевые качества, умение контролировать свою эмоциональную сферу, а также меньшая тревожность.

Целью исследования являлось изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников, регулярно занимающихся спортом.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эмоциональная сфера младших школьников, регулярно занимающихся спортом, отличается от их сверстников, не занимающихся спортом: наблюдается больше проявлений позитивных эмоций, ниже уровень тревожности, агрессии и фрустрации.

Методологическую основу данного исследования представляют:

– идея С.Л. Рубинштейна о том, что в эмоциях представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» [3].

– культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, заключающаяся в том, что эмоциональный опыт ребенка является продуктом активного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Исследовательская работа проводилась на базе ГБОУ СОШ 875 ЮЗАО г. Москвы, ДЮСШ № 7 Москомспорта, ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70».

 

В нашем исследовании принимали участие более 71 человек в возрасте 9-11 лет, обучающихся в 3–4 классах.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка [2], шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина [1] проективная методика «Рисунок «Несуществующее животное»» М.З. Дукаревич, Л.М. Костина, метод статистической обработки данных U – Критерий Манна-Уитни [4].

В результате проведенных исследований установлено, что в целом положительные и отрицательные эмоции у младших школьников, занимающихся спортом, и у их сверстников, не участвующих в регулярных занятиях спортом, выражены равной степени (рис. 1).


Рис. 1. Уровень положительных и отрицательных эмоций у младших школьников


В исследовании выявилось, что уровень личностной тревожности (рис. 2) и фрустрации (рис. 3) у младших школьников, занимающихся спортом ниже, чем у их сверстников не участвующих в регулярных занятиях спортом(p = 0,02; p = 0,024).


Рис. 2. Результаты исследований личностной и реактивной тревожности у младших школьников


А более низкий уровень ситуативной или реактивной тревожности (рис. 2) не подтверждается статистическими данными (p = 0,078).


Рис. 3. Результаты исследований фрустрации и агрессии у младших школьников


Дополнительно в исследовании установлено, что уровень агрессивности и реактивной тревожности у мальчиков, занимающихся спортом регулярно, ниже, чем у мальчиков школьников регулярно не занимающихся спортом (p ≤ 0,05).

А уровень агрессивности, реактивной тревожности у девочек, регулярно занимающихся спортом, не отличается от девочек младшего школьного возраста, не занимающихся спортом(p ≥ 0,05).

В результате исследований эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, регулярно занимающихся спортом, было установлено:

1. Положительные и отрицательные эмоции присутствуют у младших школьников, как регулярно занимающимися спортом, так и не занимающимися.

2. Уровень личностной тревожности, фрустрации у младших школьников регулярно занимающихся спортом ниже, чем у младших школьников регулярно не занимающихся спортом.

Таким образом, в заключении, можно сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась. Эмоциональная сфера младших школьников, регулярно занимающихся спортом, отличается от эмоциональной сферы сверстников, не занимающихся спортом.

Литература

1. Психологические тесты для профессионалов / Авт.-сост. Н.Ф. Гребень. Минск, 2007. 496 с.

2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика // Методики и тесты. Самара, 2001. С. 141–144.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2017. 55 с.

4. Mann H. B., Whitney D. R. On a test of whether one of two random variables is stochastically larger than the other // Annals of Mathematical Statistics. 1947. № 18. P. 50–60.