Free

Риски интернет-коммуникации детей и молодежи

Text
Author:
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

«Как следует поступить, если стало известно, что ваш ученик участвует в политических акциях? С позиции классного руководителя, педагога, узнав об этом, не бежать по всей школе или лагерю, чтобы об этом рассказать. Надо сначала подойти к психологу, социальному педагогу проконсультироваться, посоветоваться, как себя вести в этой ситуации. Затем в школу можно пригласить родителей на индивидуальную беседу, чтобы понять причины такого поведения и поискать пути решения: вовлекать в творческие дела, помочь найти ему интересные занятия, поручения. И очень действенно сейчас приглашать специалистов сторонних организаций в школы, на смены в лагерь».

Педагог, г. Волгоград

«Ограничительные меры мало что дают, необходимо активно взаимодействовать с детьми в Интернете… И согласно российским законам, запрещать организации, призывающие к насилию, убийству…»

Педагог, г. Санкт-Петербург

«Во-первых, требуется диагностика всех детей, которая должна проводиться социально-психологической службой школ, электронное тестирование либо в бумажном виде, либо, если есть возможности, то в ходе специальной беседы – фронтальной, групповой. В любом случае надо сначала выявить наклонности и настроения детей, а дальше, как только мы их выявили, зафиксировали, мы должны проводить классные часы, родительские собрания на разные социальные темы. Сюда же входят индивидуальные беседы педагога как с ребенком, так и с родителями, которые часто не обращают внимания на его специфические интересы. И, конечно же, привлечение подростка к общественной жизни коллектива».

Педагог, г. Волгоград

Комментарий эксперта

«Необходимо отметить, что мотивы, которые движут преступниками-экстремистами, во многом лежат на поверхности. Сталкиваясь с несправедливостью и неизбежными жизненными трудностями, отдельные неустойчивые индивиды предпочитают бросить вызов обществу, форсировать социальные трансформации, спровоцировать агрессию по отношению к публичной власти. Эта агрессия выплескивается на улицы городов, провоцируя молодежь и другие социально активные слои населения к противоправным, антидемократическим действиям, причиняющим ущерб социальной инфраструктуре» [24].

В.П. Кириленко, заведующий кафедрой международного и гуманитарного права, доктор юридических наук, профессор Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС (г. Санкт-Петербург), Г.В. Алексеев, доцент кафедры правоведения, кандидат юридических наук

Вопросы по теме

1. Что означает понятие «сетевой контент экстремистского, террористического содержания»?

2. Кто или что влияет на возникновение молодежного экстремизма?

3. По каким признакам можно распознать, что школьник подвергается воздействию террористического и экстремистского контента в сети Интернет?

4. Что означает слово «скулшутинг»?

5. За какие деяния предусматривается ответственность по Статье 282 УК РФ?

6. За что могут понести ответственность несовершеннолетние граждане Российской Федерации по статьям 243, 244 УК РФ?

Глава 4
Распространение деструктивного контента в сети интернет

Под распространением деструктивного контента в сетевой среде имеется в виду формирование в цифровом пространстве асоциальных ценностей, взглядов и установок, не соответствующих принципам человеческой морали: подталкиванию к девиантному поведению (употребление наркотиков, алкоголя), асоциальным поступкам (нанесение физического и морального ущерба определенным людям, представителям конкретных социальных общностей (людям с ограниченными возможностями здоровья, людям без определенного места жительства и т.д.), отрицание семейных ценностей и т.д.).


Статистика

По данным корпорации «Крибрум», в деятельность деструктивных сообществ вовлечены 69 700 российских подростков.

Около 50 тысяч подростков активно обсуждают пропаганду убийства одноклассников.

Специалисты компании обнаружили также группы, которые открыто распространяют наркотики – в них состоят 80 тысяч подростков [4].


Рис. 4.1. Оценка подростками своего положения среди одноклассников


Ученые И.Б. Степанова и Т.М. Явчуновская, проведя исследование, посвященное изучению проблем насилия среди подростков, получили следующие данные: оценивая свое положение среди одноклассников, 18,7% опрошенных причислили себя к лидерам класса, 70,6% указали на то, что мало общаются с одноклассниками, но не испытывают негативного отношения с их стороны, и 10,7% подростков сталкиваются с негативным отношением со стороны большей части класса. Другими словами, каждый десятый подросток в той или другой степени подвергается буллингу со стороны сверстников [47].


Описание ситуации

Впервые своим странным увлечением Дима встревожил родителей еще будучи пятиклассником. Уже тогда он начал периодически направлять по электронным адресам своих друзей фотографии и видеоролики, содержащие сцены жестоких драк, которые он снимал в школе и на улице. Отцу Димы даже пришлось выслушать тогда немало справедливых замечаний на родительском собрании.

Долгое время прежняя склонность никак не проявлялась. Но с возрастом Дмитрий увлекся изучением различных неформальных группировок, приемов ведения боя, видов оружия. Очень скоро его страница ВКонтакте превратилась в центр довольно агрессивного сообщества. Фотографии и видео со сценами насилия, на которых подростки издеваются над животными или своими же одноклассниками, стали предметом всеобщего развлечения.

Участники переписки в комментариях активно обсуждали происходящее и поддерживали Дмитрия в его наклонностях, считали его героем. И только осторожное и корректное вмешательство школьного вожатого и учителя, долгие и обстоятельные беседы с участниками переписки помогли приостановить тот поток агрессии и насилия, который изливался со страницы Дмитрия. Не обошлось и без помощи психолога, который подробно рассказал детям, чем для подростков, как правило, заканчивается подобная увлеченность.


Как это происходит?

Как правило, увлечение виртуальными группами деструктивной направленности начинается с деформации в семейных отношениях, когда родители либо заняты выяснением своих отношений, либо пьянствуют и не обращают внимания на ребенка. В этом случае происходит нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, разрушение нравственных взглядов и убеждений.

Далее возникает перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер. В связи с этим у них происходит увеличение неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности.

В результате наступает постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, друзей). Этому способствуют и личностные особенности подростка, такие как трудность формирования жизненных ориентиров, переживание собственной неуспешности, неадекватная самооценка, неумение взаимодействовать с окружающими, неустойчивость эмоциональной сферы.


Последствия

Подросток, который систематически в социальных сетях подвергается воздействию контента деструктивного характера, в результате теряет свою волю, самостоятельность в принятии решений и в итоге – контроль над своей жизнью.

Происходит формирование зависимости. Дети утрачивают непосредственность, непринужденность, естественные реакции. Происходит ухудшение физического и психического состояния, появляется нервозность и подавленность.


Маркеры, по которым можно распознать вовлеченность школьника в деструктивные онлайн-сообщества:

○ размещение в своих аккаунтах контента, нацеленного на оскорбление каких-либо социальных групп или категорий, сведение оценки личности к ее физическому, психическому, прочим недостаткам;

○ наличие друзей, разделяющих дискриминационные установки и стереотипы;

○ инструктивный характер контента в аккаунте подростка;

○ перепост видео, в которых отражены оскорбительные действия по отношению к людям, нанесение им физического и морального ущерба;

○ доминирование контента, романтизирующего вредные привычки; постов, изображающих различные виды зависимости как веселые и привлекательные занятия, а асоциальный образ жизни – как героический.


Триггеры (спусковые механизмы), запускающие развитие ситуации риска: