Free

Горшеня

Text
Author:
0
Reviews
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

Ехал он, долго ли, коротко ли – подъезжает к монастырю. А монастырь был старинный и стоял в глухом бору. У ворот сидел старый-престарый привратник; увидал государя, встал и кланяется. Приказал царь позвать сейчас же игумена перед свои светлые очи и говорит ему: «Слышал я, отец, что больно ты умен да с подьячими ласков. Загадаю я тебе три загадки. Коли отгадаешь, так не поставлю тебе в вину, что ты неправдою к монастырю моих государственных вольных мужиков приписал, хоть и отберу их: не след монахам чужим трудом жить. А не отгадаешь – не помилую!.. Вот тебе загадки: первая: сколько звезд в небе? Вторая: чего я, русский царь, стою? И третья: что я думаю? Даю тебе сроку до завтрашнего дня. Теперь поеду я в город, разберу, что с тобою подьячие напутали, а буду назад ворочаться – будешь ты мне и ответ держать». Хлестнул царь коня и уехал, а игумен остался у ворот ни жив, ни мертв со страху.

По сказанному, как по писанному, разобрал государь в городе все дело: плутов судей да подьячих, что совесть и присягу продавали, не помиловал и поехал обратно. А горшеня между тем продал на базаре свой товар с барышком и думает: «Что-то теперь в нашем монастыре делается? Не заехать ли отца игумена утешить: грозен, мол, царь, да милостив Бог!» И поехал.

Приезжает горшеня в Беспечальный монастырь и видит в монастыре печаль великую! сидит игумен с братиею, над царевыми загадками думают – ничего придумать не могут. «Что, отец игумен, не весел, голову повесил?» – спрашивает мужик. И рассказал ему игумен свое горе. Подумал горшеня и говорит: «А ведь загадки-то эти я разгадаю». Стал его игумен просить-молить, чтобы горю пособил. Горшеня отказывается: «Боюсь, – говорит, – впутываться: это дело государево; твой, ведь, разум царь пытает, а не мой». Посулил ему игумен за помощь сто рублей, сейчас и деньги принес – все серебряными рублевиками, – насильно в руки сует. Поглядел мужик на деньги, еще подумал и говорит: «Ну, ладно, выручу я тебя. Ложись теперь спать: утро вечера мудренее. А завтра, как приедет государь, одену я твое игуменское платье и выйду к нему за тебя». Игумен и рад – боится царю на глаза показаться.