Free

О записках Порошина

Text
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

2) Военный элемент не преобладал в воспитании и в обстановке юного великого князя. Военные упражнения не отвлекали его от занятий. Его не приучали быть прежде всего военным. Конечно будущий монарх такого великого государства как Россия, не мог оставаться чуждым того, что должно отчасти составлять силу и безопасность страны, но его обучали военному делу с высшей точки зрения, а не погружали в мельчайшие практические подробности, которые только могли бы сбить и ложно направить ум ребенка.

Ему отнюдь не вменяли в важнейшие и первейшие обязанности то, что на самом деле для него не было бы ни чем иным как забавою и должно было бы отвлечь его от занятий более серьезных и помешало бы приготовиться к исполнению несравненно более суровых и священных обязанностей. Царский сын, одаренный от природы большими военными способностями и призванный стать великим полководцем, сделается им просто силою вещей, событий и призвания. Но совершенно лишне и даже опасно развивать в нем с детства такие вкусы насильно и, так сказать, механически и в силу привычки. Подобное направление может парализовать его умственные способности и совратить с пути, который привел бы к более великим и плодотворным результатам для блага страны и для славы его имени и царствования.

Образование исключительно военное может, кроме того, произвести запутанность в мнениях которая впоследствии отзовется запутанностью в принципах и действиях. Можно опасаться, чтобы в таком случае милитаризм не образовал бы в стране привилегированной и господствующей касты, которая бы составила государство в государстве. Военная служба, столь благородная, прекрасная и возвышенная во время войны, способная производить не только героев, но даже и великих людей, развивая в них все человеческие дары и добродетели, становится совсем иною в мирное время – не более как материальною необходимостью, ремеслом бесплодным и отрицательным, способным заглушить и умалить высшие умственные свойства. Великий полководец легко может сделаться великим государственным человеком, потому что военная наука касается до всех отраслей человеческого знания, но не всякий военный может сделаться боевым, а тем более быть способным исполнять все гражданские и административные должности – в силу носимого им мундира.