Read the book: «Самогон и шпаргалки. Записки школьного учителя», page 5

Font:

Израиль. Плюсы и минусы

Итак, скоро исполнится 12 лет с того момента, как мы с женой стали израильтянами. Срок немалый, тем более что мы наконец-то из Алле ходаш превратились в ватики (из новых репатриантов в коренных жителей). Иногда хочется оглянуться назад и подвести некоторые итоги.

Если спросят любого члена нашей семьи, правильно ли он сделал, выбрав Израиль местом постоянного проживания, то ответ будет мгновенными и искренним: «Да!»

В Израиле все прекрасно и всё в шоколаде? Нет. В Израиле есть что-либо, что вам не по душе? Да. Вы уверены в своём завтрашнем дне? Да. Вы можете представить, что будете жить не в Израиле? Нет. Вы любите Россию? Да. Вас беспокоит её будущее? Да.

Вопросов можно задать много, и ответы предсказуемы. Поэтому от вопросов и ответов я хочу перейти к плюсами и минусам. Другими словами, что мы приобрели и что потеряли.

Пожалуй, начну с главного плюса. Это наше здоровье и настроение. Во-первых, изменив место жительства мы омолодились. Мы попрощались с одним, и надо было привыкать к другому, то есть в какой-то степени начинать жизнь сначала. А это тот процесс, который мобилизует жизненные силы и делает людей моложе во всех смыслах этого слова.

Где ещё мы смогли бы просидеть полгода за партами, изучая язык, как прилежные ученики, сдавать различные экзамены, в том числе и на право водить машину? Где ещё за полгода мы успели бы посмотреть столько интересного? И много-много чего ещё произошло, что имело омолаживающий эффект.

Кроме того мы приобрели право пользоваться услугами медицины, которая здесь является страховой. Ежемесячная плата примерно 50$ +лекарства, максимальная стоимость которых для членов кассы не превышает 10 % номинальной. И если уж если вы являетесь членом какой-либо больничной кассы, то будьте уверены, что вас будут лечить ничуть не хуже, чем президента. Благодаря израильской медицине, я полностью вылечился от смертельной болезни. Причём на моё лечение была потрачена огромная сумма, из которой лично моё участие свелось к оплате 0,01 % от неё.

Вторая болезнь, которая превращает человека в овощ, была приостановлена, и благодаря современным методам лечения я почти не ощущаю её течение.

Мы с женой находимся под постоянным контролем врачей, и нам совершенно бесплатно делают любые исследования, которые врачи считают нужным провести. Здесь нам делали и ортопедические операции, и операции внутренних органов. Естественно, за счёт кассы. И ещё: мы забыли, что такое грубое обращение персонала с пациентами. За все это большой плюс!

Далее следует поговорить о нашем социальном статусе. В России мы были глубоко уважаемыми, высокопрофессиональными учителями. Здесь мы просто пенсионеры. Кажется, здесь надо ставить минус. Но если учесть, каким уважением пользуются в Израиле пожилые люди, что практически любой человек всегда готов прийти на помощь, какие льготы имеют пожилые люди, то, пожалуй, минус перерастает в плюс.

Далее – материальное положение. Живя в Москве, мы имели очень скромную пенсию, но наши профессиональные навыки пользовались большим спросом. Благодаря этому жизненный уровень был достаточно высок.

В Израиле все наоборот. Как учителей нас здесь знают плохо. У нас есть несколько частных уроков, которые дают возможность содержать машину и жить в своём доме. Но пособие по старости на порядок превышает российскую пенсию. Поэтому с учётом того, что работать нам становится всё труднее, опять плюс.

Наше настроение и окружающие люди. Израильтяне – очень весёлый народ. И взаимная выручка здесь не пустые слова, а постоянная реальность. Иногда вам кажется, что люди готовы перегрызть глотки друг другу, а оказывается, что они просто очень темпераментно обмениваются мнениями. Я не помню ни одного злого взгляда в свою сторону. Так что опять плюс.

Ну и в заключение – безопасность и комфорт. Израиль – воюющая страна. Но несмотря на это мы чувствуем себя защищенными в гораздо большей степени, чем в Москве. Так что опять плюс. Ну вот, пожалуй, всё на текущий момент.

Лод

Сейчас, когда нервы на пределе, когда не знаешь, что ждет тебя завтра, когда события приобретают совершенно немыслимые формы, которые можно встретить только в страшном сне, начинаешь вспоминать и сравнивать это с теми событиями, которые были в жизни и каким-то образом отдалённо напоминают то, что происходит сейчас. В жизни нашей семьи были моменты ужаса и страха за свою жизнь. И произошло всё это недавно. Но это было совсем другое.

Итак. Милый, дорогой моему сердцу Лод. Первый раз мы попали сюда в 2000 году. У сына к этому времени появился первенец. А так как они жили в общежитии ишивы, то решили снять квартиру. Самые дешёвые квартиры были в городе Лоде, там они и сняли жильё. Мы с женой тогда ещё жили в Москве и приехали в гости к сыну.

Первое посещение Лода произвело тягостное впечатление: грязно, неухоженно. В первую же ночь слили бензин из нашей машины. Как мы потом узнали, в городе был высокий уровень преступности, он оказался центром торговли наркотиками. Сын сказал, что в этом городе они временно, пока немного не станут на ноги.

Но постепенно они обросли друзьями. В городе была очень многочисленная община религиозных евреев. Это Бней Акива. Кипа струга (вязаная кипа). Эта община очень много сделала для превращения города в место приятного проживания. Очень большие усилия были направлены на то, чтобы евреи и арабы жили в мире и согласии. Город активно строился, украшался, становился чище, и в нем был построен центр культуры «Гикал Тарбут». Там устраивались грандиозные концерты и праздники, приезжали лучшие театральные коллективы. В Лоде развивалась музыкальная жизнь. Почти во всех школах можно было обучаться игре на музыкальных инструментах совершенно бесплатно. А когда играл сводный оркестр, в который входило не менее 50 человек, – девочек, мальчиков, арабов, евреев, религиозных и не религиозных – это был особый праздник. Оркестр города Лода, в котором играли два моих внука, был приглашён в Москву на фестиваль.

Мы переехали в Лод в 2015 году. Здесь сын построил дом, часть которого принадлежит нам с женой.

Жили и радовались тем замечательным переменам, которые происходили в этом городе. До 10.05.2021. Этот день все перевернул. События, которые произошли в этот день, привели в шоковое состояние. События развивались, как в кино. И я попробую описать их.

В Израиле, в городе Лоде, объявлено чрезвычайное положение (ЧП) из-за массовых беспорядков. Об этом сообщил премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху.

«Мы немедленно объявили в Лоде чрезвычайное положение. Прибудут пограничные батальоны из Иудеи и Самарии», – говорится в сообщении премьера в Twitter.

Помимо этого Нетаньяху призвал местные власти восстановить мир и порядок в Лоде, а также во всех частях страны.

Ранее мэр Лода Яир Ревиво заявил, что из-за беспорядков власти полностью утратили контроль над городом. По словам главы города, вечером 11 мая в Лоде начались столкновения между еврейским и арабским населением.

«Весь Израиль должен знать, это полная потеря контроля. Это немыслимо. Горят синагоги, подожжены сотни машин. Сотни арабских головорезов бродят по улицам. Каждую минуту загорается машина, синагога или школа. В нашу новую ратушу ворвались и подожгли. В Лоде разразилась гражданская война», – докладывал мэр премьер-министру. Он попросил Нетаньяху разместить в городе подразделения Армии обороны Израиля, чтобы ввести комендантский час и объявить чрезвычайное положение.

Все эти события происходили на расстоянии не более 500 метров от нас. На нашей улице было относительно спокойно, но все мужчины, которые прошли армию, вышли на улицу. Некоторые с личным оружием. Кроме этого наши соседи-арабы организовали свой отряд, чтобы не пустить озверевшую толпу к домам евреев. Рядом с нами живут очень богатые арабы, у которых прекрасные виллы, они совершенно не заинтересованы в беспорядках.

Наша семья находилась за бетонным забором высотой два метра. В случае штурма попасть к нам на территорию нетрудно. Мы сидели и ждали. Под рукой у меня был топор, но много ли я сумею им сделать в серьёзной схватке! Ожидание было не из лёгких. До нас не дошли.

На следующее утро обстановка стала менее напряженной. Подошли войска с приказом стрелять без предупреждения. Постепенно всё становилось на свои места.

Днем проехал огромный эскорт машин молодёжи из Тель-Авива, приехавшей на помощь жителям Лода.

Правда, здесь не всё обошлось гладко. В ответ на погромы арабов радикальная еврейская молодёжь решила громить арабские дома. И вот тут евреи нашей улицы стали на их защиту и не допустили беспорядков.

Вот через такое испытание прошла наша семья. Событие не из лёгких, но несравнимое с тем, что происходит сейчас. А рассказал я все это для того, чтобы показать, что и у нас бывает совсем не сладко. Но мы всегда все заодно. И это прекрасно.

Написано 12.05.2021

Израиль, я тебя люблю

И еще раз об Израиле и израильтянах на примере самых близких мне людей. Речь пойдёт об Армии обороны Израиля.

Всем хорошо известно, что Израиль вынужден иметь сильную армию для того, чтобы не быть стертым с карты Мира. Отношение израильтян к армии и солдатам особое. Солдат израильской армии – это очень уважаемый член общества.

Помню один случай. Я встречал своего старшего внука на Центральном железнодорожном вокзале в Тель-Авиве. И вот появляется он в форме, с огромным рюкзаком за плечами и автоматом. Прокаленный солнцем, он выглядел шикарно. Куда там гражданским!

В самых лучших костюмах они все равно не дотянут до этого бравого солдата. На вокзале всегда принимаются очень большие предосторожности, и для того чтобы пройти пропускной пункт, надо постоять в очереди. Внучок резво проходит через расступившуюся толпу.

«Это со мной», – бросает он сквозь зубы про меня, и без всякого досмотра мы выходим с вокзала.

В Армии обороны Израиля отслужил мой сын, мой старший внук и сейчас служит ещё один внук. Для всех троих характерно искреннее желание служить, причём не просто служить, а в боевых войсках. Наш сынок пошёл в армию, когда мы, его родители, жили далеко от него, в Москве. Он принял решение служить в боевых войсках сам, и мы узнали об этом только когда понадобилось наше разрешение. Ведь в Израиле у него не было близких родственников. Он был солдат-бодед, то есть одинокий солдат, и без нашего разрешения его могли не взять.

Получив клятвенные заверения в том, что он будет служить в артиллерии и это не очень опасно, мы дали разрешение. Служил он в пехоте. Узнали мы об этом уже несколько лет спустя после его службы. Каждый год он проходил переподготовку, и последний его призыв был во время войны. Наш сын, Даниил Кабзон, оказался в зоне боевых действий.

Не буду описывать наше состояние в этот момент, тем более, что в это время старший внук Герман Кабзон находился там же, так как проходил срочную службу. Старший внук практически повторил путь своего дяди. Данины дети подрастают, и вот пришёл черёд идти в армию его старшему сыну Михаелю.

Здесь особая история. Когда ему было лет пятнадцать, он загорелся мечтой служить не просто в армии, а в спецподразделении. Надо сказать, что это одна из самых трудных и опасных военных профессий. Они служат дольше, чем остальные, так как их профессия требует особых навыков и обучение занимает много времени. Для того чтобы попасть в эти войска, надо было пройти сложнейший экзамен на физическую подготовку и интеллект. Михаель готовил себя к этому несколько лет, за которые он превратился в очень сильного и выносливого молодого человека. С честью выдержав экзамен, он был принят туда, куда стремился. И когда уже курс обучения подходил к концу, у него внезапно обнаружили заболевание, несовместимое со службой такого уровня. Надо было сделать небольшую операцию для восстановления. Но беда в том, что ждать эту операцию надо было несколько месяцев, в которые он не имел права служить. А так как его обучение не закончилось и он не успевает это сделать, то его могут просто уволить из армии в силу заболевания. Мечта Михаеля рушилась на глазах. Но было сделано всё возможное, чтобы ему помочь. И получилось. Операция состоится завтра. Скорее всего у него останется достаточно большой шанс вернуться обратно. Будем молиться за него.

P. S. У Михаеля всё получилось, и он продолжает службу в тех войсках, в которых хотел.

Одна небольшая зарисовка

Сегодня замечательный солнечный день, и мы с женой решили открыть морской сезон. Утром быстро собрались и отправились на пляж. Но там нас ждал неприятный сюрприз: на пляже велись работы по благоустройству, и все нормальные подходы к морю были перекрыты. Осталась узенькая каменистая дорожка на крутом спуске. Люди шли, ну и мы решились. Надо сказать, что внизу мы оказались, но я подвернул ногу.

Сгоряча не придал этому значения.

Итак, мы на прекрасном пляже. У наших ног ласковое, хотя ещё холодноватое, море. Ну что ещё нужно для счастья! Пляж почти пустой. И тут появляется шумная компания молодых людей. Они садятся рядом с нами, хотя свободных мест было не счесть. Не могу сказать, что это соседство доставило нам большую радость. Ребята веселились, пили пиво, пели песни, курили, так что дым шёл на нас. Потом пошли игры с мячом, и почему-то этот мяч всё время попадал не туда, куда надо. Из двух пенсионеров, которые наслаждались морем и тишиной, мы превратились в двух сердитых старичков. Делали замечания, просили их поменять место, но после маленькой паузы всё начиналось заново.

И тут я почувствовал, что моя нога начинает опухать и болеть. И я с ужасом понимаю, что не смогу подняться с пляжа по той тропинке. Мы начинаем искать выход из положения, и я обращаюсь к нашим беспокойным соседям за помощью. И вот тут началось. Реакция была мгновенной. На счёт «раз» все наши вещи оказались упакованными, на счёт «два» меня подхватили на руки, на счёт «три» я уже был на вершине горки, на счёт «четыре» моя жена оказалась рядом со мной, а на счёт «пять» я уже сидел за рулём и ребята желали нам крепкого здоровья. Вот и вся история.

Тест

Одна из самых неприятных процедур для автолюбителя – прохождение ежегодного техосмотра, после которого выдаётся на год заветное разрешение пользоваться этим транспортным средством. В Москве это была всегда унизительная процедура, в которой проверяющий мог от души поиздеваться над владельцем машины. Но там я нашёл простое решение – завёл знакомство с одним влиятельным человеком, который за определённую сумму делал так, что нужное мне разрешение привозили домой, формально осматривали машину и отдавали заветный талон. Наверное, я делал плохо, но это было нормой. Тем более что я всегда следил за безупречным техническим состоянием машины. За деньги я просто избегал очень неприятной процедуры.

Приехав в Израиль, я понял, что здесь всё по-другому. Очень доброжелательное обращение, неподкупность и честность. Спокойно проходил все тесты. Очередной тест был в среду на этой неделе. И, как назло, на парковке недавно мне кто-то задел левое зеркало и разбил фонарь поворотника. Не такая уж большая потеря, но когда я приехал в сервис, чтобы мне проверили машину перед тестом, мастер сказал, что без этого фонаря я тест не пройду. А на сервисе его в наличии не было. Надо было заказывать и долго ждать, чего мне совсем не хотелось.

И я решил попытать счастья и все-таки поехал делать техосмотр. А вдруг? Когда я приехал, меня попросили что-то сделать, разговаривая на иврите. И хотя я неплохо понимаю, на меня из-за волнения, как говорят, нашёл ступор. Я заморгал глазами и изобразил полное непонимание. Тогда один из проверяющих спросил меня, говорю ли я по-русски. Я замотал головой, и он понял, что я его понял. А писать по-русски умеешь? Я опять кивнул. А откуда ты? Из Москвы, тихо промямлил я. А фамилия твоя как? Я от волнения забыл. Он посмотрел в документ, и я увидел чудесное преображение.

– Кобзон? Ты что, правда Кобзон?!

Я уже немного пришёл в себя и усиленно закивал головой.


– А ты ему не родственник, случайно?

Я заулыбался и ещё сильнее закивал головой.

– Да врешь ты!

Вот тут я совсем проснулся и с негодованием сказал, что он неправ. Я никогда не вру!

– Докажи, – говорит он.

Честно говоря, в этот момент мне очень захотелось его послать, но ведь фонаря-то у меня на зеркале нет, и поэтому я продолжил. Достал телефон, открыл наше с Иосифом фото и показал.

И тут началось.

– Мужики, – крикнул он, – здесь брат Иосифа Кобзона!

Не забываем, что действие происходит в Израиле. Так вот, весь персонал, кроме кассирши, собирается около моей машины, передают из рук в руки мой телефон и бесконечное количество вопросов, на которые я пытаюсь как-то ответить. Один из вопросов был о том, пою ли я. Я ответил, что, конечно, пою, но они хорошие люди, и я их пожалею, поэтому сейчас петь не буду.

Нормальная работа сорвана. Выстраивается огромная очередь машин. Сотрудники вдруг вспоминают, что они на работе, а моя машина на тесте. Один из них занимает моё место, за несколько секунд проезжает всю полосу проверки, сажает меня обратно за руль, даёт документы и желает хорошего дня. Про фонарь никто не вспомнил.

Вот и вся история.