Free

Путевые записки

Text
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

Во все это время заседатель не переставал возбуждать в нас сострадание к жалкому положению обывателей этого в грязи затонувшего городка, – забытого природою, как он выразился. Крестьяне-хлебопашцы для собственного продовольствия закупают ежегодно шестимесячную провизию муки, бедны скотом, и лишь осенью находят подкрепление в рыболовстве. Откуда же достают они денег на покупку этой шестимесячной провизии, на взнос податей и – на случай посещения исправника и заседателей? Крестьяне удовлетворяют все эти нужды добываемыми в здешних лесах прекрасного качества белками, и частью гоньбою почты. В самом городе разводят также огурцы, капусту и морковь – которые возят в Якутск на выгодную продажу; а хлебопашество и скотоводство, конечно, могли бы быть в лучшем состоянии. Ко всему этому, в 150 верстах вверх по реке Киренге, имеются богатые рыбные промыслы. А все-таки безответная природа их забыла!

7-е. одни прибрежные горы изменяются в видах и формах своих, все прочее остается в привычном однообразии. Однакожь, нужно заметить, что мы проплыли мимо 20 барок с хлебом, сплоченных по три вместе; довольно глубоко погруженные в воду, они представляют огромную площадь течению, действующему на них с такою силою, которая совершенно уничтожает влияние противного ветра; вследствие этого они без пособия весел несутся гораздо быстрее паузки; барки эти суть четырехугольные огромные ящики, вмещающие каждый по 6,000 пудов муки.

8-е. Поутру проплыли мимо селения, лежащего насупротив устья р. Витима. H здесь не могли получить ни молока, ни рыбы.

В 240 верстах вверх по р. Витиме находится слюдяная ломка. Слюду добывают в скалах с немалым трудом и находят ее слоями в фут толщиною и 1½ арш. поперег кристалла. Живущий в деревне Витимской, купец Ширяев, ежегодно отправляет артель для добывания слюды, которая не находится на откупе или под запрещением, как напр., Вилютная каменная соль; каждому дозволено ломать и продавать ее без пошлины. В прошлом году Ширяев послал туда 27 вольнонаемных работников на хозяйском судне, с харчами и инструментами; по условию каждому работнику принадлежал 1 пай и 10 паев хозяину. Во все лето добыли 111 пудов чистой слюды, следовательно по 3 пуда на пай, который покупался хозяином за 200 рублей; от мелочной перепродажи он может выручить 300 р. за пуд, т. е. 900 за пай.

В вечеру заметили на правом берегу две тунгузские юрты; я переехал на лодочке к ним в гости. С реки Олекмы они недавно перешли сюда на своих оленях, для закупки ржаной муки с проплывающих барок. Средства пропитания их весьма ограничены, особенно весною, когда рыбы и птиц мало, олени тощи, а ягоды не зрелы. Я обрадовал этих добрых страдальцев табаком и получил немного оленьего молока для жены. Между тем, паузок ушел почти из виду и я должен был сам приняться за весло, чтобы догнать бегущих.

11-е. Сильный противный ветер ставит нас беспрерывно боком поперег течения, прижимает к берегам и выводит нас из терпения; к тому же развело на реке порядочное волнение (она шире двух верст), ковчег наш качается без милосердия и даже некоторых пассажирок жестоко укачало. Самый водяной парус не помогает.

12-е. В 7 ч. утра пристали к бывшему городу Олекминску. Эта резиденция исправника Олекминского уезда расположена вдоль реки, примыкая к крутизнам из красной глины. Хлеб здесь худо созревает и плохо награждает труды крестьянина, которому гораздо легче убить соболя и белку. Олекминские соболя славятся по всей Сибири; отличнейшие продаются по 100 рублей; 30 и 50 р. обыкновенная цена. Теперь здесь ярмарка, 10 больших барок с хлебом и солью и 35 купеческих паузков с другими товарами прижались к берегу; разноцветные флаги развеваются на мачтах; толпа якутов, тунгусов и русских, одетые в лучшие наряды, теснятся кругом; в раскинутых на берегу палатках выставлялись для приманки блестящие и разноцветные безделки; везде приметно движение. Лизанька не могла довольно наглядеться на эту пеструю картину промышленности, столь редкую в этой части Сибири. Река имеет здесь 3 версты в ширину.