About the book
«Каллас? Это ненадолго! Вот увидите: скоро о ней уже никто не вспомнит…»
Так утверждает некая Карлотта Берлуми – склочная женщина, у которой к Марии Каллас давние счеты: она уверяет, что некогда и сама блистала на оперной сцене и была самой главной соперницей Каллас. Да, Карлотта вела себя как капризная примадонна, не хотела учиться, не хотела меняться, не хотела оттачивать мастерство, и со временем ее совершенно позабыли даже самые просвещенные поклонники оперы. Но в этом, конечно, тоже виновата Каллас…
Эрик-Эмманюэль Шмитт – популярный во всем мире писатель, драматург, режиссер и кинематографист, член Гонкуровской академии и лауреат престижных премий. Его книги переведены на несколько десятков языков, а во Франции выходят ежегодным суммарным тиражом полмиллиона экземпляров, его пьесы играются на сцене в полусотне стран. Его роман «Оскар и Розовая Дама» изменил жизнь множества читателей – наряду с Библией, «Маленьким принцем» и «Тремя мушкетерами». Но первой любовью Шмитта всегда оставалась музыка – в юности он мечтал стать композитором, – и теперь он, меломан, эрудит, проницательный знаток человеческих душ, рассказывает историю Марии Каллас, чье столетие со дня рождения мир отметил в 2023 году.
Каллас – величайшая оперная звезда, всю свою жизнь посвятившая искусству, которое в итоге ее и погубило. Каллас – легенда, ставшая мифом (в 2024 году аудитория крупнейших мировых кинофестивалей рукоплескала «Марии», байопику, поставленному Пабло Ларраином с Анджелиной Джоли в заглавной роли). Однако «Соперница» – совсем другая история: миф наизнанку, взгляд из зазеркалья, антипортрет глазами женщины, которая Марию Каллас ненавидит, и эту историю о ней, о мире оперы, об интригах и жестокости, скрытых за внешним блеском, Шмитт рассказывает, как умеет только он: обманчиво легко, бесконечно глубоко и не без лукавства.
Other versions of the book
Reviews, 2 reviews2
Эта коротенькая история о женщине, которая ненавидела Каллас и завидовала ей, искренне считая при этом безголосой выскочкой, которой повезло украсть славу у других. А именно - лично у нее Карлотты Берлуми. Сверстницы, они начинали карьеру одновременно, и тогда привлекательная Карлотта легко обходила толстуху Марию - в жизни стройной Каллас действительно был неприятный эпизод, когда в 1945 она не спела "Чио-Чио-Сан" Пуччини в нью-йоркской Метраполитен-Опера, причиной стал излишний вес. Однако, будучи человеком железной воли, на первое место ставившим служение таланту, уже через два года, постройневшая, Каллас пела в веронской Арена ди Верона, а в 1949, спев в течение одной недели две очень сложные и требующие диаметрально противоположной певческой техники партии, она прославилась как певческое чудо - "четыре голоса в одном горле.
История "Соперницы" разворачивается на экскурсии по Ла Скала, где гид, поклонник гениальной певицы сталкивается с постаревшей уродливой Карлоттой, так и не понявшей, за что мир боготворит Марию, даже после ее смерти. В каком-то смысле она обошла Каллас, как в обыгрывает каждый живущий тех, кто уже умер, но выигрыш этот сомнителен и довольно недолог. Сцена с дедушкой Энцо, в которой нежелание героини принимать реальность и видеть вещи такими, какие они в действительности принимает гротескные формы - эта сцена дивно хороша.
А в остальном - это скорее небрежная зарисовка, чем полноценная история. Со слишком очевидной моралью.
О гениальности, бесконечным труде Марии Каллас, сумевшей вдохнуть настоящую жизнь в оперных героинь, ее горестной судьбе… о и зависти коллег, быть может и более одарённых в вокальном отношении, но без искры божьей, и о том, как зависть и злоба разрушает личность… талантливо, как всегда у Э.Э.Шмитта