Free

Голоса Бессмертия. Книга воспоминаний армянских ветеранов Великой Отечественной войны

Text
iOSAndroidWindows Phone
Where should the link to the app be sent?
Do not close this window until you have entered the code on your mobile device
RetryLink sent

At the request of the copyright holder, this book is not available to be downloaded as a file.

However, you can read it in our mobile apps (even offline) and online on the LitRes website

Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

В декабре дивизия вступила в ожесточённые бои по освобождению Керченского полуострова, 18 апреля 1944 года 89-я стрелковая дивизия освободила Балаклаву. Павших воинов дивизии похоронили у городского кладбища и у подножия Горной высоты, а уже в конце апреля 1944-го был освобождён город Керчь. Дивизия получила за участие в этой операции орден Красной Звезды. Крымская операция и, в частности, Севастопольская кампания в мае того же года принесла дивизии орден Красного Знамени, в этих боях 5 солдат удостоились звания Героя Советского Союза, а два полка стали называться «Севастопольскими».


89-я Армянская Таманская дивизия, единственная из всех национальных формирований, приняла участие в штурме Берлина и разгромила сильный гарнизон, укрепившийся в центре столицы Хумбольдт-Хайне, взяла 6 тысяч пленных военных и 6 тысяч граждан, которые закрылись в крепости. За эту операцию дивизия была награждена орденом Кутузова II степени. Огромную роль в успехах дивизии сыграл её командир генерал-майор Нвер Сафарян, кадровый военный, окончивший Ереванскую объединённую военную школу имени Александра Мясникяна, а в 1940 году – Военную академию имени М. В. Фрунзе.

«Каждый день войны – это целая история, каждый шаг – как праздник, – рассказывал Сурен Еремович. – Бывало так, что за два дня мы брали четыре города. Представляете, каким был боевой дух состава дивизии. В нашей дивизии в основном все были молодые. Около 10 тысяч человек – комсомольцы. Таманская дивизия – это дух молодёжи. Это хороший пример подрастающему поколению».

В составе Таманской дивизии Сурен Оганесян прошёл всю войну, до Победного конца. 2 мая в 3 часа дня закончились боевые действия – Берлин был взят.

«Мы перед Рейхстагом танцевали наш национальный танец кочари, не только празднуя Победу и показывая боевой дух советского солдата, но и показывая то, что армянский народ жив, что совместным планам немцев и турок по уничтожению армян не суждено сбыться. С нас хватило 1915 года», – вспоминал Сурен Еремович. После этого, по личному приказанию Сталина, дивизия сохранилась и вернулась в Армению. И с 1945 года по 1956 год дивизия действовала в Армении в составе Закавказского военного округа.

В дивизии во время военных действий участвовало 15 тысяч человек, из них около 8 тысяч героически погибли. 12 тысяч бойцов были награждены боевыми орденами и медалями. Это единственный случай, когда именными наградами награждены столько бойцов из одной дивизии.

После войны Сурен Еремович служил ещё полтора года, был комиссаром 390-го стрелкового полка Таманской дивизии. Освободился как инвалид войны. «Тогда комиссия определила, что я уже не могу служить в действующей армии после двух ранений и одной контузии, – рассказывал он. – И с 10 мая 1965 года я – член Совета ветеранов Таманской дивизии, в 1983 году стал заместителем председателя и последние 23 года являюсь председателем этой организации».

В составе Комитета ветеранов Великой Отечественной войны Сурен Еремович Оганесян посещал школы и университеты, встречался с молодёжью, рассказывал о пройденном пути с целью патриотического воспитания.

В завершении беседы Сурен Еремович, после небольшого молчания, поделился: «По ночам я переношусь в те дни – это забыть невозможно. Есть участники войны, например, артиллеристы, которые немцев в глаза не видели, пехота же брала всё самое сложное на себя… Но мы выдержали… Мы победили…»



В 1944 году на братском захоронении 250 воинов 89-й стрелковой дивизии в городе Балаклава возле подножия горы был установлен обелиск. В 1961 году на средства Армянской ССР его заменили новым памятником: расширяющаяся кверху стела высотой 10,5 метра, облицованная серым памбакским гранитом. На лицевой стороне памятника из кованой меди выполнено рельефное символическое изображение Матери-Родины. В руках она держит чашу с Вечным огнём. На стеле надписи на русском и армянском языках: «Великая Отечественная война 1941–1945 годов», «Вечная слава воинам-героям Армянской 89-й Таманской стрелковой Краснознамённой ордена Красной Звезды дивизии, павшим в боях за свободу советского народа, за освобождение Севастополя» и «Мать людей никогда не забудет своих дорогих сыновей». Авторы проекта – архитектор Д. П. Торосян, скульптор А. А. Арутюнян.



Андраник Мнацаканян: «Я чувствовал, как дорог мне Ленинград»

Несколько лет назад в питерском издательстве «Роза ветров» под редакцией Армена Меружаняна вышла в свет биографическая книга «Армяне в битве за Ленинград». Книга посвящается отцам и дедам, освобождавшим священную ленинградскую землю. Среди них достойное место занимает Почетный гражданин Ленинграда Андраник Арменакович Мнацаканян, который, к сожалению, не дожил до 75-летия празднования Великой Победы, но его вклад в это дело велик. Инициатором издания стал почётный член общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Грачья Погосян, который известен своими блестящими проектами по увековечиванию великого подвига советского воина-освободителя. Книга вышла в серии «Библиотека газеты «Аватамк».

В объемистой книге собраны имена и биографии армянских воинов – участников битвы за Ленинград. Из 100 тысяч армянских защитников Ленинграда 20 тысяч не вернулись домой, но только 3 тысячи биографий уместились в один том издания, не говоря уже о том, сколько выживших защитников достойны включения в книгу памяти. Стоит отметить, что это первое издание, в котором в систематизированном виде приводятся краткие биографии армянских воинов и их подвиги. Также нужно отметить, что из 100 тысяч армянских участников битвы 40 тысяч были добровольцами и просто защитниками Города.

Битва за Ленинград – самое продолжительное, не имеющее аналогов, сражение Великой Отечественной войны. Начавшись 10 июля 1941 года, она закончилась 19 января 1944 года. «Воевать за Ленинград было не просто тяжело, – рассказывает председатель комиссии по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества Виктор Кунтарев. – Условия были таковы, будто стоишь, зажатый толпой, и невозможно высвободить руки, чтобы нанести удар обидчику. Недаром, когда наши дивизии попадали на другой фронт, там, на просторах они достигали побед и почётных наименований, там раскрывался полководческий дар командиров. А здесь, учитывая особые условия, малый успех в боевых операциях имел очень высокую цену. Недаром ни немцы, ни мы практически не могли выполнить боевых операций точно по намеченному плану».

В битве за Ленинград пало 780000 представителей всех национальностей нашей общей тогда Родины. «Стойкость духа армянского народа позволяла его сынам и дочерям бороться и побеждать в любых тяжёлых ситуациях, – отмечает Кунтарев. – Они не умирали покорно в постелях, а находили своё место в едином строю защитников Города, старались по мере сил и сверх сил помочь фронту».



За Ленинград сражались 10 армян – Героев Советского Союза, среди них – дважды Герой лётчик-штурмовик Черноморского и Балтийского флотов подполковник Нельсон Степанян, адмирал флота Иван Исаков – бывший начальник Военно-Морской академии в Ленинграде, он с 13 июля 1941 года занимал пост заместителя Главкома Северо-Западного направления, затем являлся членом Военного совета фронта и представителем Ставки Верховного Главнокомандования, отвечал за контрбатарейную борьбу, за оборону Невы, высадку морских десантов в Приладожье.

…Андраник Мнацаканян был призван в ряды Советской Армии в 1939 году и с того времени служил в 115 стрелковом полку в городе Молодечно Западной Белоруссии. В своих воспоминаниях он пишет: «По просьбе народов Балтии наши войска вошли в Латвию, Литву, Эстонию… Я, как рядовой солдат, был в этих странах и прошёл через Каунас, Вильнюс, и наш полк остановился в городе Телша». Потом, после службы, Андраника перевели в Либава в танково-стрелковую дивизию. И тут началась война…

Из Либавы дивизия перешла в Псков, потом в Новгород, где Андраник был связистом… Бились, не жалея ни сил, ни крови… Войсками руководил сам Ворошилов, с которым Мнацаканян не раз встречался лично.

«Помню, как мне и трём товарищам был дан приказ пробраться на вражескую сторону и собрать все провода, оставленные нами, – вспоминает Андраник. – Двое из наших были убиты, но мы выполнили задание и получили благодарности. При отступлении мы, по просьбе командования, не оставляли врагу ни одного патрона, ни литра горючего, ни метра проводов».

…Дошли до Пушкино, Красного села, Детского села и Гатчины… Везде были кровопролитные бои. «Мы с несколькими товарищами лежали в траншеях, вражеские танки проезжали над нашими головами, не видя нас, а мы сзади бросали гранаты с горючей жидкостью и взрывали их… Мы сражались за каждый метр земли, зная, что враг может приблизиться к нашему любимому городу, носящему имя Ленина».

Но дивизия вынуждена была отступить в Ленинград и вместе с мирным населением участвовать в защите города. Несмотря на трудное положение, никто не падал духом, все стояли друг за друга и за Город.



Много ребят полегло, были ранены командир дивизиона капитан Лещенко и командир взвода и связист лейтенант Егоров. «Мы, не имея никакого вида транспорта, по снегу и грязи таскали на себе оружие, – пишет Андраник Арменакович. – Днями голодали, все время под бомбёжками, но не позволяли себе отчаиваться… Спина к спине сражались армяне и русские, украинцы и белорусы и много других наций».