Free

Настольная книга обиженного учителя

Text
1
Reviews
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

Еще раз о самовыражении и самоуважении

Давайте поразмышляем о нашей работе. Мы учим и воспитываем детей. Зачем? Чтобы вырастить разносторонне развитую личность? Чтобы воспитать хорошего человека? Чтобы подготовить хороших специалистов? Возможно. Интересно, что пожилые учителя (да и не только пожилые) с огромным удовольствием перечисляют наизусть фамилии своих учеников, поступивших в престижные вузы, ставших видными специалистами, известными людьми, но никогда не говорят о том, сколько их выпускников попало в тюрьмы, сколько спилось, сколько умерло от наркотиков. Почему? Брак в работе? Согласен. Но разве одного учителя в этом можно винить? Виновата вся школа, семья, улица, окружение, государство, в конце концов. Гены тоже не последнюю роль сыграли. Думаю, что тот же перечень следует упоминать и при перечислении успешных выпускников. Какова же наша истинная доля в формировании ребенка? И всегда ли наше влияние делает ребенка лучше? Если зародилось сомнение относительно последних вопросов, то могу предложить две точки зрения. Первая. Наше влияние мизерно, поэтому даже не так важно, насколько оно положительно.

Вторая. Наше влияние огромно. Оно безусловно положительно, и только благодаря ему дети получают шанс стать людьми.

Для того, чтобы убедиться, что истина где-то между, предлагаю представить, что Вы каждому ребенку ежедневно даете стакан воды. Теперь прочтите два высказывания. Первое. Стакан – это так мало, что не так уж и важно, насколько чистая в нем вода. Второе. Если бы не мой стакан чистейшей воды, все бы дети погибли бы от жажды.

Заметим, что стакан родниковой воды может быть вреден. Например, когда он двенадцатый за последние полчаса.

А теперь подумаем о том, насколько мы реализуемся на своей работе. Я не возьмусь предлагать Вам шкалу, по которой Вы смогли бы судить о степени своей реализации и самовыражения. Этим занимаются не очень умные, но очень оптимистичные завучи. Вы и сами прекрасно чувствуете, насколько Вы хороши в работе. Для того, чтобы быть уверенными в правильности (объективности) своих представлений о собственной работе, 2-3 раза в году посещайте уроки лучших своих коллег. И еще, извиняясь перед опытными педагогами, все же поясню для неопытных. Не надо оценивать себя в абстрактной ситуации (Если бы не дура-директор, Вася Пупкин и бабушка Пети Хабибулина, то в моем классе все было бы классно). Надо оценивать себя только в реальных условиях. (Все мои уроки великолепны. Не смотря на непонимание директора, идиота Васю Пупкина и шизофреничку бабушку Пети Хабибулина, в моем классе доброжелательная атмосфера и интересно организованная внеурочная жизнь детей.) Задумались? Можно сделать лучше? Есть где Вам развернуться с Вашими многочисленными талантами? Уже давно развернулись? Замечательно!

Возьмем наилучший «расклад». Вы трезво осознаете свое место в жизни своих воспитанников, добросовестно и успешно трудитесь, Вас уважают и любят дети, их родители и коллеги. Вы нашли себя в этой работе и понимаете, что больше и лучше Вас мало кто способен что-либо сделать на Вашем месте. Вот гармония самовыражения и самоуважения!

А если дела обстоят чуть хуже? А если значительно хуже? Когда делать вывод, что не состоялся как специалист, или что жизнь не удалась? Об этом в следующей главе.

Работа и жизнь, как их соотносить?

Мудрость приходит с годами, но, увы, не ко всем. Зато практически ко всем приходит уверенность в том, что они стали мудрее. Это тоже кое-что. Мудрость – это умение принимать правильные решения. Решения принимаются на основе анализа ситуации. Ситуация анализируется на основе имеющейся информации и личного опыта. Личный опыт можно разложить на кучу составляющих, среди которых я бы особо отметил систему ценностей, мыслительные способности (мыслительных операций всего пять: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение), знание логики (умение делать выводы, не противоречащие законам логики) и интуицию.

В системе ценностей бывают нечеткие ориентиры, которые меняются от настроения и сидят где-то в подсознании. Когда возникает необходимость их осмыслить и ранжировать, случаются затруднения. Например, Вы сами очень довольны тем, как Вы справились с работой, а Ваши коллеги так не считают. Кто-то, делясь со своей второй половиной (допустим, что таковая имеется), расскажет о том, какой он был молодец и как здорово провел открытый урок. А кто-то расскажет о том, что его на работе не ценят и не понимают. Первый будет пребывать в отличном настроении, а второй – в отвратительном. Кто-то расскажет и про отличный урок и про непонимание коллег. Настроение у него будет сносное. А кто-то вообще не будет об этом рассказывать, посчитав это недостойным внимания второй половины. Его настроение будет зависеть от того, например, как удачно испечется пирог. Вы можете точно определить, к какому из перечисленных типов Вы относитесь? Думаю, что многие скажут, что могут оказаться любым из них. И это нормально. Иногда нам хочется погордиться собой, иногда – поплакаться, а иногда нам совершенно безразлична наша работа и значительно важнее какие-то бытовые моменты. Итак, из одинаковой ситуации мы делаем разные выводы и получаем разные эмоциональные состояния. Давайте опять рассмотрим крайние случаи. Возьмем оптимиста, который постоянно радуется всему, что вокруг творится. У него происходит накопление положительных эмоций, которое дает возможность чувствовать себя успешным во всех областях и счастливым «по жизни». А теперь возьмем пессимиста, который мастерски находит поводы к расстройствам и переживаниям во всех ситуациях. Он недоволен всем, на всех обижен, и жизнь у него не удалась. Есть некая физиологическая потребность в состоянии счастья или несчастья. О ней поговорим в следующей главе, а в этой предположим, что выводы, которые делает человек из какой-либо ситуации, зависят от его системы ценностей.

Пусть жизнь и работа – две разные категории. Работа – это лишь способ зарабатывания денег на жизнь, которая начинается после работы. Тогда нас мало волнует все, что на этой работе происходит, кроме размера заработной платы. А разговоры о профессионализме – глупости, так как всегда найдутся люди, которые за те же деньги работают еще хуже нас.

Пусть работа – часть нашей жизни. Тогда она должна органично дополнять досуг. Ее качество должно быть не хуже, чем качество нашей пищи или нашего общения с друзьями. Иначе получим чувство неудовлетворения, которое будет сказываться и на нашем отдыхе.

Пусть работа – это и есть жизнь. Только на работе можно быть полезным людям и делать дело, ради которого стоит жить. А вся эта так называемая личная жизнь и прочий быт – мелочи, которые помогают восстановиться и настроиться на работу. Тогда работа – практически единственный источник радостей и огорчений, а все остальное – малозначащее приложение к работе.

Вы физически здоровы, но вокруг все плохо.

А здоровы ли Вы?

Всем нам приходилось встречаться с занудами и «грузилами», которые так утомляют своим нытьем, так «загружают» своими проблемами, так выматывают душу рассказами о своих неизлечимых болезнях, что 5 минут общения с ними могут «выбить из колеи» на несколько дней. Но Вы-то не такие! Или бывает? А встречались Вам люди, от которых все буквально заражались хорошим настроением? Это Вы и есть? Прекрасно!

Начнем издалека. Всем нам в детстве очень требовалось внимание взрослых. Некоторые взрослые обращали на нас внимание только тогда, когда мы жаловались на что-то. Другие взрослые с удовольствием присоединялись к нашим играм, веселились и радовались вместе с нами. Некоторым детям не повезло. Они общались только с первым типом взрослых. Поэтому привыкли жаловаться на каждом шагу. А думаете легко врать? Эти дети подсознательно повысили свою чувствительность к боли и к несправедливости. Таким образом, они совершенно искренне жаловались на свои недомогания и на Петю, который Васе дал поиграть своей игрушкой, а им не дал. Они переболели практически всеми болезнями, и их не обижали только ленивые. Но ведь любой ребенок (да и взрослый) должен в жизни получать свою порцию удовольствия. Подрастая, эти дети научились получать удовольствие от своего нытья и своей ущербности. Вот так или примерно так появились взрослые зануды и «грузилы». Зато те дети, которых окружали только жизнерадостные взрослые, росли почти без болезней и проблем. А те заболевания, с которыми они сталкивались, проходили как-то быстро и легко, да и любые проблемы решались незаметно. Такие дети тоже совершенно искренне не понимали, как можно долго из-за чего-то расстраиваться и как можно ожидать от окружающих что-нибудь кроме добра. Действительно, все вокруг всегда с юмором реагировали на шутки и проказы этих детей. Так появились неунывающие взрослые.

А попробуйте веселиться с зубной болью. Другая менее сильная боль к веселью тоже не располагает. Проблемы тоже не делают человека веселее. Постоянные боли и постоянные проблемы выработке жизнелюбия не способствуют, зато они переносятся легче, если ими поделиться с окружающими. А когда окружающих, желающих с Вами пообщаться, мало, и им уже все рассказано, то можно свое тяжелое настроение облегчить не только повторением своих проблем, но и высказыванием своего неудовольствия по любому поводу. Поэтому среди тяжело больных людей жизнелюбов мало. Зато когда мы их встречаем, то к нашему состраданию прибавляется истинное уважение и восхищение духовной силой этих людей.

Что первично, хорошее настроение и доброта или хорошее здоровье и отсутствие проблем, плохое настроение и злость или плохое здоровье и наличие проблем, утверждать не берусь. Но уверен, что они взаимосвязаны и даже взаимообращаемы.

Условные рефлексы, привычки, если верить Павлову, вырабатываются за 40 дней. Тогда логично будет предположить, что, поддерживая волевыми усилиями у себя хорошее настроение (это ведь вторая сигнальная система) в течение 40-а дней, мы к нему привыкнем, и у нас улучшится здоровье, пропадет злость, и исчезнут проблемы. И наоборот, находясь в подавленном удрученном состоянии более месяца, мы к нему привыкаем, наше здоровье ухудшается, а проблемы усугубляются (вдруг пришло в голову умное слово «психосоматика»).

 

Вы учите детей, делаете доброе дело. Это уже хорошо. Какое «плохо» может это перебить? Неужели у Вас все так катастрофически неисправимо?