Volume 381 pages
1958 year
Колокол
About the book
Одно из самых значимых произведений Мердок, затрагивающее тему стремления человека к духовности и обретению собственного «я».
Старинная легенда гласит: колокол женского монастыря Имбер упал с колокольни, когда молодая монахиня нарушила обет, тайно встретившись с возлюбленным. Прошли века, а колокола в аббатстве по-прежнему нет… Как нет и покоя мятущимся душам обитателей общины, расположенной неподалеку в имении Имбер-Корт. Общины, основанной на религиозных принципах и объединившей людей, желающих жить простой и праведной жизнью.
А когда в Имбер-Корт появляются двое новых постояльцев – энергичная и непосредственная Дора Гринфилд и наивный восемнадцатилетний юноша Тоби, – отношения между всеми героями начинают завязываться в тесный клубок, распутать который будет очень непросто…
Только после приобретения книги заметила тег "сентиментальные романы", и подумала:"Боже, только не это!". Но, оказалось, сантименты сантиментам рознь. Да, периодически натыкалась на избитые речевые обороты и, скорее всего, "толстости" перевода. Но сам сюжет все-таки превосходный. А его неправдоподобие все же сказочным не назовешь, как в обычном сентиментальном романе, для меня оно больше техническое.
Первая треть книги была немного суховата. Мы попадаем в религиозную общину, которая, вроде как, таит в себе какие-то свои мрачные тайны. Но нам их не спешат раскрывать, и вся проделанная работа по нагнетению рассеивается, оставляя легкую скуку. Зато оставшиеся две трети события разворачиваются просто захватывающе.
Роман о взаимозависимых отношениях, о неожиданных последствиях выбора, о самопознании, необычный и талантливый.
koroleva.16gv
Книга была куплена мною в бумаге и начата ещё в прошлом году, но, чтение глазками затянулось, и я уж потеряла нить... в общем, решив поискать её в аудио, а после благополучно найдя, стала слушать её с самого начала, и вот, исповедуюсь...
Данное произведение, показалось мне более спокойным и взвешенным, даже более чем... отчего, несколько скучноватым, и, местами, прилизаным. Тема веры. Тема любви. Любви неправильной, и я тут не о типичной гомосексуальной, а о той, когда взрослый мужчина, или, когда юный ещё мальчик, тянут, так сказать, свои ручки, к чему-то запретному. Он полюбил - его отвергли... Другой Он - полюбил, но понял, что нельзя...
Но начинается всё с девы... та дева тоже полюбила, когда лишь начинала взрослый путь... Дельфин и русалка они в Этой "песне" не пара - не пара - не пара. От слова совсем.
Человек влюбляется в человека, его тянет к нему, но потом... потом, почему-то решает, что объект той любви... нетаков... а иногда и сам объект так решает и решает себя изменить... И вот, они борются, а ведь на первых порах, до рокогового решения были довольны... влюбились же в то, что было... И? Что у них после? А после скандалы... недовольство друг другом, собой, а там и измены, разлад... путь у каждого свой...
Одно дело, когда человек меняется взрослея, другое, когда его насильно ломают, когда он или она отказываются от сути своей... просто в угоду, а не потому что... старый мир в них умер, потух и теперь, будто птица та феникс из пепла... и наново мир открывают... Когда старые взгляды изжили себя, когда шире стал кругозор...
Вторая половина пошла веселее... поделив историю на две половины, одна с Майклом и "его мальчиками"... другая с Дорой и мужем её Полом. Их объединила община. Дора ехала к мужу, который на тот момент работал в общине по долгу службы... ехала к нему, а прямо после объятий любовника...
Она была начисто лишена памяти и оттого великудушна.
Она - да. Пол, её муж, таким не был. Звать - звал, ждал, в постельке после ласкал, но забывчивым не был. Упрёки, обвинения, отношение, как к низшему звену... получай и терпи. Ну не знаю, какой надо быть... на одном великодушии и чувстве вины, далеко не уедешь.
История Майкла, он был главным в общине, а когда-то до... он мечтал стать епископом, но, один ученик и... У Майкла, кстати, всё по кругу...
Удивительно, что автор не раскрыла нам историю, да хотя-бы супругов Марков... они тоже состояли в общине. И пусть, как сказала бы Маргерит Марк:
От праздного любопытства до злословия один шаг.
Но всё же, всё же.
Не могу не затронуть и Кэтрин, ещё одна из общины... Кэтрин готовилась уйти в монастырь, в общем, она удивила... Братец её Ник... наглядно про не рой другому яму... Как был с гнильцой, так и... Кесарю - кесарево.
А колокол, придётся тому "протрубить", лучше ему, чем... И в эпилог... кровавая развязка.
Усыпляюще читал Вадим Пугачев... если рано проснулись... вот он - "Колокол", в исполнении Вадима Пугачева... могла 5 раз главу начинать, то на 9, то на 30 минуте забытье, и по кругу, по кругу.
… настолько тонкий и настолько психологический, что подписалась на него исключительно в формате книжного онлайн клуба. Такую литературу нужно обязательно читать не в одиночку и обсуждать в процессе чтения. Главу за главой. Столько незаметных деталей, отсылок, метафор, что их легко не заметить в основной сюжетной линии.
Классика начала ХХ века и этим все сказано.
— Англиканская община с женским монастырем по соседству,
— колокол, который упал непонятно куда от того, что одна из монахинь предалась блуду,
— еще один колокол, который вот-вот должны в этот монастырь привезти,
— ну… и тема ЛГБТ.
Книга о разной любви и безрассудствах, на которые способны пойти люди, лишь бы доказать, что их “вид любви” законный и единственно верный.
Книга, о которой так много можно рассуждать, обсуждать и спорить в процессе чтения, но нечего сказать после того, как перевернешь последнюю страницу. А ведь я ее читала в январе.
Мне было интересно, очень весело. Я влюбилась во взбалмошную Дору, которая будто немного не в себе… теряет туфли в саду, бросает помаду в окно, размышляя, долетит ли та до озера. Одна никому ничего не доказывает, живет моментом и кайфует от жизни.
А вот некоторые мужские персонажи вызывали жгучие эмоции ненависти и гнева.
Для меня Колокол — книга о принятии себя. Прими себя и прими свою любовь такой, какой она есть. Она не может быть правильной или неправильной.
Это все, что ты можешь дать другим. А другие могут отдать лишь то, что есть у них и ничего больше.
Писательница в своих текстах пытается разобраться в философских аспектах бытия, не всегда удаётся прослеживать персонажей, их поступки, рефлексии, сюжет отходит на второй план, думаю, Мёрдок это сама понимает. Иногда я проваливалась в потоки сознания, иногда ухватывалась за сюжетную линию, а потом теряла. Интересный опыт чтения. Сложная большая литература во всей красе. Но Нобелевским лауреатам нельзя ставить низкие оценки, не так ли?
Начало было прекрасным - жизнь в религиозной общине на полпути между светом и монастырем, и все, что я люблю – относительно замкнутое сообщество, вопросы религии и ее применения в жизни, плюс хорошие психологические портреты.
Примерно до середины мы вместе с Дорой – симпатичной рационально мыслящей англичанкой, далекой от религии, которая приехала в эту общину вслед за своим мужем (муж – тоже не в общине, только живет здесь и работает над рукописями в местном монастыре), наблюдаем за жизнью разнородных ее членов.
Собственно сама община придумана для того, чтобы люди, не определившиеся до конца в своих отношениях с Богом и/или монастырской жизнью, могли оценить свои силы, возможности и, что самое главное – желание идти путем праведников и отшельников. Что, вообще говоря, весьма разумно.
Впрочем, отношение автора к этому всему кажется несколько скептическим. Вот слова одного из персонажей:
«Коли уж люди хотят перестать быть обыкновенными полезными членами общества и тащат свои неврозы в какую-то глухомань, чтобы поиметь то, что они воображают духовным опытом, к ним, уверен, надо проявлять терпимость, только, убей меня, не пойму, почему надо выказывать им почтение».
Довольно быстро на первый план выходят не столько религиозные, сколько человеческие вопросы, любовь, ревность, смирение, выбор, но в первую очередь – поиски себя. В том числе и своей гендерной роли. Так что, если вас почему-либо задевают гомосексуальные отношения и рассуждения о них (а этому посвящена значительная часть романа), оставьте эту книгу менее нежным фиалкам.
Тут, кстати, есть забавный момент, касательно закрытых школ:
«Представления Тоби о гомосексуализме были весьма поверхностными. В закрытой школе он никогда не учился и подобного рода опыта не получил и даже не сталкивался с ним. Проблема эта была объектом определенных незатейливых шуточек среди его школьных приятелей, чье неведение было столь же велико, как и его собственное, так что из этого источника он мог почерпнуть самые ничтожные сведения. Поскольку курс его обучения предполагал изучение латыни, но не древнегреческого, знакомство его с подобными эксцессами у древних было весьма отрывочным».
Одна из наиболее любопытных здесь вещей – это проповеди. Хороший, кстати, повод привлечь внимание читателя к нравственным вопросам, занимающим автора. И нет, это вовсе не выглядит вариантом «в лоб», скорее напротив. Вот, для примера, пара фрагментов:
«В школе нам — мне по крайней мере — говорили: нужно иметь идеалы. Я думаю, это вздор. Идеалы — это мечты. Они становятся между нами и жизнью, тогда как более всего мы нуждаемся в том, чтобы видеть жизнь в истинном ее свете».
«Добро — это избыток. Куда мы щедро и от всей души направляем его, там и вступаем в созидание, которое может быть непостижимым для нас самих, и от того, что оно непостижимо, мы можем его бояться. Но из-за этого отступать мы не должны. Господь всегда может направить нас, коли мы того пожелаем, на высший и лучший путь, а научиться любить мы можем, только любя. Помните: все наши неудачи в конечном счете неудачи в любви».
Да. Про колокол. Колокол здесь – это монастырская легенда, и одновременно реальный объект, возвращения которого в монастырь ждут на протяжении всей книги (впрочем, не зацикливаясь на этом). Казалось бы, его появление должно явиться некоторой кульминацией всего романа, по крайней мере нас к этому исподволь подводят. И формально это так и есть. Однако, как только внимание переключается на колокол, это сразу разрушает всю выстроенную до этого атмосферу тонкого психологического романа.
Появляется слишком много действия, суеты и неврозов. И сразу становится неинтересно. Последние несколько десятков страниц в итоге читаются дольше чем первые пару сотен. Причем у меня осталось ощущение, что и автору ближе к финалу резко все наскучило, и она быстренько ставит точки над i, не заботясь более о чем-то еще. Потому остается несколько смазанное общее впечатление: блестяще написанные первые две трети книги, от которых получаешь истинное удовольствие, и внезапно унылый финал.
«Колокол обладает силой тяжести. Мах, что качнет его вниз, должен потом и вынести его наверх. Вот и мы должны научиться понимать механизм нашей духовной энергии и выяснить для себя, где тайники нашей силы. Вот что я имел в виду, когда говорил, что в этом наше спасение. Мы должны, уяснив и точно используя присущую нам энергию, стремиться к большему. Вот борьба, угодная Божьему взору: становиться глубже и совершеннее, чем ты есть, и, стремясь исследовать и освятить каждый уголок души, явить ту неповторимую и прекрасную личность, которую Господь, сотворяя нас, вверяет нашим заботам».
прошлую жизнь. Это еще одно религиозное правило, которому мы стараемся следовать. Без сплетен. Ведь если вдуматься, люди редко когда расспрашивают друг друга о жизни из чистых побуждений, верно? Я на себе в этом убедилась. От праздного любопытства до злословия один шаг. Надеюсь, вы
Reviews, 26 reviews26