Volume 112 pages
About the book
Две пьесы А. П. Чехова – «Вишневый сад» (1904) и «Дядя Ваня» (1897) – под одной обложкой.
Новатор театра, сам Чехов причислял свои пьесы, скорее трагические, к жанру комедии – что и по сей день вызывает споры литературоведов и критиков. Уводя сюжет драматических произведений в подтекст, Чехов направляет всю мощь своего импрессионистического метода на описание действительной жизни в ее печальных и забавных проявлениях, которые непрерывно следуют друг за другом: мгновения одиночества и любви, праздничных и денежных забот. И главным героем становится время, которое неизбежно проходит и незаметно ведет человека к его концу.
Любимейшая пьеса. Сколько не перечитывала - столько раз открывала что-то новое. Наверное, загадка в том, это многослойное произведение, с множеством интерпретаций.
Кстати, знаете ли вы, что в XIX – начале XX века существовали две нормы – «ви‘шневый» и «вишнёвый». Первый вариант был связан с вишней как деревом, а «вишнёвый» характеризовал цвет. Исходное название знаменитой пьесы звучало «Ви‘шневый сад». Но потом сам Чехов изменил название на более поэтическое - «Вишнёвый сад».
Рекомендую всем! Тем более за такую цену:)
Решила перечитать Чехова. В школе особой любовью к нему не воспылала. Возможно, для меня он чересчур лаконичен, хотя дочка любит его именно за это.
Выбор пал на пьесу "Вишнёвый сад". Я не любитель пьес, но иногда их читаю, чтобы немного выйти за свои читательские рамки.
Комедия из четырёх действий выглядит для меня, как трагедия. Старый мир рухнул, люди не знают, как принять новое время, кто-то старается приспособиться, кто-то плывет по течению, ну а кто-то устраивает пир на останках прошлого. И во всей этой неразберихе люди, которые не слышат друг друга. Все диалоги построены таким образом, что каждый говорит о своём, слышит только то, что хочет услышать.
Что касаемо персонажей, то они удались достаточно яркими. Раевская и её брат Гаёв - старое поколение, не привыкшее "строить" свое будущее. Они совершенно не приспособлены к новой жизни, но и вцепится в прошлое, постараться оставить хоть часть того, что дорого, не в силах. Слабовольные, аморфные, инфантильные. На их фоне приёмная дочь Раневской Варя выглядит старше, мудрее, но ей от этого и тяжелее, ведь только она на самом деле понимает своё плачевное существование.
Аня, семнадцатилетняя дочка Раневской. Ее мы обсудили с дочкой. И если ей Аня понравилась готовностью с легкостью вступить в новый мир, то меня эта спешная готовность немного пугает. Непонятно, как это произойдет с такой матерью и советником в лице Трофимова, вечного студента, который говорить-то мастак, а как на деле - не ясно.
Сюжет основан на том, что семейное имение Раневской за долги выставляют на аукцион. Дом, вишневый сад вскорости пойдут под снос. На месте старого построят новое. Так же, как и в жизни - прошлое предаётся забвению.
Вот так, под звуки топора, рубящего вишневые деревья, Антон Павлович похоронил век XIX. И жалко почему-то только вишни и старого лакея, о котором в суматохе все забыли.
**Вишневый сад**
Действия происходит в усадьбе Раневской, которая возвращается из Парижа со своей дочерью, эта престарелая помещица не хочет признавать того, как меняются времена, застряла в своих воспоминаниях, из-за чего отказывается переделать вишнёвый сад под дачи. В результате, она всё-таки теряет владения, они, вместе с садом переходят к Лопахину, представителю более молодого и дальновидного поколения.
Тут есть и конфликт поколений, и необходимость перестраиваться под новые порядки.
Мне не хватило стилистики, образа самого сада, имения. Пьеса показалась суховатой.
И как же жалко Фирса.
Оценка 8/10:
Только за то что это Чехов, пьесы, видимо, в школе у меня лучше воспринимались. Теперь я предпочла бы смотреть их постановки, а не читать.
#антонпавловиччехов
#вишневыйсад
#художка
**дядя Ваня**
Вот тут Чехов в полной мере показал, что ограниченность интересов, безделие, праздный образ жизни быстро захватывают все внимание и время человека и ни к чему к чему хорошему это не приводит.
А как он изобразил зажравшееся мещанство, эгоизм.
Сюжет происходит в усадьбе Серебрякова. Профессор в отставке, финансовое положение не позволяет ему жить в городе, он во втором браке, у него молодая супруга и дочь. Дядя Ваня верил в талант Серебрякова, но очень сильно ошибся. Когда второй объявляет, что продает имение, Иван в гневе даже пытается застрелить профессора, но промахивается. Все заканчивается тем, что профессор с женой уезжают в Харьков, а дядя Ваня с Софьей (дочерью от первого брака) остаются в имении, продолжая заниматься делами имения.
В этом произведении не тоже не хватило окружающего мира, его описания, хотя бы вскользь.
Восхищаюсь доктором, его осознанностью и заботой о будущих поколениях и природе. Чехов его использует как главного антагониста помещиков того времени, показывая в очередной раз, что любой труд должен быть направлен на реальную пользу.
Все произведение пропитано тоской и безысходностью.
Оценка 8/10:
Как писала выше, пьеса не мой любимый жанр. Но Чехов прекрасно подходит тем, кто выписывает диалоги и вчитывается в каждую строчку, выискивая смыслы и конфликты, видимо поэтому его проходят в школе, чтобы научить мыслить подрастающее поколение.
#антонпавловиччехов
#дядяваня
#художка
Чехова принято считать классиком, но по моим ощущениям, его пьесы оказались слишком зацикленными на своих темах, оставляя довольно неоднозначное впечатление.
"Вишнёвый сад" – это пьеса, где все крутится вокруг одного: хочу/не хочу продать имение. Вот тебе Раневская с Гаевым, которые никак не могут принять, что их прошлое – в прошлом, и вишнёвый сад, символ их беззаботной жизни, уходит с молотка. Есть Лопахин – практичный мужик, предлагающий выход, но его никто не слушает. И куча других персонажей, каждый со своими мелкими драмами и переживаниями, которые, по сути, никуда не ведут.
На первый взгляд, это драма о смене эпох, о неспособности приспособиться к новым реалиям. Но на деле все сводится к бесконечным диалогам, где каждый говорит о своем, не слыша других. Персонажи настолько оторваны от реальности, что их бездействие начинает раздражать. Все эти вздохи по уходящей красоте сада, вместо конкретных действий, показались мне чересчур унылыми. Пьеса кажется тягучей, какой-то затянутой, и вот это постоянное муссирование одной и той же темы "продадим – не продадим" быстро утомляет. Ощущение, что Чехов намеренно высасывает драму из воздуха, а по итогу ничего толком и не происходит. 4/10
"Дядя Ваня" – еще одна пьеса, где главные герои, кажется, застряли в каком-то ментальном тупике. Тут у нас дядя Ваня, который всю жизнь пашет на профессора, а потом вдруг прозревает, что профессор – пустышка. Есть Елена Андреевна, красивая, но скучающая жена профессора, и доктор Астров, который вроде бы занимается делом, но тоже погряз в безысходности и несчастной любви. Темы тут такие: "ты болен/нет я не болен" и "я хочу замуж/но ты некрасивая", что вызывает скорее недоумение, чем сочувствие.
Пьеса пытается показать тоску провинциальной интеллигенции, их потерянные надежды и несбывшиеся мечты. Все страдают, все несчастны, но никто не пытается что-то изменить по-настоящему. Дядя Ваня то порывается убить профессора, то снова возвращается к рутине. Герои бесконечно жалуются на свою жизнь, на свое окружение, но при этом сами активно способствуют этой безысходности. Диалоги, как и в "Вишнёвом саде", порой кажутся пустыми, наполненными самобичеванием и фрустрацией. Да, есть моменты тонкого психологизма, но общее впечатление – глубокая, непроходящая серость и какая-то бессмысленная суета вокруг ничего. 5/10
Погружение в мир Чехова через эти две пьесы оставляет ощущение непроходящей тоски и какого-то фатализма. "Вишнёвый сад" показался историей о добровольном самоуничтожении, где герои сами роют себе яму, пока сад их жизни уходит с молотка. Это как наблюдать за медленным, но неизбежным крахом. "Дядя Ваня" же – это история о вечном нытье и неспособности выбраться из рутины, даже когда кажется, что вот-вот наступит перелом. Обе пьесы, на мой взгляд, слишком зациклены на внутренних переживаниях, которые не приводят ни к какому действию. Они демонстрируют скорее беспомощность и пассивность героев, чем глубокие философские размышления. Это, по сути, очень медленная драма о том, как люди сами создают себе проблемы и не хотят от них избавляться.
Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно... Мы отдохнем!
Обе пьесы из этого сборника про невозможность остановить жизненное увядание. Ты можешь быть молод, можешь быть стар, прогрессивных взглядов или потворствовать старым жизненным укладам. В конечном итоге все мы окажемся в одной точке.
Раньше я иначе воспринимала эти пьесы. Мне было жаль погубленного Вишневого сада, но я видела в этом открытие какого-то нового пути. Не будет сада, но будет что-то еще. Жизнь она не стоит, она движется вперед. И сейчас это движение вперед, я воспринимаю как движение к концу. Может быть и символично, что покидая старый дом, хозяева оставили там верного слугу. Просто забыли его. В новой жизни нет места для старых вещей. Раньше мне было его очень жаль Фирса. Сейчас я сама Фирс.
А еще я дядя Ваня. Про него вообще очень грустно рассуждать. Отдать половину жизни на благо других людей. Настроить вокруг себя воздушных замков о дальнейших перспективах. Обмануться, раскаяться, но снова вернуться к тому же. Знаете: сам пошутил, сам посмеялся. Только здесь не про смех.
Я часто ловлю себя на мысли, что тоже делаю что-то о чем меня не просили и жду потом благодарности. А если не благодарят, то обижаюсь. За пистолет не хватаюсь, конечно, но бросаю угрюмые взгляды, которые чаще всего даже не замечают.
Быть дядей Ваней сложно. Он добрый, самоотверженный, умный. Но его стремление принести себя в жертву меня одновременно и умиляет, и отталкивает. Он опекает Соню, он любит Соню как родную дочь, но вместе с этим он «лепит» из нее себя же самого. Соня сама уже готова стать жертвой чего-нибудь.
Вокруг кружит жизнь. Дом пустеет. Дядя Ваня и Соня снова остаются в своем мирке, который создали. Это их зона комфорта. Выходить из которой они планируют, только после смерти.
И снова возвращаюсь к первой части книги. Фирс просто стал жертвой образного мышления. Его фигура олицетворяла собой ушедший дух старого времени. Он умер забытый всеми, в старом заколоченном доме, где прошла вся его жизнь. Но я никак не могу перестать думать о тех, 87 годах, которые он ходил по земле. Каждый раз, читая «Вишневый сад», я представляла, что просто оставили за кадром то, как о нем вспомнили, как вернулись, устроили достойные похороны. Я где-то читала фанфик о том, как Герасим не утопил Муму. Так может напишут о том, что старый слуга достойно завершил свой жизненный путь и умер в кругу тех, кому он преданно служил и безгранично уважал? Я бы почитала.
Reviews, 20 reviews20