Volume 340 pages
2023 year
Калинова Яма
About the book
Роман Александра Пелевина «Калинова Яма» – шпионский ретро-детектив и одновременно мастерски сочиненный фантастический триллер, в котором не провалить явку и скрыться от преследователей герою предстоит не только наяву, но и во сне.
Общее впечатление от романа – беспощадная доброта. Я наверное ждал чего-то более холодно-интеллектуального, а оказалось, что там живое и мягкое. И грустное.
Грустные, мягкие, не очень приспособленные к жизни люди, грустный, мягкий, наверное слишком приспособленный к жизни Юлиан Фейх. Грустный, мягкий Ленин, мягкие котики, мир игрушечных красноармейцев и фонарей-аквариумов с рыбками внутри.
Мир сказки под которой прячется Нечто. Замогильная холодная пустота за хрупкой стенкой. Конечная станция.
Во всём фантастичном антураже есть пронзительная человечность и сочувствие.
Конец напомнил почему-то грустную и любимую концовку «Обыкновенного чуда» – собрал людей, перетасовал их, и стали они жить, жить, потому что были любимы. Даже в речи персонажей есть что-то очень шварцевское, трогательная театральность сказочных солдатиков. Я думаю, если бы не дрожащий живой нерв, не искреннее чувство, всё это выглядело бы просто игрушкой. Но нет – книга живая и настоящая. Хорошая.
Пелевин – определённо кот, вот что, и мне теперь интересно узнать, каким он бывает, так что теперь очередь «Калиновой ямы», когда куплю.
Кстати, оба романа вышли в издательстве «Пятый Рим». Думаю, потому что Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать. Ну вы понимаете.
Книга действительно потрясающая. После её прочтения остаётся ощущение какой-то пустоты, связанной, в первую очередь, с тем, что произведение всё-таки закончилось. В течение всей книги читателю ярко передаются эмоции персонажей. Несмотря на свою необычную форму, сюжет не надоедает, а наоборот, завлекает всё больше и больше, что способствует развитию интереса.
"Калинова Яма" приятно удивила меня всем своим содержанием и лёгкостью текста. Настоятельно рекомендую к прочтению
Советский автопсихоанализ немецкого разведчика.
Немецкий разведчик, работающий под легендой советского журналиста, начинает выполнять очередное задание. Для этого едет в Брянск, намереваясь выйти на станции Калинова Яма. Время от времени он вспоминает своё прошлое, некоторые события из которого достают его и в настоящем. Вдруг, заснув в купе поезда, он попадает в череду снов, из которых уже не может проснуться.
Сюжет и его подача во многом похожи на книги Юлиана Семёнова. Тоже речь идёт о разведчике-резиденте (только о немецком), тоже подробно описывается его работа, его мысли, ход рассуждений и психоэмоциональное состояние в различных ситуациях. Как и в книгах Семёнова, сюжет дополняется разнообразными вставками. Это и фрагменты произведений писателя Юрия Холодова в начале каждой главы, и воспоминания главного героя разных лет, и исторические справки, и протоколы допросов. Так создаётся атмосфера произведения, что позволяет глубже погрузиться в сюжет.
Ещё мне вспомнились книги Александра Тюрина. Во многих его книгах сюжет тоже начинается, скажем так, адекватно, а потом скатывается в полную жесть, гротеск и фантасмагорию. Только у Пелевина жесть не киберпанковская и не эзотерическая, а психоаналитическая.
Некоторые из вставок представляют собой отрывки из статей психотерапевта Карла Остенмайера. В них рассказывается об особенностях человеческого подсознания и о ведении сеанса психоанализа. Речь идёт о тёмных сторонах подсознания и о незакрытых в прошлом гештальтах. Подобный сеанс в итоге прошёл и главный герой. Остаются вопросы. Как он туда попал? Должен был кто-то его запустить. Кто такой «проводник»? Ведь в рамках сеанса «проводник» – это врач, его проводящий.
Можно было бы сравнить с фильмом «Начало», но общего тут – только сны внутри снов. Механизм работы снов в этих произведениях совсем разный. В книге герой, просыпаясь, оказывается в более глубоком сне. А время в них течёт одинаково. Точнее, в них вообще нет времени. Кроме того, герой обладает властью над своими снами, хотя и не умеет ими управлять.
Снова, несмотря на кажущуюся отрывочность повествования, сюжет очень связный и целостный, даже в фантасмогоричной психоаналитической части. Между основным сюжетом и разными вставками прослеживаются чёткие связи. Упоминается поэт Юлиан Фейх из предыдущей книги «Здесь живу только я». Язык книги яркий, ритмичный, динамичный, читать легко и приятно.
У книги вижу два недостатка.
Первый – непонятно, почему и, главное, зачем в жизни героя случилась Калинова Яма? Кажется, что в итоге это не дало ему ни хорошего, ни плохого. Жизнь он дожил серо и скучно,
не получив умиротворения. Второй – книга слишком «завершённая». Сюжетные линии практически всех действующих лиц однозначно завершены и подытожены. После прочтения обычной хорошей книги ещё остаётся какая-то надежда на продолжение, а тут сюжет завершён наглухо.
Подытожу: книга очень хорошая, открытие года для меня. Мрачная, фантасмогоричная, гротескная, психоаналитичная, но связная и лёгкая в чтении. Могу порекомендовать всем, но учитывайте вышеописанные особенности.
Всегда немного неловко писать рецензию на произведение, которое для меня больше, чем книга. Когда чтение сродни путешествию в подсознание, трипу.
Пелевин — этот Пелевин, в отличие от Виктора, — мой автор, у меня к него огромный кредит доверия, наверное, это можно назвать моей личной конгруэнтностью его произведениям. Поэтому мне с одной стороны понятна критика тех, кто видит здесь бессвязную структуру, излишнюю шизоидность сновидений, понимаю тех, кто недоволен недосказанностью, считает книгу слабоватой и не получил ответов на свои вопросы. С другой стороны, лично я удовлетворена, потому что мы (с моим кредитом доверия и склонностью к мистицизму) дополняем любую пелевинскую недосказанность или бессвязность большим количеством эмоций, порожденных образами, которые использует автор.
Извините, завернула. :) Если кратко, да, это книга-трип, и Пелевин для меня сплетает в ней особый ритм из слов и образов, и, в общем, одного этого мне уже достаточно. Но здесь есть еще и событийный ряд, всегда актуальные вопросы войны, вопросы "свой-чужой", вопросы о том, что есть долг (и какой стране ты должен), где твой дом, где грань между ложью самому себе и профессиональным призванием разведчика. И еще с десяток других вопросов.
В сухом остатке у меня, конечно, колокольчики, дин-дон, болотное сердце, высыхающее и снова расцветающее, какая-то невероятная тоска, она же неутолимая жажда ... чернота. Смерть, которая всегда говорит на русском языке. Я постоянно плакала, читая эту книгу, но без слез. Слезы стекали где-то внутри, по сердцу.
Я же говорю, очень сложно писать о личном.
— Что, немец, замерз?
Да, замерз.
Но у меня был костер.
А от костра с треском поднимались искры, и они летели прямиком в черное небо, превращаясь в звезды. И тогда я вспоминал одну из статей Остенмайера, в которой он говорил: чем глубже яма, тем ярче звезды над ней. Здесь, на Колыме, яма казалась самой глубокой. И звезды над ней сияли ярче, чем когда-либо в моей жизни.
Возможно, именно от этого костра могло бы расцвести болотное сердце.
Не умею писать отзывы о книгах, но я сопереживала каждому шагу героя и я плакала от тоски, когда дочитывала.
Книга захватывающая, интересная, как будто без жёсткого разделения на «хорошо» и «плохо», и относится к тем книгам, которые интересно почитать и во второй, а может и в третий раз, уже зная сюжет. Ради того, чтобы подмечать мелочи и детали. Однозначно пять звёзд.
Здесь очень много интересного, – Кестер говорил лениво и размеренно, с долгими паузами между предложениями. – Скажем, еще в прошлом месяце при посредничестве посольства удалось достичь договоренности между советскими и германскими
Reviews, 33 reviews33