С большим интересом прочёл книгу А.Балашова «ПРОРОЧЕСТВО АСКЛЕТАРИОНА». Честно признаться, давно ждал, когда же в нашей современной русской литературе писатели дадут отповедь так называемому «современному искусству».
В повести есть очень любопытный момент (разговор молодого художника Максима Нелидова с искусствоведом доктором Велесом). Искусствовед старой формации рассказывает историю художника-приспособленца некого Фимы, бездаря, «мазилы», но «держащего нос по ветру».Этот Фима знает, как легко дерьмо (конфетку из г…на впарить всеядному «потребителю маскульта») Он по существу делает не искусство (его мазню искусством трудно назвать), он делает деньги. Такие вот «Фимы» и приучают наших российских снобов (дураков, если говорить без обиняков) к разного рода «композициям» из разбитого унитаза, ржавой проволоки и старого автомобильного клаксона под «глубокомысленным» названием «Зов предков» (или что-то в этом роде). Максим работает в традиционном – РЕАЛИСТИЧЕСКОМ – жанре. Он талантлив от природы. Поэтому избегает симуляций и имитаций в искусстве. Он ищет ПРАВДУ в нём. Это очень и очень трудно. Порой даже гениальные художники не справлялись с этой задачей. Но Максим Нелидов, насколько я понял,читая повесть, идёт трудным, но правильным путём. Правду жизни он проверяет на себе, испытывая судьбу-злодейку на собственной шкуре. (Без этих кругов «ада и чистилища» вряд ли станешь настоящим Художником) Максим ещё на худграфе заинтересовался судьбой 12-го цезаря Древнего Рима Домицианом, которому, как известно из работ древнеримского историка Светония, была ещё в детстве предсказана смерть от рук заговорщиков (когда он станет римским императором. Молодой художник принимает его жизнь под тяготой этого предсказания как подвиг, а Домициана – как героя. Но, пройдя по кругам ада современной жизни (повесть написана в двух временных измерениях – картины Древнего Рима перемежаются с картинами современной России – он понимает: Домициан – не герой. Он трус, подл, а свою мелкотравчатость прикрывает ужасной жестокостью по отношению к подданным своим, весталке Валерии (которую насилует и приказывает замуровать бедняжку в подземелье, дав её «из милосердия» воды и гроздь винограда в заточение).И чем «милосерднее», внешне «добрее», улыбчивее Домициан, тем изощрённее его издевательства. Так он прячет свой страх. Этот страх сковывает его окружение. Никто не может сказать правду императору,боясь его мести. И только его личный астролог (в повести Асклетарион) говорит правду в глаза тирану. Астролог тут – своеобразная авторская метафора. В лице римского звездочёта, по-моему, Александр Балашов вывел собирательный образ ХУДОЖНИКА. Истинного художника (Слова, изобразительного искусства, не важно). Именно призвание художника – говорить царям ПРАВДУ. Без этой правды, понимает в конце повести Максим, нет ни истинного искусства, ни настоящего художника.
Глубоко копает автор. И впервые в современном литературном процессе берётся за наиважнейшую тему (художник и власть, каковы их соприкосновения, взаимодействия и вечные противоречия?) – и решает её интересно, нешаблонно, прекрасным русским языком. Очень рекомендую прочитать эту повесть каждому, кто берётся за перо, чтобы написать произведение в прозе, стихах, хочет создать что-то в изобразительном искусстве. Как быть современному художнику, если власть всегда хочет и требует «лакировки действительности», выдавая желаемое за действительное, а художник должен руководствоваться только законами ПРАВДЫ В ИСКУССТВЕ? Возможны ли тут компромиссы? И к чему такие компромиссы могут провести и власть, и художника. Компромисс невозможен! Это доказал своей жизнью и смертью астролог АСКЛЕТАРИОН. И замечательный русский писатель Александр Балашов. Рекомендую вам, друзья, эту удивительную по форме и глубокую по содержанию книгу – «ПРОРОЧЕСТВО АСКЛЕТАРИОНА». Буду обязательно искать на сайте электронных книг и его другие литературные вещи – так зацепила старого книгочея эта талантливая повесть.
Reviews
4