Free

Отечественная теория медиа. Основные понятия. Словарь

Text
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

Медиаритуал

(лат. ritus – церемония, культовый обряд)

Единица анализа медиакоммуникационного процесса, связывающая медиапотребление с символическим характером индивидуального или коллективного действия, а содержание медиа – со структурами воспроизводства определенного культурного порядка.

Данный подход связан с культурантропологическими и критическими медиаисследованиями и более тесно – с «антропологией медиа» как дисциплиной и областью научного знания. В ряде исследований были зафиксированы интегрированные отношения массмедиа и повседневных жизненных циклов. Ежедневная медиаактивность распределяется между несколькими важными для быта современного человека действиями и часто идет параллельно им. Эти действия повторяются изо дня в день и стереотипны по характеру. Изучение аудитории телевидения доцифровой эпохи выявило церемониальный характер просмотра телепередач, то есть его интерпретацию как действия, объединяющего членов семьи общей идеей, создающего ощущение причастности к общему делу, конструированное пространственно-временными и ценностными рамками сообщество. Повторяющееся в одно и то же время в определенном месте чтение газеты, прослушивание радио, использование смартфона становятся социокультурными практиками, приобретающими дополнительный – внефункциональный – смысл. Коллективное действие в теории ритуала дополняется действием индивидуальным, однако широко распространенным. Понятие «медиаритуал» близко к понятию «медиапривычка», но объясняется критически.

Теоретическое осмысление медиаконтента и медиариутала связывается с особенностями воспроизводства господствующих культурных кодов и их интерпретаций в медиатексте. Критическая традиция анализа медиатекста соединяет медиаритуал с «обществом спектакля», где медиа поддерживают сложившуюся идеологическую гегемонию. Так или иначе медиаритуал связан с исследованием медиапотребления и его социокультурным значением в современном мире.

Литература

Дунас Д. В. Антропологический поворот в зарубежных исследованиях СМИ: от концепций о человеке и культуре к новой дисциплине // Этнографическое обозрение. -2015. – № 4. – С. 13–26.

Couldry N. (2003) Media Rituals. A Critical Approach. – London: Routledge.

Медиасистема

(англ. media system)

Понятие, с помощью которого описывается и исследуется система СМИ и шире – медиакоммуникаций – определенного государства. Как правило, большинство теоретических построений, связанных с медиасистемами, изучают СМИ в общенациональном масштабе. Медиасистема – это сложная многоуровневая и многовекторная среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и во взаимодействии с обществом, другими его институтами, а также индивидуумами/гражданами (аудиторией), взаимосвязанной и конкурентной системой предприятий медиарынка (включающего в себя как отдельные типологические сегменты традиционных СМИ и новых медиа – прессу, телерадиовещание, онлайн-СМИ, так и инфраструктурные предприятия, то есть производящие компании), определенными профессиональными сообществами и видами деятельности по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг.

Переход сегментов медиасистемы в единую и универсальную, а именно цифровую форму, а также процессы конвергенции технологических медиаплатформ и прежде разделенных отраслей медиа, ИТ и телекоммуникаций, включение аудитории в процессы производства и распространения контента не только расширили границы медиасистемы, но и потребовали ее нового понимания. Появляется термин «экосистема ИТ – телекоммуникации – медиа» для обозначения не только новой технологической среды, в которой сегодня существуют СМИ, но и для характеристики современных производственных, социальных и культурных реалий медиасистемы в целом.

Основные сегменты медиасистемы: газеты (ежедневные, еженедельные, существующие как в «бумажной», так и в онлайн-версии); журналы (любой периодичности и тематической направленности в «бумажной» и онлайн-версии); радио (все диапазоны, сетевое, местное, аналоговое, цифровое, вещающее как в эфире, так и в Интернете); телевидение (эфирное, сетевое, кабельное, спутниковое – как аналоговое, так и цифровое); интернет-СМИ (не имеющие аналогов в других медийных средах); информационные агентства, пресс-синдикаты; книгоиздательские компании; киностудии, радио- и телепроизводящие компании; музыкальные звукозаписывающие студии; предприятия рекламного бизнеса; структуры системы связей с общественностью. В связи с бурным развитием онлайн-коммуникации и расширением ее аудитории встает вопрос и о включении в медиасистему новых сегментов – многофункциональных порталов, поисковых машин (поисковиков), социальных сетей, мессенджеров и платформ.

Теоретическое изучение медиасистем начинается с книги «Четыре теории прессы» Ф. Сиберта, У Шрамма и Т Питерсона (1956). Авторы конструируют четыре модели медиасистемы на основе следующих детерминант – представления общества о природе человека, природе общества, природе общества и государства, отношениях индивида к государству, природе знания и истины. В результате книга давала читателям представление о своего рода «связанности» прессы, понимавшейся авторами не только как периодическая печать, но как средства массовой информации в целом. После выхода в 2004 г. одной из наиболее цитируемых работ в области медиаисследований – монографии Д. Халлина и П. Манчини «Сравнивая медиасистемы. Три модели медиа и политики» – споры о моделях медиасистем и о самом понятии «медиасистема» разгорелись с новой остротой. Ученые обозначили четыре переменные, формирующие, по их мнению, медиасистему во всех странах: развитие медиарынков, основанных прежде всего на массовой прессе; политический параллелизм в СМИ; отношения государства и массмедиа и уровень журналистского профессионализма.

Несмотря на значимость понятия «медиасистема», на его достаточно давнее присутствие в академическом дискурсе, среди исследователей сохраняется определенное неудовлетворение самим термином. Возникают разные его синонимы и уточнения – медиасфера, медиапространство, медиасреда. Однако именно термин «медиасистема», как показывает история медиаисследований, имеет фундаментальную концептуальную основу и продолжает оставаться уместным и полезным аналитическим инструментом в сравнительных медиаисследованиях.

Кроме того, в отличие от понятия «медиа», которое не является операциональным определением, так как отсылает к медиа как многоаспектному феномену, имеющему сложную природу, «медиасистема» (как единица анализа) пригодна для проведения эмпирических исследований. «Медиасистема» обобщает реальную практику национальной медиасреды, но остается также теоретическим конструктом, потому что медиасистему в конкретной стране измерить довольно сложно. Очевидные силы национального влияния заставляют уходить от универсализации. Значимыми критериями при изучении медиасистемы становятся географический, геополитический, демографический, культурноэтнический, экономический, технологический, культурно-институциональный и законодательный.

Литература

Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2017.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Нац. ин-т прессы; Вагриус, 1998.

Hallin D. C., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics (Communication, Society and Politics). – Cambridge: Cambridge University Press.

Медиасобытие

(англ. media event)

Публичное мероприятие, изначально спланированное и организованное для широкого освещения в медиа.

В начале 1960-х гг. американский историк Д. Бурстин использовал термин «псевдособытие» (англ. pseudo event) для описания искусственно создаваемых (чаще всего) совместно политиками, специалистами по связям с общественностью и представителями крупных медиа новостных поводов, вроде различных годовщин, юбилеев, торжественных открытий и т. п., на которых политики выступают больше как «звезды» (англ. celebrity), чем как общественные деятели. Подобные мероприятия получают широкое медийное освещение и заменяют «реальные новости», на что особенно повлияло появление и стремительное развитие телевидения.

Наиболее детальный анализ медиасобытий был произведен Э. Катцем, который разрабатывал эту тему с конца 1970-х гг., считая медиасобытия одним из способов «анестетизации политики». Для него медиасобытия связаны в первую очередь с обязательным их освещением в прямых телевизионных трансляциях, которые способны собрать у экранов огромную аудиторию. В качестве примеров он использовал трансляцию высадки первого человека на Луне или сенатские слушания в рамках Уотергейтского скандала. Согласно Э. Кацу, основными характеристиками медиасобытий необходимо считать: 1) прямую телетрансляцию, 2) их организацию без непосредственного участия медиа (т. е. они рассчитаны на трансляцию, но неизбежно состоятся, даже если ее не будет), 3) наличие очевидных драматических и ритуальных элементов – мощной эмоциональной и символической составляющей, 4) четкую спланированность, 5) выстроенность вокруг ярких личностей, которые являются основными действующими лицами, 6) отражение важнейших для конкретного общества (сообщества) социальных установок, из-за следования которым освещение таких событий нельзя пропускать.

При этом в российской теории журналистики и теории медиа понимание медиасобытия почти не пересекается с исходными разработками зарубежных специалистов и максимально упрощено. Под медиасобытием могут пониматься пресс-конференции, церемонии награждения и т. д., но чаще всего – любое событие, которое было освещено в СМИ.

Литература

Горохов В. М., Гринберг Т. Э. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2018.

 

Boorstin D. J. (1964) The Image: A Guide to PseudoEvents in America. – NY; Boston: Harper Colophon Books.

Katz E., Dayan D. (1992) Media Events: The Live Broadcasting of History. – Cambridge: Harvard University Press.

Медиатекст

(лат. textus – ткань, сплетение, сочетание)

Одна из разновидностей современного текста, принадлежащего пространству массовой информации и коммуникации (медиакоммуникационному пространству), характеризующаяся особым типом автора (создателя), наделенного осознаваемо высокой степенью ответственности за публикуемые факты (информацию), ставшая результатом творческой деятельности человека, обладающая специфической модальностью, рассчитанная на рассредоточенную, анонимную, разнородную аудиторию как основного потенциального потребителя. Данная разновидность текста демонстрирует открытость содержания в смысловом, структурном и знаковом аспектах. К характерным признакам медиатекста традиционно относят его медийность, связанную с использованием конкретных средств передачи смыслов; массовость как ориентированность сообщения на особый тип адресата; интегративность, выраженную в сочетании различных семиотических кодов, открытость.

В новой технологической среде актуализирует использование концепта «гипертекст», обозначающего: 1) метод, предложенный как часть программного обеспечения Всемирной паутины (Сети), способ встраивания разнонаправленных ссылок в конкретный цифровой фрагмент в виде закодированного html-документа, отраженного в веб-браузере), связанного с другими аналогичными html-текстами без дополнительной навигации; 2) визионерский подход Теда Нельсона, описавшего интерфейс типа «человек – компьютер», в котором компьютер представляет конкретный текст с нескольких точек зрения, превращая его в гибкий и изменчивый объект, с которым можно взаимодействовать, чтобы обеспечить полноценное понимание; 3) литературные работы, которые связаны (происходят от) или намекают на ранее созданные работы; 4) любой текст, который структурирован нелинейно, непоследовательно, не имеет отчетливого начала, середины, конца, в котором читатель имеет контроль над последовательностью получения информации и смыслов. В тех случаях, когда подобные тексты связаны с другими фрагментами содержания посредством гиперссылок, границы текста могут быть размытыми или текст может быть воспринят как безграничный.

В одной из ключевых парадигм описания современного медиатекста речь также идет о нарративе как: 1) о фундаментальном способе придания смысла полученному человеком опыту; 2) о самостоятельном повествовании, истории, опубликованной любым медиаресурсом и репрезентирующей последовательную цепь различных событий объективной или вымышленной реальности; 3) об истории, транслированной рассказчиком (реальным или вымышленным) и содержащей его точку зрения на описанные события, явления и проблемы.

Литература

Добросклонская Т. В Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. – М.: ФЛИНТА, 2008.

Казак М. Специфика современного медиатекста // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. моногр. – М.: Флинта: Наука, 2012.

Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. – М.: Ад Маргинем, 2018.

Солганик В Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. -2005. – № 2. – С. 7–15.

Медиатизация

(англ. mediatisation)

Метапроцесс современности, который характеризуется возрастающим влиянием медиа на все общественные сферы, а также проникновением медиалогики в повседневную жизнь социума.

В медиаисследованиях понятие медиатизации начинают разрабатывать с начала 1990-х гг. Термин впервые был упомянут английским социологом и исследователем Джоном Томпсоном в 1990 г., в 1995 г. он уже активно использует это понятие в работе «Медиа и современность» для обозначения роли медиа как институционально организованных структур, транслирующих не просто информацию, но образцы культуры, формирующие общество.

Немецкие исследователи использовали понятие медиатизации для определения роли медиа в социальных изменениях в широком смысле, подчеркивая, что медиатизация относится к изменениям, связанным с развитием ИКТ, а технологические, знаковые и экономические характеристики массовой информации приводят к проблеме зависимости, ограничений и искажений/преувеличений. Фридрих Кротц рассматривает медиатизацию как один из четырех основных метапроцессов, которые сформировали и продолжают формировать современность – наряду с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией. Медиатизация – это исследования крупных социально-структурных и социально-культурных последствий развития общественной коммуникации в сочетании с техническо-материальными характеристиками медиа. Таким образом, медиатизация представляется непрерывным процессом, преобразующим отношения на всех уровнях социальной реальности. Датский медиаисследователь Стиг Хьярвард под медиатизацией понимает процесс, посредством которого общество все в большей степени представлено медиа или становится зависимым от медиа и их представлений и логики. По его определению, медиатизация – это двусторонний социальный процесс, посредством которого общество насыщается средствами массовой информации в такой степени, что они уже не могут рассматриваться отдельно от других общественных институтов.

В отечественных исследованиях понятие медиатизации впервые встречается в 1991 г. в основном в целях описания особой технологической инфраструктуры, призванной обеспечить индивидуальный и коллективный доступ ко всем духовным богатствам информационной цивилизации. Но затем и российские исследователи заговорили о «медиатизации общества» как становлении особого типа социального пространства.

Ускорение и усиление процессов медиатизации, влияющей на все сферы общественной жизни, социальные практики и функционирование общественных институтов, а также повседневную жизнь современного человека, сформировали представление об аудитории медиа в целом как о «человеке медийном». «Человек медийный» – это характеристика не только аудитории медиа, но вообще современного человека. Медиапотребление, будучи важной социальной практикой, начинает стирать границы между массовой аудиторией медиа и конкретным индивидом, зачастую ставя между ними знак равенства. «Человек медийный» – это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется медиасодержанием как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндустрией и потребляемым в процессах массовой, медиа-/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида.

Медиатизация трактуется исследователями с различных точек зрения: с одной стороны, это процесс мощного влияния медиа на все социальные сферы развития социума и мышление каждого отдельного индивида, с другой стороны, медиатизация рассматривается как совокупность методов и ресурсов, связанных с технологическим развитием средств связи и коммуникаций. Вопрос определения понятия медиатизации и его основных функций неодинаково рассматривается разными исследователями, однако все они признают определяющую роль медиа в социальных изменениях. Это двусторонний процесс, в рамках которого медиа и различные сферы общественной и культурной жизни оказывают определяющее и формирующее взаимное влияние друг на друга, – процесс изменения всего социального мира, связанный с использованием новых форм и средств коммуникации.

Литература

Вартанова Е. Л. От человека социального – к человеку медийному // Теория СМИ. Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 56–66.

Гуреева А. Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом // МедиаАльманах. – 2018. -№ 5. – С. 16–21.

Adolf M. T (2017) The Identity of Mediatization: Theorizing a Dinamic Field. In: Driessens O., Hepp A., Bolin G., Hjarvard S. (eds.) Dynamicso of Mediatization: Institutional Change and Everyday Transformations in a Digital Age. – Cham: Palgrave Macmillan, pp. 11–33. DOI: 10.1007/978-3-319-62983-4_2

Couldry N., Hepp A. (2017) The Mediated Construction of Reality. – Cambridge: Polity Press.

Hepp A. (2013) The Communicative Figurations of Mediatized Worlds: Mediatization Research in Times of the ‘Mediation of Everything’. European Journal of Communication 28 (6): 615–629.

Krotz F. (2009) Mediatization: a Concept with Which to Grasp Media and Societal Change. In: Lundby K. (ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences. – NY: Peter Lang, pp. 21–40.