Book duration 22 h. 32 min.
Бабье царство. Русский парадокс
About the book
«Это был воистину русский парадокс.
В стране домостроя, где многочисленные народные пословицы довольно искренне описывают положение женщины – «Курица не птица, баба не человек», «Кому воду носить? Бабе! Кому битой бить? Бабе! За что? За то, что баба» – весь XVIII век русским государством самодержавно правили пять выдающихся и очень разных правительниц.
Например, Елизавета, дочь Петра Первого. «Государственными делами она почти не интересовалась», – приходят к единодушному выводу историки и современники. Чем же она занималась 20 лет на троне? Была, например, верховным главнокомандующим. И каким! Дама, которая отчаянно боялась крови и мышей, победила полководца номер один в Европе Фридриха Великого. При ней в 1760 году русские взяли Берлин… В царствование Елизаветы Россия приросла частью Финляндии. Созданы первые в стране банки, гимназии и университет, основан театр.
Или Екатерина Великая. В годы, когда она была у власти, с Россией считался весь мир. Авторитет крепился могуществом страны – огромными территориями, природными богатствами, победоносной армией. Она присоединила Крым, Кахетию, Курляндию, Белоруссию, Волынь. «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего на то дозволения выстрелить не смогла», – эти слова канцлера Александра Безбородко точно отражают результаты ее правления.
Женщины-императрицы оставили в наследство императорам-мужчинам необъятную Империю с необъятными проблемами, которые, к сожалению, последние решить не смогли.
Исполняет: Александр Клюквин
© Э. Радзинский
©&℗ ИП Воробьев В.А.
©&℗ ИД СОЮЗ
Как говорил Наполеон: «Когда мне говорят, что такой-то король добр, я говорю: какое неудачное в стране правление». Опасно быть доброй в самодержавном Государстве.
она пригласила француза… на богомолье – в Троице-Сергиеву Лавру! Маркиз был в восторге – ему предлагали прогулку наедине. В галантном веке такое приглашение сулило многое… Впоследствии в донесении королю Фридриху, насмешливо следившему за жизнью правящей красавицы, посол Мардефельд сообщил игривые подробности этого путешествия… В Москве стояла чудовищная жара. Они двинулись на богомолье после захода солнца. Француз оделся в костюм, пленительный для парижских приемов, но несколько неудобный для такого спорта, как пешая прогулка по российской про
На самом деле они почувствовали слабость женского правления. И уже выслуживались перед будущим Царем Петром. А выслуживаться перед новым – значит хаять дела старого, так повелось на Руси из века в век.
«Видя сию неслыханную злобу, Ляхи содрогались и говорили: что же будет нам от Россиян, когда они и друг друга губят с такою лютостию?»
«от избытка сердца и уста глаголят»,