Странное впечатление. Книга написана либо психиатром, либо человеком с нестабильной психикой, либо под веществами. Как по мне, то это ни фига не фантастика, а поток измененного сознания.
Volume 292 pages
2017 year
Космонавт из Богемии
About the book
Финалист премии Артура Ч. Кларка.
Номинация на Dayton Literary Peace Prize.
Финалист Center for Fiction First Novel Prize.
Через Солнечную систему пролетает новая комета. После нее на орбите Венеры остается облако газа и космической пыли, принесенное из Глубокого Космоса. Это источник бесценной информации для земных ученых.
Для изучения облака в космос отправляется чешский профессор-астрофизик Якуб Прохазка, дитя Бархатной революции, сын сотрудника Státní bezpečnost – Службы госбезопасности.
Именно его ждет невероятное – первый контакт с внеземным разумом. Испытания и травмирующие воспоминания перемешиваются под сиянием звезд.
Миссия на грани катастрофы. Человек и пришелец готовятся встретить свою судьбу.
«Читается как „Космическая одиссея“ Артура Кларка, скрещенная с романом Милана Кундеры, действие которого происходит во вселенной Филипа К. Дика, и с отсылками к „Превращению“ Франца Кафки». – Library Journal
«Смешайте Брэдбери и Лема с Сент-Экзюпери, и, возможно, немного Кафки, и вы получите роман чешского писателя-иммигранта Калфаржа. Книга, построенная на хитром юморе противоположностей. Объединяя тонкие аспекты чешской истории, Холодной войны и сегодняшней шаткой демократии, „Кондитерские изделия Калфаржа“ представляют собой изобретательное, хорошо продуманное упражнение в фантастике. Занимательное, провокационное дополнение к романам о ближайшем будущем». – Kirkus Reviews
"Космонавт из Богемии" Ярослава Калфаржа - это необычный роман. Это - психоделическая драма вымышленного чешского космонавта Якуба Прохазки. Несмотря на аллюзии с лемовским "Солярисом" можно отметить, что "Космонавт из Богемии" - это не фантастика. Если у Станислава Лема в "Солярисе" присутствует описание планеты и её разумного Океана, то космический пришелец паук Гануш воспринимается только подсознанием главного героя. Не случайно, в начале второй части "Падение" в моменте контакта Якуба Прохазки с экипажем российского корабля Гануш исчезает:
"Гануш исчез. Я завыл от боли. Люк российского корабля открылся, появился космонавт, упакованный в скафандр, идеально скроенный и подогнанный – как костюм, сшитый на заказ. Русский схватил меня и потянул, пока Коготь отступал в свое логово. Яростные укусы в паху прекратились, но я чувствовал жжение ран. Ощущение, что по телу кто-то ползает, отступило, я взглянул на палец перчатки и увидел, как компания горомпедов покидает скафандр, а когда я попытался их ухватить, они испарялись..."
«Домой?» – написал я. – Да, домой. Мы сейчас берем курс на Землю. «Мой корабль?» – Пропал, скрылся в облаке. Мы и сами с трудом вырвались. Эта пыль проникает внутрь. «Вас только двое?» – Есть и третий. Но он редко покидает свою каюту. Тут произошел… инцидент..."
Отсутствие во второй части романа Ярослава Калфаржа паука Гануша позволяет сделать предположение, что это не инопланетное существо, а галлюцинации Якуба Прохазки:
"Мы летели к Земле. Я невыразимо скучал по Ганушу, но о нем говорить не мог..."
Но космический элемент в романе Калфаржа явно не главный, большая часть "Космонавта из Богемии" занимают воспоминая главного героя, его непростые отношения с родителями и с невестой, события Бархатной революции, разоблачение деятельности Службы госбезопасности (Státní bezpečnost), сотрудником которой являлся отец Якуба Прохазки. Именно эти страницы, проникнутые состраданием и болью за судьбу своего народа являются в романе Калфаржа главными, а полёт главного героя в Космос только фоном, на котором показаны недавние исторические события Чехии.
В целом "Космонавт из Богемии" на мой взгляд заслуживает самой высокой оценки. Ярослав Калфарж написал действительно сильный роман. Вот только к фантастике он не имеет никакого отношения... Ну право слово, не считаем же мы "Время первых" Валерия Рощина фантастическим романом только потому, что его действие развивается в Космосе... "Космонавт из Богемии" Ярослава Калфаржа явно "из той же оперы"...
Редкостная фигня. Автор - сексуально неудовлетворённый антикоммунист. Или того хуже - психолог. Фантастика тут где-то рядом.
Зря потраченные деньги
Слащавая история "любви" двух богемцев, среди которых главный герой, нытик и нарцисс, и его пассия, к финалу истории разгадавшая-таки сущность объекта своего вожделения. Ну и немножко контекста в виде истории Чехословакии вплоть до возвращения в лоно святого европейского капитализма и свободы.
Главный конфликт героя Якуба Прохазки и по совместительству детская травма - коллективная вина, тяготящая сугубо его одного за все грехи, совершённые злостным советским режимом и лично его отцом, который оказался коммунистом-коллаборационистом и не известно, чем конкретно занимался, кроме того, что пытал людей в застенках политбюро и жил богато.
Когда закончится клюква и будет ли фантастика - вопросы, не требующие ответа, ведь ответ очевиден. Потому почти все четыреста страниц мы будем вынуждены слушать унылый рассказ Якуба про его скучное детство, туманную юность, а затем и тоскливую зрелость, насквозь пропитанные душевными страданиями.
В попытке сбежать от губящего самобичевания и от опостылевшей жены, которую всё никак не может от себя отделить, Якуб сваливает не куда-то там, а в самый настоящий космос. Каким образом он туда смог полететь из Чехии и без должной подготовки, лучше и не задумывайтесь. Зато он теперь гордость нации, а грехи отца прощены общественностью. Хотя в любом случае это всё ну очень уродливая метафора его рефлексии. Уродливая минимум потому, что за счёт неё автор выдаёт свою сентиментальную современную прозу за сайфай, которым тут и не пахнет.
Ну да, немножко в космосе мы всё-таки повертимся, ведь Якуба отправили с важной миссией: собрать розовой пыльцы, которая давеча внезапно появилась в небе и столь же стремительно стала исчезать. Будучи предоставленным самому себе, в полнейшем одиночестве на корабле без экипажа, истязав себя самокритикой и обожравшись Нутеллы, чердачок у Якуба начинает конкретно так подтекать. Оттуда и все вытекающие в виде заглядывающей в иллюминатор мумифицированной Лайки и разумного паука-инопришеленца, читающего мысли.
С одной стороны, абсурд и околокафкианский фатализм дают баллов произведению. Но их настолько мало, что и пары десятков страниц не наберётся. В общей своей массе "Космонавт из Богемии" - далёкое от нас по контексту жизнеописание совершенно скучного персонажа, местами даже в чём-то одиозного и вызывающего отвращение. Ведь вопреки полных ужаса рассуждений о КГБ и катакомбах Санкт-Петербурга, спасает его именно российский корабль, и именно Якуб с полнейшим безразличием приводит русский экипаж к гибели. Попутно пофантазировав о взаимной любви и соитии с единственной на корабле женщиной, которую после будет даже вспоминать со сладострастным придыханием.
Забавно внезапно осознать, что книга была прочитана мной из-за череды произошедших случайностей, которые буквально за руку подвели меня к ней. Если бы не те самые случайности, я об этой малодушной истории и не узнала никогда в жизни. Что ж, и так бывает. Хотя причину выхода этой книги в издательстве Фанзон постичь я всё же не в состоянии.
Читала дозированно. С удовольствием. Фактурная и отнюдь непростая книга. Не проходит ощущение, будто начинали и заканчивали два разных человека. Жду возможности посмотреть экранизацию
Leave a review
Запах стал отчетливым – смесь несвежего хлеба, отсыревших в подвале старых газет плюс намек на серу. Из его толстого бочкообразного тела выдвигались восемь ног, как колышки палатки. И на каждой по три сустава размером со спортивный мяч, ноги согнуты изза невесомости. И лапы, и торс покрывала редкая серая шерсть, растущая беспорядочно, как бурьян. У создания было множество глаз, слишком много, не сосчитать – в красных прожилках, с радужками чернее космоса. Ниже глаз размещался комплект толстых че
Reviews
9