Volume 530 pages
1992 year
Антисоветский Советский Союз
About the book
Причудливые, неправдоподобные, но задокументированные картины недавней нашей реальности в жизни, литературе и политике. 1973–1993.
Genres and tags
Мне посчастливилось познакомиться и общаться с Владимиром Николаевичем Войновичем в ПермскомТЮЗе на премьере спектакля по его книге о Чонкине. Спросил его , между прочим , как он не побоялся так свободно вести себя в те времена. Он не понял вопроса, сказал: ну, тогда уже за это не расстреливали. А я не о противостоянии режиму его спрашивал , а о том, как не побоялся он волны народного гнева? Ему писали открытые письма, полные ненависти, злобы. Ему угрожали. Его оскорбляли. Он кака скала стоял.
Войнович – настоящий писатель и мужественный человек. Конечно, я рекомендую его всем читателям, любителям настоящей литературы.
То, что когда-то читалось мной легко и с усмешкой, как фельетон, или даже как памфлет, то что во времена, когда самое интересное почитать можно было только взяв у хорошо знакомого человека папочку перепечатанного на тонкой бумаге под пятой копиркой, то, что и в период «перестройки» и «гласности» после публикации в тонком журнале все еще носило на себе клеймо «антисоветчины», но ставшего вдруг доступным и оттого интересным, к тому ж еще и забавным, и уже три десятилетия спустя описываемых событий, на десятилетия позже тех обстоятельств и тех узнаваемых типажей, которые точно и выпукло выписаны талантом Владимира Николаевича Войновича, мною с удивлением и сейчас перечитывается, как нечто свежее, как нечто актуальное – о настоящем, о сегодняшнем. Уже давно со временем ко мне пришло понимание, что классики – это совсем не обязательно нечто в фолиантах и в дорогих переплетах (или в дефицитных тогда многотомниках полных собраний сочинений и подписных изданий), но это, к удивлению, еще и то, что сравнительно недавно читалось как некий проходящий курьез, как нечто чересчур смелое, острое, но не вечное, а сиюминутное. Когда эти рассказы, эти описания ситуаций, типажей, характеров, годы спустя остаются такими же актуальным как и при первом знакомстве, появляется понимание, что это – классика, вечная и актуальная, как «Облака» Аристофана, как «Тартюф» Мольера. Со временем, без оглядки на премии и номинации, а просто по внутренним ассоциативным рядам, возникающим в моем сознании, я воспринимаю прозу В.Н. Войновича, как классику острой сатиры, как точные заметки, как зарубки на память и для понимания – в одном ряду с тем, что отмечалось в свое время и вдругих обстоятельствах М.Е. Салтыковым-Щедриным, Н.С. Лесковым, М.М. Зощенко, М.В. Ардовым, с И.А. Ильфом и Е.П. Петровым, Е.Л. Шварца. Список длинный, намного длиннее места для отзыва. Рискну также заметить, что «Отжитое время», более извстное как «Дело» А. В. Сухово-Кобылина – для меня стоит в том же длинном ряду зеркал души, что и «Чонкин», и что «Чонкин» ближе к «Делу», чем к Швейку Гашека. Чтобы понимать себя и свое время, я полагаю, что надо почаще вглядываться в оставленные нам зеркала. Тем, кто склонен видеть в картинах жизни представленных в прозе В.Н Войновича только описание того, что мы сейчас называем «совковым прошлым», рискну посоветовать приглядеться получше – и увидеть, что классика всегда о вечном, а значит и о сегодняшнем. Иначе бы не звучали б и сегодня все так же актуально брошенные в зал известные слова Городничего из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя из финальной сцены.
"Малиновый пеликан" все еще кружит над нами.
хороший слог, добрый юмор, немного с «перцем»,вот поэтому тому Советскому Союзу не суждена была долгая жизнь. Много в той совковой реальности было нелепого. Понравилась глава о «священых» словах. Следует прочитать молодым, всем, кто не застал то время
Потрясающая книга. Вся правда о социализме. Включить в обязательную школьную программу. Владимира Войновича надо читать с детства.
Войнович приваблює не в останню чергу тим, що нова посткомуністична реальність не збила його з правильного шляху, не зробила радикальний переворот у мізках, і він не став монархістом, більшовиком чи почвєнніком. Як був послідовним антикомуністом, борцем за свободу, так ним і залишається. А те, що СРСР – антоним свободи, поступово забувається. «Антисоветский Советский Союз» – книжка для всіх, хто страждає на ностальгію за радянськими часами, хто носиться з левацькими ідеями, знову бачить у соціалізмі щось привабливе, більш правильне, ніж пропонує західне суспільство.
Книжка ця публіцистично-сатирична. Є там спогади про СРСР, про всі хвалені безплатні дива, про унікальну соціальну систему та інші висмоктані з пальця переваги, які для декого з кожним роком ще більше очищуються від правди і стають все привабливішими і привабливішими.
Не все Войновичу вдалося однаково добре. Є речі нуднуваті, часом він вдається до дещо дріб'язкових з'ясувань стосунків. Дещо у збірці явно застаріло, готувалося, очевидно, ще для Радіо «Свобода» та інших антирадянських рупоров і жупєлов. Але є речі смішні. Запам'ятався, наприклад, фельєтон про радянську їдальню, яка відчайдушна бореться за температуру приготування борщу. Поки що вдалося досягти температури 30 градусів, але доженемо і переженемо!
Звісно, багато уваги Войнович приділив літературі. І дійсно, відразу згадується, як вивертав, ломав письменників Радянський Союз. Як пише сам Войнович «есть такие писатели, которых природа производит поштучно. И если взять таких, уникальных, и одного застрелить, другого посадить, третьего на воле замордовать, то, глядишь, от литературы ничего не останется.» Ось-ось. Можна згадати і замордованих Зощенка з Платоновим, які у будь-якій іншій літературі були б зірками першої величини, натомість з радянської були просто викреслені. Або тих, кого продовжували друкувати, але потрощеними, відцензурованими, а що найстрашніше – відсамоцензурованими.
Загалом ця книжка нагадує про радянські маразми, що корисно, а то вже й сам починаєш забувати, якою територією, непридатною для життя, був великий і могутній СРСР.
Reviews, 5 reviews5