Read the book: «Доверяя сердцу», page 4

Font:

Тетя Рая

Она работала в котельной и всегда что-то жевала – то вареное яичко, то бутерброд с докторской колбасой, то пьет чай вприкуску с ароматной сдобой. Отвечала за работу печей и котлов. Посмотрит на приборы, добавит или убавит газ, и опять жует. Полная, говорливая, она часто была предметом незлобных насмешек. Начальство уважало тетю Раю за ответственное отношение к делу, поэтому смотрело сквозь пальцы на нездоровое обжорство во время работы.

Если бы мы знали, дураки молодые, что пришлось этой женщине испытать, то никогда бы не осмелились отпускать в ее адрес глупые шутки.

Когда началась война, и немцы вошли в их деревню, Рае было два с небольшим года. Зная о приближении фашистов, ее мать, молодая жена солдата, не осмелилась, как остальные жители деревни, уйти с четырьмя ребятишками в лес, к партизанам. Забила двух своих свиней, засолила и прикопала мясо на заднем дворе. Дело шло к зиме, поэтому первый же снег надежно укрыл спрятанное пропитание.

Когда мотоциклы с фашистами въехали в деревню, некому было дать отпор – линия фронта была далеко, а партизанский отряд испытывал крайнюю нужду в провизии и оружии. Новые хозяева деревни расположились в избе, где раньше был сельсовет, в тот же день прошлись по дворам, забрали все, что могли унести – от посуды до зерна и живности – куры, козы – все забрали.

Молодую солдатку обязали стирать офицерские вещи и убирать в бывшем сельсовете – теперь уже штабе. Иногда с барского стола милостиво отдавали четверть хлеба, иногда пару пряников для детей.

Зима длилась долго, была снежной, и казалось, что нет конца этой зиме. Не голод мучил молодую женщину, все мысли были о том, как бы незаметно откопать заветную солонину и сварить пару кусков для голодных своих ребят. Ночью, когда пьяные немцы уже храпели, крадучись, она потихоньку откапывала свой заветный клад, быстро отбивала примерзшие куски, и опять прикапывала снегом.

Запах вареной солонины быстро наполнял избу, а вечно голодные ребятишки спешили поесть, плакали, обжигая руки и губы о горячие куски.

Накормив ребят, она укладывала их на горячую еще печь, отдавала хлеб, что принесла от фашистов, укрывала старым тряпьем и открывала дверь, чтобы предательский запах покинул избу и не выдал врагам только что закончившееся застолье.

Через два месяца линия фронта подошла к деревне, и немцы и проклятая зима спешно покинули эти места.

Вернулись к своим пустым домам старики и женщины. Радость от того, что кончились скитания, были омрачены – горестно смотрели они на разоренные свои дворы, голодная весна ждала их семьи.

Спасла первая лебеда, она съедалась мгновенно, тетки иногда варили из нее зеленые щи, старички и мальчишки приносили с речки небольшой улов, и голод отступал от деревни.

А что же молодая мать? Она все так же тайком, теперь уже сторонясь своих соседей, продолжала опустошать по ночам тайник с солониной, и также, прячась теперь уже от соседских глаз, кормила своих ребятишек.

Несмотря на солонину, которая спасла семью от голодной смерти, заметила мать, что детишки пухнуть начали – в прямом смысле. На счастье, пришло письмо, которое получила солдатка от своего брата. Писал он, что работает «по брони» под Ленинградом, приглашал детей к себе. Собрала женщина детей и повезла их в семью брата.

В госпитале детей выходили, а они, повзрослевшие от выпавших испытаний, не захотели возвращаться в деревню, где так мрачно и голодно провели они ту злосчастную зиму. Дядька устроил старших в школу, а младшая – Рая – росла под присмотром его жены.

И вот уже война давно закончилась, а память о том голодном времени не осталась без последствий.

Проснусь, говорит тетя Рая, ночью и не могу – так есть хочу. Сварю пару сосисок, супчик разогрею, поем – и только после этого засыпаю.

Так вот. Война не кончается с последним выстрелом, кто с ней встретился хоть раз – никогда не забудет.

Две сестры

Они вообще не были похожи: старшая – красавица – тонкие, почти аристократические черты лица, толстенная светло-русая коса ниже талии, нежный взгляд. И младшая – круглое, но не лишенное обаяния лицо, короткая мальчишеская стрижка, и заливистый веселый смех. Разница в возрасте была небольшая – около двух лет, поэтому детство прошло в одном дворе и одной компании.

Всегда вместе, такие разные и такие дружные.

Став старше дороги их разошлись – старшая пошла учиться в медицинский техникум, стала еще красивее. Коса поднадоела, вместо нее распустились белоснежные локоны. А после окончания учебы молоденькая талантливая медсестра быстро получила распределение в другом городе. Где училась ее сестра – не знаю, но тоже неплохо устроилась – на таможне.

Жили все еще в родительском доме, где после работы их ждала сильная и хозяйственная мама и отец – строгий, но любящий.

И почти одновременно сестер настигла любовь – прекрасная и отчаянная.

Узнав, что беременна, старшая испугалась – жизнь только началась, а связывать свою жизнь с красивым и ветреным кавалером, который теперь уже не казался таким прекрасным, пугала ее. Решилась прервать беременность. К сожалению, этот поступок не остался без последствий – первая отрицательная группа крови – и как приговор – детей больше не будет!

У младшей на работе завязался роман. Избранник ее был женат и свою семью разрушать не собирался.

Но узнав о том, что подруга ждет ребенка, не испугался, а предложил оставить малыша, пообещав помогать материально. И слово свое сдержал – мама с мальчиком регулярно получали и деньги, и подарки – одежда, игрушки – ни в чем отказа не было.

И родители помогали как могли. Но случилось несчастье – пропал отец сестер. Дело было зимой, а нашли его только в начале весны – выпил и не дошел до дома – замерз. Похоронили отца.

Это ли стало причиной, или бесконечная тоска и несбывшаяся мечта иметь полную семью, но стала младшая сестра прикладываться к бутылке. А, как известно, собутыльника найти легче, чем настоящего друга, поэтому все чаще видели ее в компании развеселых молодых выпивох. И заботы о мальчишке легли на плечи молодой еще бабушки.

Отец мальчика давно догадался, что деньги уходят не на ребенка, поэтому и, поговорив с бабушкой, стал отдавать деньги ей.

То с синяком во все лицо, то грязную, исцарапанную хмельную женщину все же иногда посещало просветление – она зарекалась пить, ездила с матерью и сестрой в какие-то монастыри, к бабкам и врачам. И держалась. Но снова наступал срыв, и снова бутылка. На работе держать не стали – уволили.

Мальчишка вырос. Красивый как отец, он хорошо закончил школу – гордость учителей и, конечно, бабушки. Как будто выполнив свою миссию на земле, бабушка умерла – внезапно, совсем еще не старая женщина.

Смерть родителей старшая сестра приняла мужественно, продолжала работать и искать свое счастье.

И нашла – намного старше себя, пережившего развод, но подарившего ей наконец тихое такое счастье.

У него уже был взрослый сын, поэтому отсутствие совместных детей особо не напрягало. Тем более, что рядом теперь была красивая молодая и заботливая жена.

А младшую в один из зимних вечеров приволокли и бросили около подъезда. Страшная рана на голове – то ли от падения, а может и кто-то помог – несколько дней пытались ее спасти. Безуспешно. Так и умерла.

А я все еще вспоминаю этих сестер, всегда вместе, такие дружные и такие разные.

И вспоминаю их милые детские лица, и кажется иногда, что услышу их голоса.

Age restriction:
16+
Release date on Litres:
13 February 2023
Writing date:
2023
Volume:
36 p. 1 illustration
Copyright holder:
Автор
Download format:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip