Начинать чтение дневников Софьи с 1897 года кажется мне крайне ошибочным для понимания ее и их жизни, в особенности той трагедии, которая происходила в их семье. Основы всего были заложены в начале их семейной жизни, а трагедия – начиная с 1881 года, известного как год переворота в жизни и мировоззрении Льва Толстого. Насколько сложно было Софье и как непроста была их ситуация видно именно по более ранним дневниковым записям Софьи, которые отражают всю борьбу в ее душе.
Volume 290 pages
2014 year
Мой муж Лев Толстой
About the book
В этом издании раскрывается личная жизнь Софьи Андреевны и Льва Толстого. Как эта яркая незаурядная женщина справлялась с ролью жены великого мужа? С какими соблазнами и стремлениями ей приходилось бороться? Так прекрасна ли жизнь с гением? В дневниках читатель найдет ответы на все эти вопросы.
Впервые близко с Софьей Андреевной Толстой я познакомилась в фильме «Последнее воскресение». Там был красочно и правдиво показан ее характер, характер ее супруга, Льва Николаевича, и их непростые отношения.
Эта книга стала для меня еще бОльшим погружением в размышления Софьи Андреевны о жизни, муже, детях и обществе. Благодаря дневнику С.А понимаешь: гениальный писатель не равно замечательный характер. И я верю: жить рядом с Л.Н. действительно было непросто! Добавьте к этому своенравность Софьи – вот и получится та взрывоопасная атмосфера, которая царила в их семье в последние годы жизни писателя.
Что мне еще понравилось, так это описания жизни их семьи: как проходили вечера, кто приходил в гости, о чем разговаривали. Это здорово погружает в атмосферу эпохи.
Рекомендую всем любителям творчества и жизни Льва Николаевича как возможность чуть больше понять его внутренний мир и семейные отношения.
И грустно, и плакать хочется. Сейчас в нынешнее время сложно воспринимать подобное отношение, далековато от понимания. Но как-то после дневников испортилось мнение о самом классике.
Боже, какая изощренная месть домашнему тирану – оставить двухсотстраничное описание того, как великий писатель (святой по мнению многих современников), но ужасный муж и отец, – пердит, рыгает, смердит, брюзжит, ведёт себя как настоящий козёл в отношении домашних. Браво, Софья Андреевна!
pchelka_s_chelkoi Каким же надо быть конченным «существом» что бы прожить ВСЮ жизнь неавистной самкой.
Советую прочитать тем, кто запутался в своей семейной жизни. Оценивать книгу можно по-разному – с одной стороны, вызывает восхищение служение Софьи своему мужу, с другой, она будто наслаждается своим страданием. Мой главный вывод – жизнь проходит быстро, и важно заниматься не только бытом, чтобы потом не сожалеть о потерянном времени.
Судить Софью сложно из-за контекста времени, у неё не было выбора – остаться в браке или жить в своё удовольствие.
Книга произвела впечатление бытовыми подробностями того времени – поразило, сколько людей умирали от болезней, которые сейчас лечатся.
Leave a review
Гению надо создать мирную, веселую, удобную обстановку, гения надо накормить, умыть, одеть, надо переписать его произведения бессчетное число раз, надо его любить, не дать поводов к ревности, чтоб он был спокоен, надо вскормить и воспитать бесчисленных детей, которых гений родит, но с которыми ему возиться и скучно и нет времени, так как ему надо общаться с Эпиктетами, Сократами, Буддами и т. п. и надо самому стремиться быть ими.
И когда близкие домашнего очага, отдав молодость, силы, красоту – все на служение этих гениев, тогда им упрекают, что они не довольно понимали гениев, а сами гении и спасибо никогда не скажут, что им принесли в жертву не только свою молодую, чистую жизнь материальную, но атрофировали и все душевные и умственные способности, которые не могли ни развиваться, ни питаться за неимением досуга, спокойствия и сил.
В гениальных людях нет гармонии, и потому они мучают своей неуравновешенностью.
И никто не поймет, что когда я жива, занимаюсь искусством, увлекаюсь музыкой, книгой, людьми, – тогда мой муж несчастлив, тревожен и сердит. Когда же я, как теперь, шью ему блузы, переписываю и тихо, грустно завядаю – он спокоен и счастлив, даже весел. – И вот в чем моя сердечная ломка! Подавить, во имя счастья мужа, все живое в себе, затушить горячий темперамент, заснуть и – не жить, a durer, как выразился Сенека о бессодержательной жизни.
Жарко, душно, лениво и скучно.
Живу жизнью семьи, а на дне сердца что-то гложет: сожаление о чем-то, желание музыки, безумное, болезненное.
Reviews
18