Volume 280 pages
2011 year
Тайные трибуналы КГБ. Ловля «кротов»
About the book
11 мая 1963 года Военной коллегией Верховного суда СССР был признан виновным в измене Родине и приговорен к расстрелу сотрудник ГРУ О. Пеньковский. Уже через пять дней приговор был приведен в исполнение. История с изменником Пеньковским стала «хрестоматийной». Ведь она произошла в годы чрезвычайно опасного противостояния между Советским Союзом и США вкупе с их партнерами по НАТО. Мир, освоивший ядерное оружие, как никогда в своей истории, был близок к самоуничтожению. В тех условиях цена измены и шпионажа, деятельности «кротов» в спецслужбах была необычайно высока. Автор этого издания в 1958–1964 годы работал начальником следственного отдела КГБ СССР. А это значит, что не только о деле Пеньковского, но и обо всех других особо взрывоопасных событиях тех лет (включая случай с американским летчиком-шпионом Пауэрсом) генерал-лейтенант юстиции Н.Ф. Чистяков знал отнюдь не понаслышке.
Его книга – весьма ценный источник разнообразной информации, касающейся основных обстоятельств эпохи «оттепелей» и «заморозков», идейно-политических шараханий и многочисленных предательств, «строительства коммунизма» и демонстрации «волюнтаризма». И самой напряженной – зримой и незримой – борьбы, которую непрерывно вели разведки и контрразведки главных геополитических противников.
Совершенно беспомощное произведение.
Не знаю, в каком году оно писалась (думаю, очень давно, вряд ли в 2011 году – скорее, на рубеже 1970-1980х), но для 2020 года оно просто смешно. Книга перегружена идеологическими штампами, восхвалением коммунизма, КПСС, Ленина, Брежнева, совершенно ритуальными проклятиями в адрес злобных империалистов и алчных капиталистов.
Многие факты (касающиеся дела Пеньковского) перевраны (в частности, утверждение, что к Пеньковскому не применяли пытки). О других (в частности, трёх пересмотрах приговора Рокотову и Файбищенко, о роли Н.С. Хрущёва в их судьбе), что сейчас известно каждому школьнику, автор умалчивает.
Вместо спокойного изложения дел Пеньковского, Рокотова, Файбищенко мы читаем какую-то агитку с пересказом сомнительного качества подробностей их личной жизни, обильно сдобренных авторским комментарием об их нравственном облике и уровне морально-бытового разложения.
Интересно, что автору (в 2011 году?!) не известны некоторые факты, касающиеся, например, Пеньковского, которые давно уже опубликованы (причём с указанием на то, что советским властям они стали известны не позже 1961 года), например, автор пишет, что Пеньковский «вышел из трудовой семьи», в то время, как отец Пеньковского был офицером Российской Императорской Армии, участником Белого Движения. Интересно, что именно то, что именно вскрытие этого факта советскими властями стало одной из причин перехода Пеньковского на сторону США и Великобритании.
Автор (в 2011 году?!) пишет о том, что Пеньковский был сотрудником Комитета по координации научно-исследовательских работ. А про то, что Пеньковский работал там «под прикрытием», а основным местом его работы было ГРУ, автор совсем не пишет. Неужели следователи КГБ не сумели установить этот факт? Покровителя Пеньковского маршала артиллерии Варенцова автор стыдливо называет «генерал В.» Это в 2011 году, когда фамилию и воинское звание «генерала В.» можно прочитать было в Википедии?
Автор пространно и довольно глуповато рассусоливает о том, что Пеньковский как сыр в масле катался, что «ему не хватало только птичьего молока». Расхваливает трёхкомнатную квартиру Пеньковского, в которой тот жил с женой, двумя детьми и престарелой матерью. А о том, что Пеньковский, побывав в квартире лондонской проститутки, был поражён высоким качеством её жилья (что изрядно повеселило офицеров ЦРУ и Ми-6, с которыми он работал), и что из каждой поездки за рубеж он вёз в Москву одежду, обувь, парфюмерию, причём на довольно широкий круг лиц – от своего руководства до жены, любовниц и коллег по работе, т.к. в СССР товаров такого качества не было просто – автор стыдливо умалчивает.
В общем, эта книга читалась бы лет сорок назад. Её время ушло.
Книга, видимо, писалась в качестве методички для лекторов общества «Знание» в 70-е годы прошлого века и полностью соответствует своему времени. Однако, поражает примитивность комментария некоего Макса Чернавина, не сумевшего даже свести дату рождения Пеньковского и время Гражданской войны в России!
Reviews, 2 reviews2