Volume 241 page
2012 year
Жизнь как она есть
About the book
Автофикшен известной французской писательницы Мариз Конде о непростых отношениях с мужем, возлюбленными, их родственниками и собственными детьми на фоне политической борьбы.
Неприукрашенная автобиография, где писательница рискует предстать «лживой, неверной, прелюбодейной женой» и женщиной, предпочитающей любовников своим детям. Постоянная погоня то ли за счастьем, то ли просто за жизнью и непонимание окружающих.
«Я просто не вижу смысла создавать произведения, которые не представляли бы собой политического высказывания».
Мариз Конде – лауреат альтернативной Нобелевской премии, журналист, преподавала в Гвинее, Кот-д’Ивуаре, Гане (откуда была выслана за марксистские взгляды), Сенегале, Франции и США. Постоянными гостями ее романов были и остаются темы рабства, расизма, сексизма, насилия и колониализма, а ее героини носят в себе бунтарский дух.
Проза Мариз Конде – будь то романы или автофикшен – это всегда глубокое исследование себя, исследование родового мифа, что сближает ее с африканскими литературными традициями, но еще и политическое высказывание. «Жизнь как она есть» публикуется в блистательном переводе Елены Клоковой.
Глубокая и честная автобиография, которая затрагивает самые трудные аспекты жизни и отношений. Мариз не боится раскрывать свои слабости и ошибки, и ее откровенность очень меня тронула. Рекомендую к прочтению, если хочется жизненной истории, из которой можно будет извлечь правильный урок!
Недавно прочел книгу "Я, Титуба, ведьма из Салема"этот исторический роман понравился. Вот решил ознакомиться с автором книги Мариз Конде. Сама о себе она пишет смело, даже вызывающе.Можно оценить и её феминистские идеи.Почти все произведения сложны и интересны, вот только в России они раньше не издавались И еще, ей давали «альтернативного Нобеля», значит заслужила. Вот так много и довольно интересно с помощью переводчика изложено в книге.
Автофикшн – рискованный жанр, беллетристичность и фактологичность которого должны находить филигранно рассчитанную соразмерность, но бойкого автора было не испугать, и в результате на свет появилось ее энергичное биографическое самоописание в специфической рамке африканской этничности, достаточно любопытное для первого знакомства с ней, но одновременно и недостаточно захватывающее, поскольку она «не видела смысла создавать произведения, которые не представляли бы собой политического высказывания», а политические высказывания в литературе не всем интересны так же, как непростые женские судьбы. А я как раз рассчитывала на последнее.
Подобных книг я прочитала уже не одну. Эффект они производили разный, но по большей части не оправдывали моих ожиданий. Эта книга исключением не стала и, к сожалению, я прочитала ее почти без интереса – как длинную и слегка пристрастную википедическую справку. Первым минусом для меня стал какой-то бесконечный избыток политических знакомств героини, о которых у меня не было ни малейших представлений. Жизнь героини прямо или косвенно переплеталась с жизнями, видимо, известных в разных странах африканского континента политиков, писателей, общественных деятелей, чьи заслуги и политические судьбы были от меня так же далеки, как и сам африканский континент.
Второй минус – временнáя удаленность большинства описываемых событий. Повествование начинается в далеком 1958 году, и мне трудно было существовать в африканских реалиях семидесятилетней давности. Что-то удавалось представить, но качественной картинки не возникало, атмосфера времени-места не складывалась, отчего весь текст воспринимался как абсолютно чужая хроника.
Третье, что разочаровало, - то, что в книге было очень мало художественности. Она была собрана из сплошной фактологии индивидуальной жизни, и эти факты почти ничего не говорили мне как читателю. Эта отстраненность, дистанцированность, фокус на чем-то, значимом и понятном только самой М.Конде, делал чтение безадресным.
Четвертый минус выступил для меня в виде обманки: обещалось острое самоисследование автора, а на деле никакой особой психологичности и рефлексивности я в тексте не нашла. Да, она, вроде бы, производила впечатление откровенности, но почему-то мне в нее не верилось из-за ее избыточности, настырной обнаженности, выставленности напоказ даже там, где не надо. Так бывает на приеме у психолога: клиент, как кажется, готов обсуждать все болевые, спорные, рисующие его в нелучшем свете точки смело и подробно, но на деле такая открытость оказывается непробиваемой скорлупой, скрывающей его подлинное отношение к обсуждаемому контенту. В таком дискурсе нет места диалогу, спору, сомнению и приходится «принимать» позицию автора, что сводит на нет искренность и желание понимать.
Да, здесь были встречи-расставания, удачи-разочарования, восхищение-презрение, удовлетворение-фрустрация и пр., но все было изложено беглым суховатым языком, словесной дробью, не вызывавшей моих читательских эмоций (а мне хотелось где-то удивиться, где-то пожалеть героиню, где-то восхититься чем-нибудь в ней…), а многочисленные отсылки к своим (но неизвестным мне) произведениям и героям только усугубляло чувство отстраненности.
Да, автор – женщина яркая и не стесняющаяся свою яркость демонстрировать, но такой яркости вокруг в жизни немало, понять в ней что-то новое, принять что-то в качестве «изюминки» мне не удалось. Ну, а то, что она хотела «вместить в себя всю Африку», наверное, достойно интереса, но, к сожалению, не моего. Мне очень быстро стало скучно, я уже на первой сотне страниц устала от авторского какого-то антинарративного стиля повествования, да и потом не раз хотела бросить чтение. Дочитала, как отмучилась. Наверное, чувство удовлетворения от того, что эта экзистенциальная скороговорка, наконец, закончилась, и есть мое основное впечатление от прочитанного.
Эмоциональная и такая поучительная книга, в каждой строчке чувствуется отпечаток жизненного опыта. Автор не романтизирует и не демонизирует прожитое, она делает выводы и как бы направляет читателя ласковым материнским жестом. Спасибо, эта книга мне очень помогла!
Reviews, 4 reviews4