Volume 298 pages
2025 year
Двадцать шестой
About the book
Москва, вторая половина восьмидесятых: очереди, митинги, кооперативы, гласность. В центре повествования пятеро детей, живущих в Юго-Западном районе Москвы, и их родители – научные сотрудники, инженеры, филолог, номенклатурный работник, участковый педиатр. Пока мальчики и девочки ходят в музыкалку, читают взахлеб, влюбляются, болеют, бунтуют, обретают и теряют друзей, всего за несколько лет страна меняется до неузнаваемости. Привычный мир рушится, и героям выпадает строить новый.
Новый роман Марии Даниловой – это теплая, ностальгическая история о взрослении в эпоху перестройки, о пробуждении, надежде, преодолении и обретении свободы.
Гриша, Маша, Ася, Олег, Наташа не компания друзей, кроме, пожалуй, Аси с Наташей, да и их дружба завязалась, скорее потому, что в первом классе оказались за одной партой. Но большинство ходило вместе в садик, потом все оказались в одном классе, кто-то с кем-то учился в музыкальной школе, кто-то с кем-то лежал в больнице - совокупность условий, обеспечивающая уровень близости примерно как с дальними родственниками. Возраст, когда все впервые, оттого в разы острее и ярче, чем будет после
Тринадцать глав "Двадцать шестого" - столько же историй, в которых главная роль у кого-то из этой пятерки или их родителей, а присутствие остальных угадывается на периферии. Герои ссорятся и мирятся, борются за свои права и зарабатывают первые приличные деньги, учатся дружбе, состраданию, разрешают моральные дилеммы, едут в отпуск, теряют ближних, встречают первую любовь, стоят в очередях. Особое обаяние "Двадцать шестого" в подаче взрослой проблематики изобразительными средствами детской литературы. Простота и наивность, но ни в коем случае не примитив, легкость сродни балетной, когда не сомневаешься - за взлетностью серьезный труд.
Книга, которая возвращает веру, что все хорошие люди будут счастливы. Когда-нибудь. Бог даст.
Нетипичный выбор книги для меня. Хотя, что может быть нетипичным для "всеядного" читателя?
Если честно, то я не ожидала больших эмоций от этой книги. Каюсь, была не права. История затянула меня с первых страниц. Я плакала, радовалась и переживала вместе с главными героями
О чём книга? В центре повествования пятеро детей, живущих в юго-западном районе Москвы и их родители. На дворе вторая половина восьмидесятых. И пока дети проживают своё обычное детство, страна меняется до неузнаваемости. Перестройка- одним словом...Привычные мир рушится и героям предстоит строить новый.
В героях этой книги каждый найдёт самого себя. Больше всего меня зацепили мальчики, которые ненавидели "музыкалку". А зацепили потому, что в детстве я очень хотела попасть в эту самую ими ненавистную "музыкалку".
Также мне тяжело было читать про тех, кто уехал. Я даже не представляю сколько смелости нужно, чтобы уехать "в никуда"... Ну или глупость...
В общем, книга замечательная. Читается на одном дыхании. Сначала мне не очень понравился открытый финал, но сейчас я понимаю, что так и должно быть. Жизнь ведь продолжается...
Очень обманчивое описание содержания (не сюжета, его нет) книги что на обложке, что везде в интернете. Это не столько ностальгическое произведение, сколько набор мелодраматических зарисовок по мотивам детских воспоминаний друзей автора. По сути - отечественный сериал с "России", только дети-герои ну из таких интеллигентных семей, что все вокруг - страшные толстые (это важно для автора) советские злодеи. Восхваление изобретательности и прекраснодушия интеллигентных мам и дедушек и пап-диссидентов перемежается с описанием физиологических деталей, вроде трупного запаха и особенно любимого автором запаха мочи. Трудно сказать, это попытка использовать литературный приём или просто сфера интересов автора, потому что с собственно литературой в книге всё плохо. Что, собственно, неудивительно: судя по послесловию, редактуры практически не было. Кстати, вынесенный в название двадцать шестой трамвай упоминается от силы раз пять, а героев объединяет то, что они ходят в одну школу, и их родители знакомы. Видимо, на более внятное и подходящее название фантазии не хватило, а "Я ненавижу толстых советских тёток" - для автора слишком смело.
Получила колоссальное удовольствие от чтения. Это все про мое поколение, у меня тоже были и сбор черники в Латвии, и очереди за продуктами, и прием в пионеры в музее на Красной площади. Как будто в детство вернулась. Написано все легким языком, при этом книгу никак нельзя назвать легким чтением. Жду новых произведений этой писательницы.
Москва и москвичи конца 80-х прошлого века... Маршрут столичного трамвая объединяет несколько простых, понятных и жизненных историй, где главные герои дети и их родители. Тот самый момент, когда при прочтении, проваливаешься в прошлое... и понимаешь, что всё, что с тобой тогда было, неслучайно. И очень многие моменты из детства, предметы домашнего интерьера, игрушки, одежда, приготовленные мамой блюда, услышанные в "Утренней почте" песни и просмотренные в кинотеатрах фильмы... остаются в твоем сердце и в твоей памяти навсегда
Читалось очень-очень легко. Видимо потому что это так знакомо и близко. Не уверена, что книгу поймут и примут те, кто родился позже и не застал автоматы с газировкой на улице, где был один стакан на всех)
А еще эта книга о выборе пути... Непросто оставаться хорошим человеком, когда рушится все вокруг. Но мне очень хочется верить, что мальчик Гриша, который поделился в трамвае дефицитными бананами с незнакомыми людьми и который прочитал столько хороших книг, не станет в 90-е бандитом, про которого потом снимут сериал "Слово пацана"))
Reviews, 16 reviews16