Volume 121 pages
18+
About the book
Фабула повести петербургского автора Максима Румянцева-Урманского развивается в двух временных слоях: в пятидесятые годы прошлого и в начале этого века. Ленинградский Политехнический институт. Студенческие годы. Герои — в водовороте личных проблем: карьера, любовные треугольники, предательства, друзья. Они не осознают, что страна — на идеологическом сломе. Спустя полвека герои встречаются и видят перипетии былого через призму философских категорий. Для читателей, любящих психологическую прозу.
Genres and tags
Reviews, 3 reviews3
Как бы это ни показалось странным, но отзыв на эту небольшую повесть хочется начать с цитаты из книги Кейт Мортон "Дочь часовых дел мастера":
"Ностальгия – это извечный протест человека против бега времени, и надежда остановить мгновение, чтобы еще раз увидеть человека или место или поступить иначе, и мучительное осознание несбыточности своих желаний"
Так получилось, что прочла эти два произведения подряд. И цитата из одного нашла свое воплощение в другом.
"Лавердо" - это повесть - воспоминание или даже повесть - ностальгия современного петербургского автора.
По сюжету: один из студенческой пятерки друзей спустя много лет после окончания института находит тетрадку с лекциями по философии и начинает вспоминать свою молодость, учебу и дружбу.
Две временных линии: конец 1950-х и начало 2000-х. В 1950-х мы видим пятерых таких разных и очень дружных студентов, в начале 2000-х на встрече выпускников мы пытаемся понять, почему эта дружба распалась. Что произошло? Кто виноват? Уклад советской жизни? Тяжёлое послевоенное время? Человеческая трусость? А может банальная зависть?
"Но быть искренним - крайне сложно. Страх в человека заложила природа. А страх - причина лицемерия. Тезис - человек хочет что-то достичь. Антитезис - страх как инстинкт. Синтез - лицемерие как компромисс"
Автор поднимает не только тему человеческих взаимоотношений, он также рассуждает о биче нашего времени - так называемом вещизме и индивидуализме. Рано или поздно, по мнению автора, история качнется как маятник и мы вернёмся от современного гедонизма назад к идеям коллективизма
Для объяснения событий автор обращается к философии Гегеля, где тезис, антитезис и синтез образуют триаду, описывающую процесс развития через противоречие. Тезис — это начальное утверждение, антитезис — его отрицание, а синтез — результат примирения противоположностей, содержащий в себе истину обоих предыдущих этапов, но на более высоком уровне. Эта триада представляет собой базовую схему диалектического развития, где развитие происходит через разрешение противоречий.
Ну а Лавердо...Лавердо создаёт те самые незначительные события, которые меняют ход истории
Загадочное название привлекло внимание. Рассказанная автором история тоже оказалась интересной. Герои разные и не делятся на положительных и отрицательных, и это делает их живыми.
Книга понравилась. Непростые отношения советских друзей-студентов, борьба героев со своими внутренними противоречиями, люблю такие книги, где в центре внимания человеческие взаимоотношения
