About the book
Роман «Цивилиzации» (2019) описывает альтернативную историю открытия Америки: инки во главе с легендарным Атауальпой прибывают в Старый/Новый Свет и становятся завоевателями, политическими стратегами, реформаторами – и даже антропологами, когда пытаются расшифровать ритуалы и перенять обычаи коренных народов Европы. В романе фигурируют император Карл V и представители королевских династий Европы первой половины XVI века, священник Мартин Лютер, банкир Антон Фуггер, мыслители Томас Мор и Эразм Роттердамский, воин и будущий литератор Мигель де Сервантес. Автор экспериментирует, соединяя литературные жанры – скандинавский эпос, дневники, письма, поэзию, авантюрный роман.
Книга ставит под сомнение, если не опровергает, наши предрассудки в отношении иерархии цивилизаций, при этом автор соблюдает точность в репрезентации исторического фона происходящих событий.
Reviews, 15 reviews15
Сказ о том, как инки Европу завоевывали, или Что бы получилось, если бы у Колумба не получилось
Обожаю альтернативную историю, это неисчерпаемый кладезь для художественного творчества. Пусть таких книг будет много!
Особенно ценно, что узнаешь настоящую историю, следя за перипетиями выдуманной (комментарии и Википедия нам в помощь).
Лоран Бине удивительный писатель. В своем первом романе «HHhH», который я прочёл, Бине рассказывает историю убийства нацистского руководителя Чехии Рейнхарда Гейдриха на основе реальных документов и свидетельств. «HHhH» - документальный роман, с минимальной долей художественного вымысла и, несмотря на это, великолепное, пробирающее до мурашек, произведение. Но впоследствии Бине отходит от строгого следования действительности и пишет конспирологический детектив «Седьмая функция языка». А теперь, он пошел ещё дальше и написал альтернативную историю.
Что было бы, если представить, что не европейцы открыли и завоевали Америку, а, напротив, инки прибыли в Европу и завоевали ее. Лоран Бине в своём романе «Цивилизации» представил такой вариант развития истории. И у него получилась очень крутая книга.
Свою альтернативную историю Бине конструирует из исторической хроники, дневников и писем, искусно используя сведения из жизни реальных исторических лиц для создания своей картины мира.
Инки, во главе со своим вождём Атауальпой, высаживаются на Пиренейском полуострове и оттуда начинают своё завоевание Европы, огнём и мечом, насаждая свою религию, подкупая и убивая врагов (прямо как конкистадоры). И из этого всего, можно сделать вывод о том, что человеческая природа неизменна, а меняются только имена завоевателей, жестокость, корыстолюбие, тщеславие никуда не деваются и могут скрываться под любое знамя.
Как идея - шикарно, и проработка великолепная. Нейтральная оценка только потому, что так уж вышло, что именно этот период истории меня всегда привлекал меньше всего (тот, которому больше всего уделено места в книге - 16 век, Западная Европа, все эти королевские династии и разборки). Итак, Колумб благополучно доплыл до того, что считал Индией, а дальше (благодаря предыдущим доплывшим) все пошло не так - и вернуться на родину ему уже не удалось. Зато до его родины удалось добраться инкам - и вот тут все и завертелось. Как Верховный Инка покорял Испанию, о движущей силе случайностей и вообще свежем взгляде на колонизацию. Вывернутая наизнанку затейливая игрушка для ценителей - потому что, во-первых, стилистически это максимально сухое изложение в стиле документалистики; во-вторых, потребуется определенный багаж для того, чтобы эти игры оценить (впрочем, предисловие тоже очень поможет); ну и в-третьих, желательно иметь в анамнезе хотя бы детскую увлеченность загадками инков и ацтеков, чтобы не запутаться в именах. Видела упоминания в других отзывах об исторических несоответствиях и тд, но не очень понимаю претензию - все же это не документалистика, хоть и маскируется под нее. Автор хоть и сын историка, но в первую очередь все же автор вымысла, а значит, может использовать исторические параллели не только в евклидовом понимании, но и прогнуть, если потребуется. В общем, даже немного жаль, что за основу взята неблизкие мне исторический период и место действия, не смогла оценить в полной мере всю красоту игры.
Решилась освоить новый для себя жанр альтернативной истории. В пятом классе я ходила в исторический кружок, в конце курса необходимо было придумать логичное развитие давних событий по иному пути. У меня было задание нафантазировать объединение Руси вокруг Новгорода.
Роман Лорана Бине похож на итоговую работу в рамках такого кружка. Очень хорошую, продуманную работу, целую курсовую, но всё же литературным художественным произведением книгу назвать не могу.
Что мне понравилось:
Идея. Она конечно не совсем новая, уже несколько книг написано с анализом возвышения Европы и причин политического неуспеха жителей Америк, в том числе знаменитые "Ружья, микробы, сталь". Но тем не менее, всегда интересно посмотреть на Европу с другой стороны и пофантазировать насчёт роли случайностей в истории.
Обращение к историческим реалиям. Насколько я понимаю, у автора было стремление использовать официальные исторические версии для вплетения в ткань повествования. Без косяков не обошлось, но об этом позже. Здесь интересны его попытки анализировать поведение некоторых личностей и приспособить его к новым реалиям, вроде такого: те, кто предавал и убивал при европейцах были бы такими же при правлении американцев.
Однако, учитывая огромное количество использованных имён реальных персонажей эта фишка просто теряется в списке их перечислений.
Что мне не понравилось.
Фактические ошибки. Раз уж брать за основу реальную историю, то надо всё перепроверять. Я не историк, но даже мне кое-что бросилось в глаза. Путаница между баптистами и анабаптистами, к примеру. А по поводу казни футболистов у инков как раз совсем недавно на постнауке выходила статья, с указанием на то что это долгоживущий миф.
Сухость повествования. Здесь пояснять нечего, кто читал, поймёт. Нет художественной составляющей. Возможно, это не было бы проблемой, не будь других моментов, которые мне совсем не понравились.
А именно, негибкость выстроенной системы. Берём сферических индейцев в вакууме, добавляем им железо и коней, получаем таких же индейцев с железом и конями. А вот здесь как раз надо было проявить фантазию и писательский талант. Потому как такие серьёзные изменения в образе жизни не могли не отразиться на культуре многочисленных народов. Были бы видоизменения в религии, образе жизни. Не обязательно было подходить к этому серьёзно, но я честно ожидала прочитать что-то про лам закованных в броню, божеств с конскими головами и тому подобное.
Сюжетные несоответствия. Возможно, я придираюсь, но что-то мне не слишком понятно, как слепой Колумб писал дневник, как 200 инков, большая часть из которых знать, взяли штурмом европейский город и другие мелочи.
Позиция по религии. Вот с чем никак не могу смириться, что христианство слишком легко отступает. Да, был кризис, но сложно представить, что европейцы так легко смогли бы отступить от монотеизма к язычеству с жертвоприношениями. Мы знаем все плюсы христианской морали и для государства и для народа, религия стойкая и переживала и не такие кризисы. Надо было что-то поинтереснее придумать, чем значки солнца вместо крестика и пирамиды ацтеков в Париже.
В общем: интересный опыт, но ожидала большего. И, кстати, я думаю, что стоило бы начинать историю не с путешествия викингов, а с тех жителей Сибири, которые первыми пришли на американский континент. Было бы их больше, да из животных не только собаки, может всё иначе бы сложилось.
Ситуация изменилась. Ваш мир больше не будет прежним. Вы — Пятая Четверть.
Дочь Эрика Рыжего Фрейдис доплывает до североамериканских поселений викингов, но позже меняет курс и оказывается сначала на Кубе, затем в Мексике, а затем – в Перу. Викинги знакомят индейцев с железом и лошадьми.
Христофор Колумб закончил свое плавание, страдая от лихорадки в тюрьме на Кубе. Больше открываать западный путь в Индии никто не поплыл. У испанцев местные народы узнают о современном кораблестроении и огнестрельном оружии.
Догадываетесь, к чему идет, да?
Бежавший от гражданской войны против собственного брата Атауальпа, император инков, вместе с двумястами соратниками оказывается в Лиссабоне сразу после разрушительного землетрясения. Местных поражают вычурные одежды и экзотические животные, инков – всеобщая нищета и зверства инквизиции. Постепенно столкновение цивилизаций углубляется, и вот уже задачи чисто сурвайвалистского толка превращаются в политическую программу, а Европа превращается в арену борьбы колониальных держав. Только других.
Небольшой роман Бине отличается от других альт-исторических произведений фокусом на тексты. Бине – мастер пародии и пастиша, ими он активно пользовался в «Седьмой функции языка», пользуется и тут: хроника завоевания Перу превращается в хронику подчинения Европы Великому Солнцу, песнь о Роланде обыгрывается в «отрывках» из эпической «Инкиады», приключения Сервантеса описываются языком «Дон Кихота». Прием нехитрый, но действенный: особенно бросается в глаза контраст между рассказчиками: рассказчик-инка воодушевленно рассказывает о том, как Атауальпа вводит свободу вероисповедания, дает свободу крестьянам, переигрывает политических противников и возмущается нравами церкви. В то же время из похождений Сервантеса мы узнаем, что «альтернативный» колониальный режим не так уж и отличается от прежнего: военнопленных здесь отправляют в рабство на серебряные копи, а с католиками расправляются безо всяких разговоров.
Еще один нехитрый, но действенный прием (особенно если читатель более-менее в курсе, как шло завоевание Америки) – параллелизм. В нашей реальности Писарро брал в плен Атауальпу, в реальности Бине Атауальпа громит в бою и похищает Карла V. Аборигены страдают от болезней и под нажимом власти вынуждены переходить к почитанию Великого Солнца. Папа Римский принимает концепцию в духе «Лучше чалма, чем тиара» и заключает союз с Турцией против инков. В общем, чем больше вы читали о раннем Новом времени, тем большее удовольствие получите; но то же самое было и с предыдущим романом, где знакомство с философами-постструктуралистами давало насладиться филологическими играми Бине в полной мере.
Без простых гэгов тоже не обошлось: в центре Лувра ацтеки (да, они тоже) строят пирамиду ( )))) ) и приносят кровавые жертвоприношения богу-змее, в Англии Генрих VIII принимает солярный культ ради многоженства, а Лютер приходит к выводу, что культ Бога Солнца гораздо больше к евангельскому христианству, чем католичество.
Тут возникает интересный вопрос. Бине в свое время неслабо проехался по «Благоволительницам», обвинив Литтелла в том, что тот нарушает историческую правду и вообще придумал воображаемого нациста в вакууме, который к реальным нацистам не имеет никакого отношения. Но в последних романах Бине только и делает, что над реальной историей издевается. Зачем ему это?
Думаю, тут речь о радикальном жесте постколониального остраннения. Бине как бы развенчивает европоцентризм, показывая Европу XVI века гораздо менее просвещенным, мрачным местом, чем Тауантинсуйу («Четыре четверти», империя инков), возвышению которой способствовала не некая закономерность, а скорее совокупность случайных факторов. Поменяй один из них – и история пойдет вообще в противоположном направлении. Это вполне согласуется с современной философией контингентности, которую исповедует, например, Квентин Мейясу (см. «Число и сирена»): всегда существует фактор случайности, способный разрушить любую закономерность.
Вот тут подробнее и доходчиво пишут о контингентности и ограничении горизонтов предсказания.
Единственный заметный недостаток романа – в его же силе: Бине увлекается текстовыми играми, но совершенно не интересуется деталями своего альт-исторического проекта. Поэтому по ходу чтения могут возникать вопросы. Например, в какой-то момент Атауальпа получает доступ к неограниченному притоку золота и серебра и как минимум десятилетие за счет этих поставок существует. Как девальвация золота не обрушила торговый баланс новой империи? (То, что случилось с Испанией исторически). Почему Европа не полыхает в огне бунтов против новых хозяев? Не очень понятно.
И все-таки, если вы, как и я, в детстве зачитывались историями конкисты и жалели, что индейцы не наподдали конкистадорам по первое число, «Цивилизации» станут исцеляющим и освежительным чтением.
