Volume 143 pages
1976 year
Балаган, или Конец одиночеству
About the book
Шедевр американской интеллектуальной прозы XX века.
Один из лучших романов Курта Воннегута, написанный в его уникальном стиле, в котором социальная и политическая сатира, антиутопическая фантастика и почти психоделическая фантасмагория ткут единую причудливую ткань текста.
Кого только не встретишь в этом балагане! Обезьяноподобные неандертальцы создают «технологию по уничтожению чувства одиночества», рациональные китайцы уменьшили себя до микроскопических размеров и отправились колонизировать Марс, американцы уверовали в Похищенного Иисуса, которым может оказаться первый встречный, а сила гравитации постоянно меняется, то придавливая все живое к земле, то даруя удивительную легкость.
Впрочем, изменчивость всего сущего – неизменное свойство литературных миров, созданных фантазией Воннегута. Как неизменно и преклонение читателей перед его талантом.
Нежно люблю Воннегута, этого хулигана, особенно, когда он пишет о том, что случилось после того, как все умерли)) Нет, серьезно - в жанре антиутопий с налетом абсурда ему нет равных. Итак, на этот раз всего-то понадобилось - некоторые изменения в силе тяжести и ее постоянстве, пара-тройка эпидемий - и все, нет Великой и Ужасной Америки, одни остатки. Или останки. А во главе ее, конечно же, в добрых традициях Фореста Гампа - официально умственно отсталый переросток с синдромом неандертальца и наркозависимостью - но с глобальной идеей новых семей, растущей из счастливого детства с сестрой-близнецом, вдвоем с которой они составляли одного гения. Определенно, тому, кого это касается - читать. Хей-хо)
Я, наверное, очень необразованная, если я только сама смогла сопоставить эту книгу с "Мы" Замятина и только тогда поняла, что это антиутопия. Однако определила сама. А вот это вообще гениально. Просто гениально! Это то, что я искала всю жизнь.
- Элиза, - сказал я, - я прочел тебе такое множество книг, в которых говорилось, что любовь важнее всего на свете. Может, я должен теперь сказать тебе, что я тебя люблю? - Валяй, - сказала она. - Я люблю тебя, Элиза, - сказал я. Она задумалась. - Нет, - сказала она наконец. - Мне не нравится. - Почему? - спросил я. - Такое чувство, словно ты приставил пистолет к моей голове, - сказала она. - Это просто способ заставить другого человека сказать то, что ему, может быть, вовсе не хочется. Ну, что мне еще остается сказать - что может вообще сказать человек, кроме слов: "И я тебя тоже люблю"?
AprilieL, в конце вы привели просто потрясающую цитату. Я уже впечатлена книгой. Ещё до чтения.
Наверное далеко не все мысли писателя будут доступны российской аудитории, хотя многие проблемы государства, живущему по принципу «Каждый должен грести самостоятельно» в последние годы становятся нам более понятны. Замечательная антиутопия, в которой гротеск перемешан с абсурдом. Человеческое одиночество, с которым президент борется вводя институт расширенной семьи, гибель цивилизации, обусловленная возможными играми с силой тяготения. При этом не ясно, действуют ли физические законы или это результат экспериментов вездесущих китайцев, черпающих знания в самых удаленных уголках земли. Как-то созвучна с сегодняшним днем эпидемия гриппа, от которой вымирает население. Вирусами оказываются марсиане. Или болезнь известная под названием «Зеленая смерть». Причиной смертельного недуга является проникновение в организм человека китайских коммунистов, которым удалось уменьшится до микроскопических размеров в стремлении обеспечить собственное выживание. Китайцы не виноваты. Книга написана в непревзойденной манере Курта Воннегута. Не смотря на то, что не всегда смысл повествования лежит на поверхности, роман захватывает и оставляет после прочтения стойкое послевкусие.
Я конечно понимала, что Воннегут - специфический писатель и мои предыдущие попытки подружиться с ним были неудачными. Не получилось и в этот раз. Умом понимаю, что перед нами едкая и жгучая сатира. На что? На все. На родное американское общество. на ханжество и лицемерие. на навязанные стереотипы, в общем. на что посмотрю, то и критикую. Но только мне вся эта сатира как потуги "Comedy Club". Не трогает, не задевает, не улыбает и большое желание выключить. Модный стиль "поток сознания" - не мой. История с двумя близнецами неандертальского вида - неинтересно. Китайцы, уменьшившиеся до размеров мальчика-с-пальчика и решающие таким образом проблему перенаселения - ну и что? Искусственно создаваемые семейные кланы - глупо. По сравнению с тем, что творится сейчас... Но подводя итоги, он черт возьми прав...
Если потомки не изучат получше наши времена, им снова придется пережить истощение природных ресурсов планеты, мор и смерть миллионов от гриппа и Зеленой Смерти, они снова увидят, как небо пожелтеет от аэрозолей для уничтожения запаха пота под мышками, они снова выберут в Президенты старика-маразматика двух метров ростом и снова убедятся, что в интеллектуальном и духовном отношении в подметки не годятся мелким-премелким китайцам
Любовь всегда приходит сама. По-моему, глупо скитаться в поисках любви, и, скажу вам, она часто бывает хуже всякой отравы. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, которым положено любить друг друга, могли бы сказать друг другу в разгар ссоры: «Пожалуйста, люби меня поменьше, только относись ко мне по-человечески».
Курт Воннегут - для меня как мина, которая осталась после войны, никогда не знаешь, когда рванет, да так, что потом приходить в себя пару дней будешь. То его книги мне решительно не нравятся, то они настолько затягивают своей эмоциональной составляющей, что мы с Воннегутом чуть ли не родные души. "Балаган..." решительно многогранен и силен. Во-первых, да, это своего рода антиутопия, пропитанная какой-то исконно авторским ехидством на тему "как мы все докатились до жизни такой". Во-вторых, это история, наполненная до краев любовью и одиночеством, болью разлуки и грустной улыбкой при осознании ее неизбежности. Брат и сестра, которые с рождения должны были быть вместе и никак иначе, но не сумевшие не разомкнуть рук. А все повествование - это их история и история того, что бывает, если разъединить половинки изначально целого.
Роман этот, с одной стороны, тьма чернильная и наполнен меланхолией, а с другой, в нем есть черточка света и надежды. Несмотря на раздражающие "хей-хо" и иронию рассказчика, у меня до сих пор в голове крутятся те самые цитаты обо всем на свете, но в первую очередь о любви, которые хочется большими буквами выписать на самом видном месте в качестве предупреждения и напоминания. Потому что хрупкие структуры - будь то мир, близняшки, отношения или же хрусталик глаза - нужно беречь и не переусердствовать во имя лучшего. Иначе всему придет конец.
Как итог - еще одно открытие этого месяца, и все при том, что с Воннегутом мы часто ох как не ладим. "Балаган..." придется не всегда ко времени и не к любому настроению, но если хочется чего-то пасмурного, про ошибки, разлуку, разрушение привычного мира сего фантасмагорией и особенно разговоров о важном с высоты опыта автора - вам сюда.
«Пожалуйста, люби меня поменьше, только относись ко мне по-человечески».
История – это просто список сюрпризов, – сказал я. – Она может научить нас только одному: готовиться к очередному сюрпризу.
Мы на лодочке плывем – По теченью вниз, Наша жизнь – лишь краткий сон, Пей и веселись.
«Дорогой Курт, я в жизни не встречал кузнеца, влюбленного в свою наковальню».
Хотите подвести итог Тому, что нам подстроил Бог? Иль сам состряпал человек Дешевый фарс – свой краткий век? Здесь, в небесах, навек нам дан Все тот же грубый балаган, И мы смотреть обречены Перелицованные сны.
Reviews, 64 reviews64