Volume 60 pages
1860 year
Гамлет и Дон-Кихот
About the book
Статья «Гамлет и Дон-Кихот» была задумана Тургеневым задолго до ее написания. Суждения о Гамлете содержались уже в его письме к Полине Виардо от 13 (25) декабря 1847 г. Решающим моментом в возникновении замысла статьи были, по-видимому, размышления Тургенева над революционными событиями 1848 года, за которыми он внимательно следил в Париже. Намек на это можно видеть в словах статьи, связанных с характеристикой Дон-Кихота: «Мы сами на своем веку, в наших странствованиях, видали людей, умирающих за столь же мало существующую Дульцинею…».
Genres and tags
с одной стороны стоят Гамлеты мыслящие, сознательные, часто всеобъемлющие, но также часто бесполезные и осужденные на неподвижность; а с другой - полубезумные Дон-Кихоты, которые потому только и приносят пользу и подвигают людей, что видят и знают одну лишь точку, часто даже не существующую в том образе, какою они ее видят. … в этом дуализме ... коренной закон всей человеческой жизни; вся эта жизнь есть не что иное, как вечное примирение и вечная борьба двух непрестанно разъединенных и непрестанно сливающихся начал.
Статья Тургенева также изящна, как и его романы. Можно считать ее одним из ключей к характерам героев. К характеру самого Тургенева. К актуальным вопросам того времени. Ведь не случайно статья вызвала массу и сочувственных, и неодобрительных откликов. Высоко оценил Л.Толстой, сочувственно – Лесков, а кого-то десятистраничный этюд вдохновил написать целую книгу, чтобы доказать, что Тургенев не прав. Рекомендую всем, кто продолжает любить и открывать для себя Тургенева.
Читаю сейчас сборник латиноамериканских авторов Глаза Иуды . Новелла Леопольда Лугонеса «Два великих лунатика, или Полное несходство взглядов» посвящена таким персонажам, как Гамлет и Дон Кихот. В комментариях наталкиваюсь на упоминание о Тургеневе, о том, что возможно Лугонес создал свое произведение под влиянием этой статьи, получившей всемирную известность у современников.
Итак, Тургенев считает, что в этих двух типах воплощены две коренные, противоположные особенности человеческой природы:
что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета. Правда, в наше время Гамлетов стало гораздо более, чем Дон Кихотов; но и Дон Кихоты не перевелись.
Мотивируя свой тезис более подробно, он исходит из того что люди живут, сообразуясь со своим идеалом /принципом – одни, уверенные в нем, а другие постоянно подвергая его сомнению и анализу.
Что представляет собою Дон Кихот? - веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, требующую служения и жертв. Дон-Кихот комичен, но идеал остается в нетронутой чистоте. Он живет для истребления зла, в нем нет и доли эгоизма. Что представляет собою Гамлет? - анализ всего и вся, а потому безверье. Он не находит ничего в целом мире, к чему бы мог прилепиться душою. Сомневаясь во всем, он не щадит и самого себя, он знает свои недостатки и презирает самого себя и в тоже время живет и питается этим презрением. Он эгоистично слишком занят самим собой: он не верит в самого себя, но тщеславен, он не знает зачем живет, но привязан к жизни, он мечтает об самоубийстве (что часто свойственно 18-летним), но себя не убьет. Дон-Кихот смешон и непривлекателен. Гамлет напротив. Всякому лестно прослыть Гамлетом, но никто не хочет получить прозвание Дон-Кихота. Над Гамлетом никто не смеется, но любить его невозможно, потому что он сам никого не любит. Призрак отца поручает Гамлету отомстить за него, а он мечется, колеблется, хитрит с самим собою и убивает отчима совершенно случайно. Дон-Кихот без всяких средств и связей, старый и одинокий, берет на себя миссию повсюду искоренять зло. Кто способен рассчитать и взвесить все последствия, едва ли способен на самопожертвование. Гамлеты бесполезны, они никуда не ведут, потому что сами никуда не идут. Завершает свою статью Тургенев мыслью о том, что по мудрому распоряжению природы нет полных Гамлетов, как и полных Дон-Кихотов. Авторы и Шекспир и Сервантес довели человеческие сущности один до трагизма, другой до комизма, но в жизни комическое и трагическое в своих крайностях встречается редко.
Справедливости ради стоит сказать, что Тургенев находит и положительное в облике Гамлета, но мне показалось это не слишком обоснованным, или я просто и не захотела это увидеть.
Мне близок ход рассуждений Тургенева, возможно, именно теперь я поняла, почему не люблю Гамлета как героя одноименной пьесы, не сопереживаю ему. Видимо, это шло где-то на уровне подсознания, а Тургенев помог разобраться.
Что выражает собою Дон-Кихот? Взглянем на него не тем торопливым взглядом, который останавливается на поверхностях и мелочах. Не будем видеть в Дон-Кихоте одного лишь рыцаря печального образа, фигуру, созданную для осмеяния старинных рыцарских романов; известно, что значение этого лица расширилось под собственною рукою его бессмертного творца и что Дон-Кихот второй части, любезный собеседник герцогов и герцогинь, мудрый наставник оруженосца-губернатора, – уже не тот Дон-Кихот, каким он является нам в первой части романа, особенно в начале, не тот странный и смешной чудак, на которого так щедро сыплются удары; а потому попытаемся проникнуть до самой сущности дела. Повторяем: что выражает собою Дон-Кихот? Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон-Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнию; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле. Нам скажут, что идеал этот почерпнут расстроенным его воображением из фантастического мира рыцарских романов; согласны – и в этом-то состоит комическая сторона Дон-Кихота; но самый идеал остается во всей своей нетронутой чистоте. Жить для себя, заботиться о себе – Дон-Кихот почел бы постыдным. Он весь живет (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам – волшебникам, великанам, т. е. притеснителям. В нем нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование – оцените это слово! – он верит, верит крепко и без оглядки. Оттого он бесстрашен, терпелив, довольствуется самой скудной пищей, самой бедной одеждой: ему не до того. Смиренный сердцем, он духом велик и смел; умилительная его набожность не стесняет его свободы; чуждый тщеславия, он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах; воля его – непреклонная воля. Постоянное стремление к одной и той же цели придает некоторое однообразие его мыслям, односторонность его уму; он знает мало, да ему и не нужно много знать: он знает, в чем его дело, зачем он живет на земле, а это – главное знание. Дон-Кихот может показаться то совершенным безумцем, потому что самая несомненная вещественность исчезает перед его глазами, тает как воск от огня его энтузиазма (он действительно видит живых
Reviews, 2 reviews2