Вне всяких сомнений - великолепное произведение. Сюжет написанный легким слогом, до сих пор не устарел. В шутку можно представить как пособие для самонадеянных мотыльков, любящих порхать по жизни.
Volume 130 pages
1984 year
Фазан
About the book
«Федор Филатович был болен – крепко, серьезно болен. Это он сознавал. Вообще сознание у него было ясное. Даже в чем-то острее, чем до болезни. Слух тоньше. Он слышал и понимал все, что вокруг него говорили.
Серьезность своего положения он вывел не столько из слов, сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей. Их было несколько. Они появлялись и уходили. Чаще всех появлялась давно знакомая, давно лечившая его участковый врач Людмила Егоровна. Ну, какой-нибудь грипп, ангинка; серьезнее он не болел…»
Genres and tags
"Фазан, Фазан, глупая ты птица!" – одна из главных цитат этой глубокой книги. Ирина Грекова пишет очень легко, читать ее приятно, очень вдумчивое изложение, тонкое описание героев. Книга рассказывает об умирающем мужчине, который вспоминает всю свою жизнь и людей, которые в ней были, свои таланты, которые растратил. Вроде бы жизнь прошла легко и приятно и было много в ней событий и людей, но оказывается, что самые важные, любящие и понимающие его были в детстве и юности. Одна из мыслей книги, что самый жестокий и правдивый судья -это сам себе человек и никуда от себя не деться.
Грекова для меня — это абсолютно определённый мир, абсолютно чёткие герои. Не всегда правильные, но по-человечески понятные всегда. Вот как в этой повести "Фазан".
Как же, наверное, страшно лежать вот так неподвижно и подводить итоги своей жизни. А они оказываются неутешительными. Думал, что прожил яркую и интересную жизнь, а стал разбирать — пшик! А ведь талантливым человеком был! Всё ему давалось легко и без напряга, не то, что сестре Варе. И память замечательная, и абсолютный музыкальный слух, и беглость пальцев, и располагающая внешность, и море обаяния. Любимчик фортуны! И женщин. С самого раннего детства. Мать на него надышаться не могла. Для сестры Вари он был кумиром, хоть и обижал её постоянно. А какие женщины его любили!... Всё профукал, всё ушло в никуда. Перед всеми виноватый, а прощение просить не у кого. Даже имя младшего сына не может вспомнить. Красивая, но глупая птица — фазан. Фёдор Азанчевский. И жалко пожилого больного человека, и недоумение берёт за столь бездарно прожитую жизнь.
Очень тяжелая для восприятия, бьющая невыносимой болью, психологическая повесть о том, как можно бессмысленно прокуковать свой век, не оставив и следа, кроме, пожалуй, одного незначительного грязноватого отпечатка «Здесь был ФАзан».
Главный герой ФАзан - обычный человек, проживший жизнь практически не отличающуюся от жизней миллионов других обывателей, вот только «кран его жизни протекает». Он был красив, успешен, однако свои таланты и возможности бездарно прожёг. Он подобен вечному постояльцу гостиницы, у которого все удобства под рукой, тем не менее, своего нет ничего, и дорожить ему, соответственно, нечем.
ФАзан, уже пожилой мужчина, будучи прикованным к постели, заново переживает жизнь в воспоминаниях, проводит инвентаризацию своих женщин, методично перемалывает самое неприглядное, переоценивает собственные деяния. Он не просто проходит через самоанализ, верша над собой суд, но и приходит к сложнейшей ступени своего бытия – к покаянию. И только перед смертью осознает, как легко совершать поступки и как тяжко отвечать за них в дальнейшем, пусть и не перед человеческим судом, а перед судом совести, если, конечно, эта совесть еще жива и не до конца задушена подлостью. А все же как бы человек не раскаивался, судьба не позволит переснять дубль, а мысли,.. да на то они и мысли, чтобы подтачивать изнутри еще живого, еще пока человека...
Страшная книга, принуждающая читателя переболеть грехами ФАзана и пройти путь самобичевания и раскаяния. Но именно такая проза необходима, чтобы попробовать переосмыслить часть собственного жизненного пути и стать лучше. И попытаться поступить иначе сегодня, ведь завтра такого шанса уже не будет...
В повести главный герой лежит "мешком" после парализации, и кроме воспоминаний у него ничего нет. Воспоминания сознательной взрослой жизни радостей особых не приносят. А вот детство, мама - это то, что дает ему утешение. Жизнь - великий дар. И к ее исходу ГГ кажется, что он еще и не жил. "Вот, - думает он, - встану, и начну". Так мы в большинстве своем и живем... С понедельника бросаем курить, садимся на диеты, идем наконец к врачу... А оглянувшись назад, не пожалеем ли об упущенных моментах, утраченных талантах, покинутых людях?! Книга имеет глубокий смысл, заставляет задуматься над своей жизнью, великой назвать ее не могу, но...
Leave a review
Счастье. Но оно длилось недолго. Счастье вообще не длится. Кажется, у Чехова в записной книжке сказано: счастье длится столько времени, сколько нужно, чтобы завести часы. Завели часы - и все.
У каждого человека в памяти хранится ранняя, сверхценная, ни с чем не сравнимая детская еда.
« Физической боли не было. Все тело - как будто под местным наркозом. Но лучше бы уж она была. Боль - это жизнь.
Тоска - это не боль. Это хуже боли. »
Страшноватая радость преступления кружит голову. "Преступление" - от "переступить", перейти. Первый раз перешел. Виноват, но герой...
Прислушавшись к темной, больной тишине, Федор Филатович с ужасом понял, что дело не в кране. Дело в его собственной жизни. Это она, его жизнь, уходит, утекает, как вода из крана. Этой утечки уже не унять. Берег крошки, корки, считал себя хозяином, а жизни своей не сберег.
Уходит жизнь. В мусор, отходы, ничтожество. И не только сейчас. Уже давно началась утечка. Болезнь только помогла ее осознать...
Когда же он упустил свою жизнь, единственную? В чем и когда ошибся? Если бы знать! Выздороветь и начать сначала. Пускай стар - никогда не поздно начать. Пускай даже не выздороветь - хотя бы понять себя перед смертью. Прожил жизнь, а себя самого так и не понял.
Reviews
13