Volume 12 pages
1835 year
Николай и Николка
About the book
«Жили-были два человека; обоих звали Николаями, но у одного было четыре лошади, а у другого только одна; так вот, чтобы различать их, и стали звать того, у которого было четыре лошади, Николаем, а того, у которого одна, Николкой. Послушаем-ка, теперь, что с ними было; целая история!..»
Продолжаю серию сказочных рецензий. Подумалось мне - нет у меня рецензии на "Снежную королеву" Андерсена - самое время заняться ею в новогодние каникулы. Взял в руки том датского сказочника из серии БМЛ, чтобы обновить память, но сначала решил просто полистать, да и залип на первой же сказке в сборнике. Так и решил - "Снежная королева" подождёт, а я сегодня расскажу о маленьком и большом Клаусах. Думаю, сказка подойдет для новогодне-рождественского периода, речь в ней ведь о Клаусах, пусть и без приставки Санта...
Поскольку в томе БМЛ сказки Андерсена расположены в хронологическом порядке, надо думать, что именно эта сказка считается одной из первых, по крайней мере, первой из опубликованных. Однако, начинал Ганс-Христиан далеко не с милых и добродушных сюжетов, история двух Клаусов - просто трэш какой-то, как принято иногда говорить, очень жестокое и кровожадное произведение. Хотя, вместе с тем, и безумно весёлое. Короче, каждый в ней может увидеть то, что ему лучше покажется.
В основу сказки лёг популярный сюжет датского фольклора, да, датчане, оказываеься, любят кровавые истории, а чего вы хотите, всё-таки - викинги, им к крови и смерти не привыкать. И пусть сегодняшние датчане кажутся невероятно миролюбивыми, но кто знает, что творится в их датских душах, если у них такой фольклор. С другой стороны, если вдуматься, фольклор практически у всех народов жёсткий и жестокий, тут не народы, видимо, виноваты, а время,в которое всё это сочинялось.
Так вот, сказка пусть жестко, но учит той непреложной истине, что завидовать нехорошо, а жадным быть очень некрасиво. Завистью и жадностью страдает больший из Клаусов, а еще он отличается неимоверной подлостью, тупой наглостью и невероятной глупостью. Подлость и наглость толкнули его на конфликт с маленьким Клаусом, когда он зарубил его единственную лошадь, а глупость сделала из него всеобщее посмешище, убийцу, и, в конце концов, самоубийцу.
Маленький Клаус, наоборот, демонстрирует изысканную находчивость, практическую хитрость, и, как сказали бы сейчас, крутую креативность. В результате все беды, которые приносит ему большой Клаус, оборачиваются для меньшого прибылью и удачей, классический вариант "нас бьют, а мы крепчаем". Но, кроме вышеперечисленных качеств у маленького Клауса есть и подлость тоже, иначе не стал бы он так страшно мстить своему обидчику, толкая его на убийство бабушки и самоубийство.
Но, не забываем, это ведь сказка, и местные персонажи не столько цельные личности, сколько маски, задача которых как можно ярче и полнее отразить заложенную в сюжет мораль. А с этой задачей оба Клауса справились как нельзя лучше, один тем, что ни капельки не жалел своего визави, а другой тем, что как зазомбированный верил всей той лабуде, которую развешивал на его ушах в качестве лапши меньший из Клаусов.
Вот я и добралась до детской сказки Андерсена. То всё были философские, а эта именно из разряда детских. Тут есть хороший и плохой герои, начало и конец, борьба между добром и злом. И, конечно, побеждающее добро. Настоящая сказки без кучи глубинных смыслов.
Хотя, конечно, это спорный вопрос - можно ли причислить человека, который провоцирует других, обманывает и подбивает на плохие поступки - хорошим? Хитрым - да, умным - тоже да, но вот добрым? Не думаю, что можно детям объяснить, что за причиненный ущерб ставки растут. Сначала убивают лошадь, а в отместку еще что-то, а потом еще немножко и доходит до убийства человека. Ничего себе основная идейка, скажу я вам. Ладно, отомстить, отыграться, выставить в дураках, как умеют мужики в наших сказках. Но убийство? Да еще и не абы какое, а обдуманное и злонамеренное. Нет, совсем не похоже на того Андерсена, которого я перед этим читала.
Неудивительно, что критики встретили эту сказку в штыки и я согласна с ними: можно было проявить и большее уважение к дару жизни. Но всё вполне объяснимо: на момент написания автору было всего 30 лет, это его 4-ая сказка и он еще не нащупал своего пути. Да и прославиться ему хотелось вовсе не сказками, но... Но самое интересное, дорожащее жизнью и каждым моментом в ней будет позже в других историях Андерсена. А эта сказка точно не для детей. В ней нет задора и озорства. Только злость и месть.
Reviews, 2 reviews2