Read the book: «Путин – ваш кумир?», page 2

Font:

Другой пример «тупой централизации» в сфере бизнеса. Российские железные дороги, созданные из Министерства путей сообщения СССР. Казалось бы, существует несколько десятков компаний, связанных с деятельностью железных дорог. Одни компании занимаются организацией грузоперевозок, другие перевозят пассажиров, третьи ремонтируют пассажирские вагоны, еще одни грузовые, электроснабжением занимается еще несколько, обслуживание путей другие, ремонтом тепловозов отдельные и т.д. и т.п. То есть под каждый маломальский вид деятельности, связанный с ЖД, создана своя компания. У каждой есть руководитель, финансовый директор, технический директор, главный бухгалтер и т.д. Большая часть этих компаний, по крайней мере, их руководители, находятся в Москве, а фактические работы и деятельность осуществляется по всей стране. Как было в МПС. Были региональные железные дороги и в их структуры отделения. При возникновении вопроса вопрос решался внутри подразделения, например в депо, если нет, то в отделении дороги, на котором депо располагается, если отделение дороги не решало, то передавался на региональную дорогу, а если уже и там нет, то в МПС. При этом, как у депо, как у отделения, территориальной дороги были своим ресурсы и полномочия. Поэтому почти все вопросы можно было решить или собственными силами или с привлечение вышестоящих руководителей не самого высокого уровня. А главное, на местах были руководители, которые отвечали и полностью координировали всю деятельность ЖД на своем участке. Как же происходит сейчас. На примере произошла небольшая авария, сошел с рельсов вагон. В этом хоть и не частом, но все‑таки достаточно типичном инциденте сейчас должны принять участие собственник вагона, путейцы, аварийная бригада, вагонники. И это все разные организации. По факту происшествия составляются не только внутренние и финансовые документы, для отражения денежных отношений. Авария это достаточно сложный случай. Знаете, что будет, если в вагонном депо потечет кран. Хороший начальник депо вытащит деньги из своего кошелька и поменяет кран. «Правильный» начальник сделает запрос в головной офис, доложит о бегущем кране, запроси финансирование и будет ждать, когда ему привезут кран из Москвы, и сертифицированный сантехник из организации, с которой у депо заключен договор, приедет из ближайшего областного центра и поменяет кран.

Мне кажется, я немного путано объяснил ситуацию. Не хочу изменять то, что сказал раньше. Пусть остается. Просто еще раз попробую изложить то, что думаю уже не с фактами, а с собственными выводами. Под флагом демонополизации разрушены крупные структуры, такие как железная дорога и энергетика. Разделение этих структур по функциональному признаку искусственно и не эффективно. Это единые организмы, которые нельзя делить. Допустим, человек действует лучше правой рукой, а ноги у него слабые и он не может быстро бежать, а еще у него больной желудок. И вот мы раздели его, чтобы они были отдельно и друг другу не мешали. Тупо разрезали на части. Что стало с человеком – труп. А с бизнесом, оказывается так можно. Сильно сомневаюсь. Старое территориальное деление с более большими полномочиями на местах, как властными, так и финансовыми, на мой взгляд, более правильный вариант управления.

Я прекрасно помню, как работал в Сбербанке с 1999 по 2004 год, был начальником кредитного отдела. На местах мы могли многое, да у нас были ограничения полномочий, но сами полномочия, а самое главное ресурсы для их исполнения были. Я знал, как работает банк, не просто наше отделение, а как работает весь Сбербанк и банковская система России. Нас этому учили, мы должны были это знать. В результате завершив работать в банке, я создал собственную лизинговую компанию с нуля. Я мог создать и банк, были бы деньги. Что же происходит сейчас в Сбербанке и других банках. У нас в городе я не смогу получить квалифицированную информацию по банковским услугам, которые хоть на 1% выходят за рамки написанных для сотрудников скриптов. Да что там в нашем городе, вообще не смогу получить нигде. Потому что у банковских работников нет такой обязанности «знать», а тем более решать вопросы клиентов. Их задача продавать. Продавать как можно больше. А сложные вопросы их расстраивают и снижают производительность по продажам.

Если вернуться в железной дороге, то у меня есть большие опасения, что сейчас РЖД в состоянии будет решить какие‑либо масштабные задачи, связанные с текущей деятельностью. Пока все идет по старым рельсам. А вдруг война. Не дай бог, конечно. Что руководители всех этих вновь образованных компаний клонируют себя и отправят своих клонов на каждую станцию, чтобы организовывать работу своих подразделений на местах. Да они и не нужны, они все равно ничего не умеют делать. Нужны будут простые слесаря, составители, машинисты, путейцы которые должны будут просто делать свою работу. А их то сейчас как раз ох как не хватает.

Что еще я думаю об этой самой «централизации»? Возможно, Путину (не нравиться почему‑то мне так говорить, хочется сказать России, но получается уже как то пафосно. Оставим «Путину», подразумевая России, правительству, россиянам, власти) необходимо было уберечь страну от распада, отсоединения некоторых территорий. Какие‑то слухи и намеки из СМИ о такой возможности доходили до моих ушей. Буду считать, что так оно и было. Но есть время разбрасывать камни, и есть время собирать. Думаю, уже настало время перемен и пора менять ситуацию и начать делегировать, возвращать полномочия в регионы. Только не формально, а фактически. Так как с формальной точки зрения, эти полномочия и так у всех есть.

– Григорий, вы достаточно пространно выразись по этому вопросу. Такой ответ вызывает еще больше вопросов. Чувствуется, что это тема, действительно, вас трогает за живое. С чем это связано?

– По роду своей деятельности я сам являюсь руководителем и предпринимателем. Именно, поэтому вопрос власти и бизнеса мне очень близок и актуален. С ними мне приходится работать каждый день. И даже на моем уровне я не могу сам для себя выработать какие‑то универсальные, всегда однозначно правильные решения. Все рождается с опытом, практической деятельностью, должно проходить проверку временем. В связи с этим хочу кинуть еще один камень в огород Путина. Будет он касаться, если можно так сказать, управленческой школы. Западные теории и практики широко преподаются и применяются сейчас как во власти, так и в бизнесе. Я тоже не стал исключением и чему‑то учился, что‑то применял. Поэтому слова мои будут не голословны. Хочу сказать, что и в процессе изучения и в процессе использования у меня возникало чувство дежавю. Как будто я уже все это где‑то видел, слышал и читал. И через какое‑то время я понял, что все это очень походит на то, чему я учился в университете на экономическом факультете в начале 90‑х. Тогда еще нас учили по советским и только начинали использовать иностранные западные учебники. Вся современная теория, что в управлении, что в экономике родом из далекого прошлого, и вполне возможно из прошлого социалистического СССР. Просто старые термины, старые определения, формулы получают новые названия, незначительные изменения и преподносятся как нечто новое и прогрессивное. Например, маржа и все прочие маржинальные расчеты родом из расчета постоянных и переменных затрат, бюджетирование из экономического планирования, управление персоналом из материального и нематериального стимулирования работников. На менеджеров стали массово учить. Менеджер – это руководитель, управляющий. Учить стали на руководителей. В целом практика стала таковой, что можно школьника выучить сразу на руководителя. Это будет специалист в области управления. Ни специалист – электрик, металлург, сантехник, а специалист – руководитель. Ставь куда хочешь, и он со всем справится, будет руководить. Хочешь мэром, хочешь министром, хочешь поликлиникой, хочешь заводом. Странный подход, не правда ли? Знаете, когда взрослые разговаривают с детьми, часто их спрашивают: «Кем ты хочешь стать?» И я спрашиваю. И в больше чем половине случаев получаю ответ: «Начальником». Толи ли я настолько стар, толи что‑то упустил из виду, видимо это началось уже давно, и с тех пор дети уже выросли и действительно стали «начальниками» – менеджерами – специалистами в области в управления и больше не в чем.

Молодые чиновники и директора заводов без жизненного опыта, без производственного опыта, без каких либо знаний в других областях кроме как «менеджмента» активно работают и во власти и в бизнесе. Готовы руководить чем угодно, и кроме этого ничего не умеют и главное не хотят делать. Они готовы выполнять любые задачи и добиваться поставленных целей везде, где бы им ни пришлось работать. Мой опыт говорит о том, что это действительно так. Задачи выполняются, цели достигаются. Но на бумаге и на экранах. «На земле» все красивые цифры в отчетах имеют совсем непривлекательный вид.

В общем, я сторонник старой школы управления, которая, кстати, совсем ни исключает использования современных технологий в этой сфере, только управлять чем бы ты ни было, все‑таки должны специалисты в этих областях, я не имею в виду «управление». Металлурги, медики, электрики, крестьяне, строители, нефтяники, железнодорожники и т.д. Экономисты, финансисты, бухгалтера, юристы тоже могут, но только если они являются при этом металлургами, медиками, электриками и т.д. И я не о дипломах, я о глубоком знании сферы деятельности, о наличие богатого опыта работы на земле. Не ностальгируя по СССР, но кое‑что помня, кое‑что прочитав, кое‑что узнав от старшего поколения, так и было. Руководителями предприятий чаще всего были именно специалисты в своих производственных областях и почти никогда экономисты, и прочие гуманитарии. Да, большинство из них были членами КПСС, но это скорее следствие, а не причина.

Путину стоит задуматься над этим вопросом, не искать «Лидеров России» и уж тем более не так массово обучать «манагеров». Настоящие лидеры и руководители сами себя проявят, и желающих ими стать будет всегда с избытком. А вот специалистов во всех областях становится все меньше. В этом плане идеология СССР о рабочем классе как передом классе любого общества, о рабочей совести, о том, что плохо работать должно, быть стыдно, мне значительно ближе, понятней и, на мой взгляд, правильней. Награждать Миллера «Героем труда России» с моей обывательской позиции и в рамках всего вышесказанного явный перебор.