В своей работе Фромм, сопоставляя два учения (дзен-буддизм и психоанализ), указывает на природу сознательного и бессознательного, предпосылки зарождения последнего. Он рассматривает просветление в буддизме и излечение в психоанализе, как процессы параллельные, а то есть выход бессознательного наружу, что ведёт к освобождению индивида и восприятию им окружающего мира как реальности, а не субъективной проекции. Книгу рекомендую к прочтению всем кто увлекается психологией и эзотерикой, тем кто не приемлет хотя бы один из методов излечения человеческой души, для того чтобы понять особенности обоих методов и осознать их ценность.
Volume 100 pages
1960 year
Дзен-буддизм и психоанализ
About the book
«Дзен-буддизм и психоанализ» – оригинальная попытка сопоставления наиболее интересных философских систем Востока и Запада, в полной мере отражающих специфику европейского и азиатского менталитетов – и имеющих, как доказывает Фромм, между собой гораздо больше общего, чем это кажется на первый взгляд.
Рекомендую к прочтению всем практикующим психологам и обучающимся на них! Много интересных мыслей в книге, есть над чем подумать о восприятии реальности
Читается, как будто написана вчера. Всем любителям психологии и дзен-буддизма, медитации рекомендую. После « Искусства любить» – 2-я книга этого автора в моем лично рейтинге.
Вопрос, который ставит в этой статье Эрих Фромм, относится, как понятно уже из названия, к сопоставлению двух философских систем, а именно дзен-буддизма и психоанализа, чьи методы основаны на иррациональных началах Востока и гуманизма и рационализма Запада. Познание человека путем изучения его природы, пожалуй, вот одна из главных причин сопоставления и объединения дзен-буддизма и психоанализа. Но, исходя из методов, мы видим, что отличий больше, нежели сходства. Тем не менее в современном обществе «обществе потребления» буддизм вызывает все больше интерес среди психоаналитиков.
Цель и задача данной статьи попытаться объяснить и дать представления о дзен-буддизме и психоанализе.
«Психоанализ – это терапия душевных заболеваний, а дзен – путь к спасению души».
По мнению Фромма, несопоставимость дзен-буддизма и психоанализа является лишь первым обманчивым впечатлением. Автор утверждает, что дзен-буддизм вызывает всё больший интерес у психоаналитиков, а в Японии активно изучается взаимосвязь между психоанализом и дзен-буддизмом.
Психоанализ (наряду с его другими функциями) является одним из инструментов преодоления духовного кризиса современного западного человека, определяемого понятиями "болезнь века", "скука". (Не зря же Чехов назвал свою повесть об экзистенциальном кризисе «Скучной историей».) Речь идёт об апатии, автоматичности человека, самоотчуждённости, потере связи с другими людьми и природой.
Всякая религия, как считает Фромм, по существу представляет собой упорядоченный и детально разработанный ответ человечества на ставящийся жизнью вопрос. «Что же это за вопрос? Его можно сформулировать так: как избавиться от страданий, отчужденности, преодолеть угрызения совести, явившиеся следствием этой отчужденности, и как обрести гармонию в отношениях с самим собой, с себе подобными и природой?». Фромм пишет о важности этого экзистенциального вопроса и поисков ответа на него. Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию. И многие так называемые психологические проблемы являются в действительности отголосками этого самого ответа. Бесполезно его искать в обладании, в то время как следует становиться самим собой и быть им.
«Дзен по своей природе представляет собой искусство погружения в суть человеческого бытия, он указывает путь, ведущий от рабства к свободе… Можно сказать, что дзен высвобождает заложенную в нас природой естественную энергию, которая в обычной жизни подавляется и подвергается искажению в такой степени, что не способна реализоваться адекватным образом… Поэтому цель дзена заключается в том, чтобы не позволить человеку лишиться разума и стать безобразным. Под свободой человека я понимаю возможность реализации всех внутренне присущих его сердцу созидательных и благородных побуждений. Обычно мы слепы в своем неведении о том, что наделены всеми необходимыми качествами, которые могут сделать нас счастливыми и научат любить» (Д.Т.Судзуки). Как считает Фромм, подобное определение цели дзена без всяких оговорок можно рассматривать и как трактовку постулатов психоанализа, ибо такие задачи, как самопроникновение, освобождение, обретение счастья и любви, реализация энергии и спасение от болезней и уродств, свойственны психоанализу в той же мере, что и дзен-буддизму.
Система Фрейда имеет черты, способствовавшие развитию психоанализа в целом и в результате сближающие её с дзен-буддизмом. Фромм характеризует гуманистический психоанализ (как одно из продолжений фрейдовского психоанализа) через описание человеческих постулатов и аспектов бытия, служащих его отправной точкой и свойственных также другим гуманистическим системам. Рациональность и реализм психоанализа присущи и дзен-буддизму (как синтезу даосизма и буддизма), причём даже в большей степени, чем религиям Запада. И, как это ни парадоксально, но восточные религиозные представления оказываются, по сравнению с западными, ближе по духу западному рациональному мышлению.
Фромм пытается выявить связь между истинным значением трансформации бессознательного в сознательное (как главной отличительной черты психоанализа) и концепцией достижения просветления. Осознавая доселе бессознательное, человек расширяет область своего сознания, постигая тем самым реальность, то есть приближаясь на интеллектуальном и эмоциональном уровне к истине. Расширение сознания, по мнению Фромма, подобно пробуждению, снятию с глаз пелены, выходу из пещеры, озарению тьмы светом. Возможно, именно это переживание дзен-буддисты определяют как просветление. Обнаружение бессознательного можно охарактеризовать как цепь выходящих за рамки теоретического и интеллектуального знания нарастающих глубоко ощущаемых переживаний. Очень значимым и для концепции дзена является неискаженное и неинтеллектуальное восприятие реальности.
Фромм пишет об общей для психоанализа и дзена этической направленности. Основополагающая задача психоанализа, равно как и дзена, - помочь человеку преодолеть алчность (стремление к обладанию, славе) и научиться любви и состраданию, другими словами, способствовать этической трансформации личности. Несмотря на то, что цели психоанализа и дзена не ограничиваются этическими рамками, их достижение невозможно без нравственных изменений личности.
Сопоставление дзена и психоанализа приводит Фромма к мысли о том, что и психоанализ для изучающего дзен может иметь большое значение. Преодоление иллюзий, являющееся необходимым условием достижения просветления, может быть обеспечено благодаря вносимой аналитическим подходом ясности. А изучение дзена и проявляемый к нему интерес могут повлиять на теорию и практику психоанализа чрезвычайно плодотворным и благоприятным образом, способным прояснить многие его аспекты.
Leave a review
Психиатрия задается вопросом, почему некоторые люди сходят с ума, в то время как на самом деле он должен звучать так: почему большинство людей не сходит с ума? Принимая во внимание положение человека в мире — его обособленность, одиночество, бессилие — и осознание этого положения, можно было бы ожидать, что он не вынесет такого бремени, буквально «распадется на части» под этим грузом. Большинству людей удается избежать этого с помощью компенсаторных механизмов, вроде растворения в жизненной рутине и стадном конформизме, стремления к власти, престижу, деньгам, зависимости от идолов, разделяемой с другими в религиозных культах. Таково мазохистское жертвоприношение собственной жизни, нарциссическая инфляция — короче говоря, самокалечение. Все эти компенсаторные механизмы могут удерживать нас в рамках психического здоровья, пока механизмы работают.
Познавая самого себя, человек всякий раз преображается.
Несчастье современного человека заключается в его отчужденности от самого себя и от себе подобных, от природы. Человек осознает, что жизнь его проходит впустую и что он умрет, так и не прожив жизнь по-настоящему. Он живет в изобилии, но лишен радости жизни.
Фрейд обнаружил, что вера во всемогущего и всезнающего Бога коренится в беспомощности человеческого существования. Эту беспомощность люди и пытаются преодолеть посредством веры в помогающих им отца и мать, представленных Богом на небесах.
В наши дни принадлежность человека к церкви становится в некотором отношении все более значимой, религиозные книги становятся бестселлерами, все больше людей обращаются к Богу. Однако эта видимая религиозность обусловлена в действительности отнюдь не духовными, а чисто материалистическими и нерелигиозными аспектами. Этот феномен можно рассматривать как вызванную конформизмом и стремлением к безопасности идеологическую реакцию человека на характерную для XIX века тенденцию, которую выразил Ницше: «Бог умер». Говорить об истинной религиозности здесь не приходится.
Reviews
12