Read the book: «Голоса Бессмертия. Книга воспоминаний армянских ветеранов Великой Отечественной войны», page 9

Font:

В 1942–43 годах, находясь на линии защиты Невы с правой стороны, много раз нападали на врага. С целью обследования территории, находящейся у врага, Мнацаканян вместе с лейтенантом Егоровым, вооружённые автоматом, пистолетом и гранатами, под огнём врага перешли Неву. Лёд от бомбёжки ломался под ногами, но отчаянные ребята всё-таки заставили замолчать немецкий дзот, давая возможность передвижения нашим войскам. Немцы отступили от Ленинграда.

«В 1944 году после окружения наши войска стали по всем фронтам организовывать атаку на фашистов, – вспоминает Мнацаканян. – Мы были рады видеть свободный Ленинград. Я тогда чувствовал, как дорог мне этот город. И снова по уже пройденным дорогам и уже с сержантским званием я участвовал в освобождении Пушкино, Красного села, Гатчины…» Потом были Парва, Тарта, Рига, Южная Пруссия, Донецк, Кенигсберг, Берлин… С Победой вернулся домой 15 июня 1946 года.


Четыре раза Андраник Мнацаканян получал ранения, но долго отлеживаться в госпитале – не это удел бойцов: через месяц, подлатанный, был в строю. После войны, конечно, боевые раны давали о себе знать – вернулся Андраник Арменакович инвалидом, – но он никогда не жаловался.

В 1942 году Андраник Мнацаканян был награждён двумя медалями «За Отвагу», как связист, и за уничтожение двух немецких танков. В феврале 1943 года от имени Верховного Совета получил медаль «За Подвиг».

В августе 1943 года из рук председателя городского комитета Попкова получил медаль «За оборону Ленинграда». Также был награждён медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу на фашистской Германией», орденом Отечественной войны I-ой степени и множеством других медалей и наград.


Со старшим сыном


9 мая 1946 года Мнацаканян получил Благодарственное письмо от маршала Баграмяна, в котором говорится: «Военный совет благодарит за безупречное служение Отчизне Вас, воина победоносной Красной Армии, прошедшего славный боевой путь в Великой Отечественной войне».

Когда-то Андранику Арменаковичу предложили квартиру в Ленинграде, но он отказался, сказав: «Я очень люблю этот город, но зачем мне квартира в Ленинграде, когда у меня есть дом в Армении. Пусть эту квартиру получат те, кто нуждается в жилье». Вот такой он был – отважный, честный, совестливый, добрый, ответственный… словом, каким должен быть настоящий герой.



После войны офицер запаса Андраник Арменакович Мнацаканян работал пропагандистом в Талинском райкоме партии Армянской ССР, был заместителем главного врача местной районной больницы по хозяйственной части. Он – отец шестерых детей (Анаит, Асмик, Лаура, Алвард, Мнацакан и Назарет), которых воспитал достойными гражданами своей страны и которым завещал свято продолжать и укреплять братство и дружбу между армянским и русским народами, что они и продолжают делать по сей день. У Андраника Арменаковича родилось 29 внуков и правнуков. Отец гордился бы достижениями своих наследников, доживи он до сегодняшних дней. Мнацакан Андраникович более 10 лет был мэром города Талин, а в 2012 году от родного округа избран депутатом Национального собрания РА.

Назарет Андраникович более 20 лет служил в органах Внутренних дел, занимал высокие посты, полковник полиции, после занимал должность заместителя министра спорта и по делам молодёжи. А внук, носящий доброе имя деда-героя – так сказать, младший Андраник Мнацаканян, с золотой медалью окончил школу, с красным дипломом – юридический факультет ЕГУ, затем магистратуру, факультет последипломного образования и Школу суда Армении. Работал в разных инстанциях юристом, помощником судьи, в 2013 году Указом Президента Республики Армения назначен судьей суда первой инстанции Сюника, сейчас работает судьёй Апелляционного уголовного суда РА. Андраник Мнацаканян-младший – кандидат юридических наук, автор научных статей.

После войны связь с боевыми товарищами не прервалась – посылали друг другу и детям подарки и открытки. Каждое 9 мая семья Мнацаканянов собирается за дружным столом. Это – день рождения их легендарного дедушки, который после войны именно в этот день приглашал своих друзей, боевых товарищей и родственников, говоря: «Это моё второе рождение!» Они вспоминают прошлое, плачут и смеются, поют «Катюшу» и «День Победы» – любимые песни Андраника Арменаковича.

Эта семья никогда не забывала о своих корнях. «Помню, когда мне было лет 5–6, отец рассказал, что наши корни идут из Муша, что наша семья пережила Геноцид, – рассказывает сын Назарет. – Тогда для меня это стало таким откровением, такой болью… В моём детском воображении рисовались дни, месяцы отважной обороны Муша, страницы горьких скитаний и горя потерь… Я никогда не был на земле своих предков, потому что мне не позволяла моя должность, но очень бы хотел…»

В День Победы семья Андраника Арменаковича Мнацаканяна принимает участие в шествии «Бессмертный полк». В прошлом году они решили отметить этот день в Санкт-Петербурге, пронеся портрет отца по улицам города, который навсегда останется для них городом-героем Ленинградом.


Мнацаканяны в Бессмертном полку. Санкт-Петербург


Сурен Мирзоян: «Сталинград поднялся как призрак»

«Мой Город-Герой Сталинград – моя историческая гордость и богатство», – одно из любимых выражений Героя Великой Отечественной войны, Гражданина Мира Сурена Гарегиновича Мирзояна. Он родился 6 мая 1923 года в в Армении, в городе Караклис (в советское время этот город был известен под названием Кировакан, сейчас – Ванадзор), но отмечал день рождения в День Великой Победы.

Сурен Гарегинович Мирзоян – кандидат исторических наук (тема диссертации – «Участие армянского народа в Сталинградской битве»), автор нескольких книг и множества публикаций. Он был членом Союза писателей России, Армении, Международной Ассоциации Военных писателей, Союза журналистов России. Работал в разных организациях, занимался изучением истории Второй мировой войны, систематически вёл военно-патриотическую работу среди населения, студентов. По их просьбе около 1300 его книг было разослано по учебным учреждениям и более чем 7000 книг передано лично для использования в военно-патриотических работах. Более 60 лет работал в различных архивах, музеях, библиотеках в Москве, Подольске, Ленинграде, Киеве, Сталинграде, Ессентуках, Пятигорске, Тамбове, Николаеве, Волновахе, Новороссийске, Новочеркасске, Ростове, Крыму, Калининграде, Донбассе, Ереване, Тбилиси, Баку, Краснодаре, Тамани, Клетске, Чернышевске, Одессе, Риге, Таллине, Арцахе, Алма-Ате, Ташкенте, Свердловске, Куйбышеве, Ейске и др., вёл поисковую работу по материалам, бывал на местах прошедших боев.



Предки Сурена Гарегиновича – из Сасуна и Муша (Западная Армения), один из дедов – из Карабаха. В 1941 году будущий герой только окончил среднюю школу имени Степана Шаумяна и в сентябре того же года добровольцем ушёл на фронт. С самого начала и до конца, под шефским знаменем «От Комсомольцев Краснознамённого Сталинграда», которое дошло до Берлина и сейчас экспонируется в Государствен-ном музее обороны города-героя Сталинграда, участвовал в боях Крымского, Северо-Кавказского, Южного, Сталинградского, Юго-Западного фронтов, был десантником-разведчиком против фашистских войск фельдмаршалов фон Паулюса и Манштейна. В ходе боёв был четырежды тяжело ранен и контужен, в результате чего получил инвалидность 2-ой группы. За боевые заслуги 27 раз был награждён орденами и медалями СССР. Но самыми дорогими для Сурена Гарегиновича были медаль «За Отвагу» за форсирование Дона и медаль «За оборону Сталинграда.

«Бои начались с 16 июля 1942 года, – рассказывает Сурен Гарегинович Мирзоян, – за Доном, в Донских степях южнее Клетского и Перелазовского районов вокруг реки Чир и Куртулак и до станицы Чернышевск (ныне Советская). В ожесточённых и кровопролитных боях наши войска отступали к городу Сталинграду. Здесь они должны были стоять насмерть и не пропустить врага, так как по приказу Гитлера город Сталинград должны были захватить 25 июля 1942 года и 1 августа провести парад Победы на площади Павших Бойцов (по данным разведки). Для гвардейцев каждый дом, каждый переулок, каждый подвал и каждый камень имели большое значение, и защищали они ценой своей жизни».

На войне не приходится долго ждать. Гвардейцы услышали команду начальника разведки майора Семёна Антоновича Глущенко: «Наступаем, всем расстегнуть воротнички гимнастёрок, закатать рукава, гимнастёрки заправить в брюки: с танков придётся прыгать на ходу, одежда не должна стеснять движений. Ребята, нам самым первым в дивизии довелось ударить по фашистам. Оправдаем же это доверие…» Он выждал мгновение и приказал: «По машинам! – И окликнул разведчиков: – Мирзоян, Гречаный, вы со мной, на головную машину».

Бойцы быстро устроились на танках, облепили их ветками. Двигатели рыкнули из-под гусениц, взметнулись облака пыли. Покачивая длинными стволами орудий, танки, один за другим, покатили в пустынную и тихую предрассветную степь.

Разведчик Григорий Гречанов вспоминает о том, как на Сталин-градском фронте разведчики 33-ей гвардейской стрелковой дивизии 62-ой армии доставили из штаба немецкой 16-ой танковой дивизии первого «языка»: «Танк, на который мы сели с Мирзояном, был назначен в передовой дозор, мы двигались впереди остальных машин, приблизительно в километре от них…