Volume 305 pages
2017 year
Время кометы. 1918: Мир совершает прорыв
About the book
Яркой вспышкой кометы оказывается 1918 год для дальнейшей истории человечества. Одиннадцатое ноября 1918 года – не только последний день мировой войны, швырнувшей в пропасть весь старый порядок. Этот день – воплощение зародившихся надежд на лучшую жизнь. Вспыхнули новые возможности и новые мечты, и, подобно хвосту кометы, тянется за ними вереница картин и лиц.
В книге известного немецкого историка Даниэля Шёнпфлуга (род. 1969) этот уникальный исторический момент воплощается в череде реальных судеб: Вирджиния Вулф, Гарри С. Трумэн, Арнольд Шёнберг, Махатма Ганди, Рудольф Гесс, Хо Ши Мин и многие другие. Острый взгляд историка помогает увидеть в этом пестром калейдоскопе событий зерна грядущих триумфов и катастроф. Книга одновременно поэтична и поучительна: овеянная образами красных маков на полях Фландрии, она учит распознавать симптомы будущего в самых, казалось бы, далеких от истории событиях.
Похоже по стилю на произведения Флориана Иллиеса, но в меньшей мере завязано на людей искусства и - на мой взгляд - написано гораздо суше и без чувства юмора, присущего Иллиесу. Тем не менее, бОльшей частью мне было интересно читать. Шёнпфлюг начинает книгу с дня окончания первой мировой войны (11 ноября 1918 года) и рассказывает о том что было дальше: как происходили мирные переговоры; как улицы Берлина были взорваны революцией, как начиналось движение баухаус и какими глазами смотрели на события Кете Кольвиц и Альма Малер... Он опирается на дневники и воспоминания и (как Иллиес, но без особого шарма) перескакивает без предупреждения от одного героя к другому, правда, соблюдая хронологию событий. Для меня ценность книги оказалась в том, что промежуток между концом первой мировой и двадцатыми годами вдруг оказался заполнен тысячами интересных событий в Европе и Америке, а не гражданской войной и разборками в РСДРП. Одна история о том, откуда взялись ноябрьские красные маки, стОит того чтобы прочитать эту книгу ; (но об отношениях Альмы Малер и Кокошки Иллиес всё-таки написал гораздо лучше). Завершу утешительной цитатой из эпилога книги: "... некое новое начало может завершиться и крахом, и может показаться, что по всему миру верх берут опасные, разрушительные силе - авторитарные режимы, популистские движение, терроризм, новые войы, все более разнузданный капитализм, - и все же особенно светлые моменты 1918 года учат нас что все страшное нам не заповедано и не является неизбежным. Потому что в конечном счете в истории и в жизни всё и всегда находится в движение, любое состояние преходяще, и кометы...гонятся по кругу за своим собственным хвостом.»
Ad Marginem продолжает радовать книгами, посвященными "истории одного года", ранее в издательстве выходило изящное "Лето целого века. 1913" Флориана Иллиеса. Однако "Год кометы" шире, чем просто история 1918 года. Автор на основе дневников и мемуаров реконструирует эпоху, пришедшую после завершения 1-й мировой войны. Немецкий демократ Маттиас Эрцбергер подписывает перемирие, остановившее мировую бойню, но стоившее в итоге жизни ему самому (его убили правые террористы). Будущий комендант Освенцима Рудольф Гесс исполняет приговоры подпольного трибунала националистов. Армянский террорист Согомон Тайлерян выслеживает на берлинских улицах Талаат-пашу, ответственного за геноцид соплеменников Тайлеряна. Вдова Малера Альма мечется в любовном треугольнике между основателем Баухауса Гропиусом и романистом Вёрфелем (он напишет роман о геноциде армян). Сюжеты пересекаются и плывут параллельно, послевоенный мир, на который возлагали большие надежды, разрушает эти наивные иллюзии, человечество упорно не делает никаких выводов из прошлых ошибок. Из слабых сторон, на мой вкус, маловато России и вообще Восточной Европы, где в это время было такое «время кометы», что никому мало не показалось. Но это, конечно, взгляд с нашей стороны, с преувеличением «всемирно-исторического значения» местных событий. Из русских сюжетов автор выбрал историю будущей американской танцовщицы и писательницы Марины Юрловой, которая в описанный период с приключениями выбиралась из Сибири вместе с отступающими белыми войсками. Плюс поездки в разоренную гражданской войной Россию художника Георга Гросса и журналистки Луизы Вайс. И на том спасибо.
Сто лет назад мир изменился. Изменился он не в один день, до этого предшествовали четыре года кровопролитной, на тот момент, войны. Но в один день, 11 ноября 1918 года мир стал другим. С этого момента и начинается повествование. Множество людей, абсолютно не связанные между собой, воспринимают происходящее по разному, и в тоже время оказываются связаны невидимыми нитями истории. Будущий 33-й президент США Гарри Трумэн и будущий комендант Освенцима Рудольф Гесс, писательница Вирджиния Вульф и танцовщица Марина Юрлова, президент социалистического Вьетнама Хо Ши Мин и разведчик Лоуренс Аравийский, всех их объединил 1918 год. Точнее его последствия. Мир перевернулся, перевернулось сознание людей. Данное произведение смесь нон-фикшена и художественной литературы. Изящное повествование на основе личных воспоминаний персонажей. Если есть желание понять как зародился "этот безумный, безумный, безумный мир" то эта книга будет хорошим путеводителем вашему желанию.
Правда «Комета» оказалась сложнее. В ней рассказывается о последствиях Первой мировой войны и о людях, которые расхлебывают эти последствия или пытаются с ними смириться. Комета здесь как «символ непредсказуемого, предвестник великих событий, коренных перемен и даже катастроф».
Ох уж этот 20 век. Век, давший нам передел мира, войны, революции, атомные бомбы. Век технического прогресса, кризисов и катастроф, а так же личностей, которые этот век творили. "Время кометы" это как раз про личности. Многие мне были не известны совсем (гугл в помощь), некоторые были знакомы только по фамилии, ну и часть из них я знала. Символично начало книги — история создания символа Первой мировой войны — красных маков. Далее, мы знакомимся с первыми героями, перед и во время подписания Компьенского соглашения между Германией и Антантой. Маттиас Эрцбергер едет подписывать унизительно соглашение, Гарри С. Трумэн сидит практически в окопе и пишет письмо своей возлюбленной Бэсс, Марина Юрлова приходит в себя в больнице, Луиза Вайс трудится над статьей, Нгуен Тат Тхан aka Хо Ши Мин моет посуду в подвале отеля, а Вирджиния Вульф едет в Лондон, чтобы понять, что все таки мир, хотя мир ли это. А дальше мы следим за калейдоскопом событий и персонажей (далеко не всех я перечислила выше). За тем как немецкий народ воспринял поражение Германии в войне, за ростками (огромнейшими уже на самом деле, особенно зная, что будет после) антисемитизма. Узнаем мы о колониях стран-победительниц и их желании на самоопределение и о тех шагах, которые предприняли Ганди, Теренс Максвини и Хо Ши Мин на долгом пути к независимости Ирландии, Индии и Вьетнами и многом, многом другом. В прошлом году я читала Чайну Мьевиля "Октябрь", про события революции 1917 года. В этом году "Время кометы.1918". 100 лет назад, так давно и так недавно. По словам автора книга написана с дневников, писем и биографий главных героев, тем самым претендуя на описание событий глазами очевидцев, что, на мой взгляд, всегда интересней чем просто взгляд историка. Посмотрим, чем порадует нас следующий год.
Reviews, 5 reviews5