Book duration 250 pages
1974 year
В списках не значился
About the book
Борис Васильев (1924–2013) ушел на фронт в 17 лет, как и тысячи других юношей и девушек, обивавших в тот год пороги военкоматов. И Борис Львович написал именно о них, тех, кто сражался с ним плечом к плечу, таких же юных, как он сам. Главный герой романа Николай Плужников, как и автор, совсем молод в начале войны. Как и автор, он стремительно взрослеет – теряя товарищей, поливая кровью родную землю. И по воле автора уходит в бессмертие. Читатели подтвердили – Николай Плужников шагнул в бессмертие. Величественный и драматический, роман стал классикой отечественной литературы.
Книга рекомендована для внеклассного чтения.
История, коротенького отрезка, жизни одного человека. Мужество, отвага, героизм, самопожертвование. Эти слова говорим мы, благодарные потомки. А герой, не мог поступить иначе. Он не мог сдаться,не мог отойти назад без приказа, не мог даже погибнуть. Он должен был держать свой рубеж, свою границу. Даже когда совсем не осталось сил и потом еще.... В книге отражен весь драматизм начала войны, глазами одного человека, выполнившего свой долг до конца.
Прекрастная книга. Очень волнующая. Невозможно не полюбить героя, не сочувствовать ему. Даже зная чем должно закончится произведение, ожидаешь совсем другой конец, веришь и надеешься на лучщее. Восхищает героизм и отвага этих людей, вера в лучшее будущее и надежда, огда казалось надеятся уже не на что. Даже оставшись один на один с врагом, не сдавался и шёл до конца. Произведение читается легко, почти взахлёб, оно как бы не отпускает, и даже после прочтения заставляет думать о прочитаном. Задуматься об этих людях, о тех кто шёл до конца, веря в светлое будущее, осознавая, что, возможно, они не увидят его, но у других есть ещё такой шанс.
Я долго не могла дочитать повесть. Ещё дольше не могла написать отзыв на эту книгу… Не знаю, как нужно писать о таких произведениях.
Читала, и в горле стоял огромный ком, от которого оно сильно болело.
Ручьями катились слезы, и я не видела текст, останавливалась, откладывала книгу…
Страх. Боль. Злость. Гордость. Отчаяние.
У меня и сейчас болит в груди…
Очень сложно морально, пропускаю все сквозь себя, но с литературной точки зрения, слог Васильева мне очень нравится и легко идёт. Герои его книг, как главные, так и второстепенные, всегда очень яркие и попадают прямо в душу.
И как бы мне тяжело не давались такие произведения, я буду продолжать их читать. Читать и рассказывать своим дочкам, когда они подрастут, о войне, в которой погиб их прапрадедушка, о прапрадедушках, которые вернулись домой…
Прекрасная и крайне болезненная история человека лицом к лицу встретившегося с войной. И говоря «человек» я не имею в виду только главного героя, я говорю о каждом персонаже данного произведения. Минут, часы, дни отчаянья и мгновения веры и надежды сменяли друг друга как калейдоскоп и не сойти с ума и не сбежать и не предасть, может лишь человек с невероятной волей, ответственностью и честью. Плакала практически на каждой странице и вспоминала своего дедушку…
К моему глубочайшему удивлению я обнаружил у книги на данном ресурсе оценки 2 и 1, всего их около 50, мне прям стало сильно интересно, чем же произведение так не понравилось. Я стал искать рецензии с низкими оценками и не нашел. С тройками да есть, а вот ниже не нашел. То есть низкие оценки они поставили, а объяснить за что не удосужились. Посмотрел рецензии с тройками. Объяснения такие: герой не вызвал симпатии, плохо прописана любовная линия, мало действий, нет счастливой концовки. Ко всем этим людям у меня только два вопроса: Где вас так контузило и зачем вы читаете книги о войне?
Хотя книга не только о войне, в первую очередь она о жизни и её смысле. Сначала о жизни предвоенной, а потом о мясорубке, перемоловшей миллионы судеб, с их мечтами и надеждами. Весь этот ужас, переломанных судеб, автор решил показать на примере одного человека. Этот образ собирательный, поэтому на страницах книги Николаю Плужникову, молодому парню, недавно окончившему военное училище, выпало отдуваться за всех защитников Брестской крепости. Оставшимися в своём большинстве безымянными героями. Николай типичный представитель предвоенной молодежи, детей первых строителей социализма. Ровесников гайдаровского Тимура. Тех, кто рос на идеях равенства и братства, а не шкурных вопросах, которые начали зарождаться среди моих ровесников и расцвели при распаде Союза. А сейчас так «радуют» большинство россиян. Тяжёлая была судьба у поколения Николая, рожденные в голод гражданской, они отдали свою юность ВОВ.
Николай из тех, кто не ищет для себя местечко потеплее. Ему предлагают остаться в училище, но нет, он едет в действующею часть. Такова была особенность поколения, красоваться не папиной машиной, а взваленными на свои плечи трудностями и обязанностями. При этом они были людьми, а не запрограммированными, запуганными роботами, как их пытаются изобразить сейчас. В свободное время, Николай не штудирует Маркса и Энгельса, он засматривается на девушек, любит музыку, не прочь посидеть в ресторане.
Но это всё у него отнимает война! Теперь единственной его целью становится защита доверенного ему кусочка Родины. Этой цели он подчиняет всю свою сущность, но при этом сохраняет в себе человеческий образ, не превращаясь в животное. В его сердце есть место чувству к Мирре, девушке, оказавшейся так же, как и он заложницей обстоятельств и попавшей в крепость перед самым началом войны. Вы только представьте масштаб трагедии! У целого поколения отняли молодость, отняли возможность любить, ходить на свидания. Многие герои этого поколения даже никогда не целовались, в свою прекрасную пору любви, они бросались с гранатами под танки.
Так какая счастливая концовка могла быть у этой книги? Видимо Николай и Мира должны были построить вертолет и улететь на нём в Берлин. Убить Гитлера и закончить войну? Или быть может, облагораживаемые современными кинолентами сердобольные фашисты, должны были быть тронуты этой любовью, и отправить Николая и Миру в Париж. Где бы молодые люди любили друг друга, попивая кофе по утрам в кафе?
Главное в этой книге это то, как человек отделенный врагом от коллектива, не перестает быть частью этого коллектива. До конца ставя общие интересы, выше собственных. Конечно, шкурам, которые живут только ради удовлетворения своих потребностей, такое никогда не понять! Вот они и ставят книге двойки и единицы, а объяснить за что не могут.
Так проходите же вы мимо этой книге и не марайте её своими сальными руками!
- Если я останусь в живых, я найду вас, - строго повторил он, - А если нет… Ты расскажешь ему о нас. О всех нас, кто остался тут под камнями.
- Он будет молиться на эти камни.
- Молиться не надо. Надо просто помнить.
Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя.
- Теперь в крепость, пан офицер?
- Никакой я не пан! - сердито сказал Коля, плюхнувшись в продавленные пружины. - Я - товарищ, понимаете? Товарищ лейтенант, а совсем не пан. Вот.
- Не пан? - Дрожкач дернул вожжи, причмокнул, и лошадка неспешно затрусила по брусчатке. - Коли вы сидите сзади и каждую секунду можете меня стукнуть по спине, то конечно же, вы - пан. Вот я сижу сзади лошади, и для нее - тоже пан, потому что я могу стукнуть ее по спине. И так устроен весь мир: пан сидит за паном...
А я бы ни за что не стала целоваться без любви. - Валя всегда говорила негромко, но так, что ее все слушали. - По-моему, это унизительно: целоваться без любви.
Война все выворачивала наизнанку : даже их первую любовь.
Reviews, 303 reviews303