Овернский клирик

Text
28
Reviews
Read preview
Mark as finished
How to read the book after purchase
Видео
Писатель Андрей Валентинов
Book description

Бывшему крестоносцу, а ныне скромному монаху из знаменитого аббатства Сен-Дени, отцу Гильому де Ту, менее всего хочется заниматься расследованием странного происшествия, связанного с пропажей рыжей девушки в маленьком городке недалеко от Тулузы. Тем более в это дело оказываются замешаны местные власти, косматые демоны, катары, благородные разбойники и Римская Курия. К тому же пропавшая девушка вскоре вернулась, правда, не одна, а… целых две. Есть ли среди них настоящая?

Действие историко-детективной фантазии Андрея Валентинова происходит во Франции XII века накануне второго крестового похода. Овернский клирик пытается сделать все, чтобы не запылали костры Инквизиции.

Detailed info
Age restriction:
0+
Date added to LitRes:
28 August 2007
Date written:
1997
Size:
350 pp.
ISBN:
5-04-005668-0
Copyright:
Автор
Table of contents
Овернский клирик by Андрей Валентинов — ebook, download epub, txt, mobi, pdf or read online. Leave comments and reviews, vote for your favorite.
Quotes 6

Храбрые дураки опасны - прежде всего для самих себя.

+5imon_LiveLib

– Не надо. Те, кто погиб, не ведали, что творили.

– Не ведали? – девушка резко остановилась; даже в темноте я заметил, как блеснули ее глаза. – Не ведали? Вы, попы, сначала обманываете народ, ведете его на бойню, а потом начинаете жалеть!..

+5telans_LiveLib

Наверху долго не унимались – похоже, возлияние продолжилось. Вскоре хриплые голоса затянули песню, начало которой я уже слышал. Итак, род людской воспрянет и поделит все по справедливости. Весь мир угнетения и насилья будет разрушен до основанья, а затем каторжники и бродяги построят истинный Град Божий. Для этого всем нужно собираться для последнего и решительного боя, чтобы перерезать попов, господ, грамотеев и всех, у кого нет мозолей…

+3telans_LiveLib

«Мертвые не остаются одинокими. А если остаются – они не мертвы».

0Lelat_LiveLib

Отец Сугерий редко сидит на месте. Или стоит — меня всегда поражало, как он умудряется выстаивать литургию, особенно праздничную. Мы все привыкли, что отец аббат бегает, причем в буквальном смысле. Если предстоит беседа один на один, он приглашает гостя — или кого то из братии — в свою келью, усаживает на знаменитое цветное одеяло, застилающее его ложе, и начинает бегать от окна к двери, разговаривая на ходу. Он как то обмолвился, что если перестанет бегать, то мы можем заказывать ему мраморную плиту вместе с эпитафией.

Итак, отец Сугерий совершал свою обычную пробежку, а я сидел на том самом знаменитом одеяле. Знаменитым оно стало еще много лет назад, еще до того, как я попал в Сен Дени. Братья бенедиктинцы шепотом передавали друг другу, что новый аббат знаменитого монастыря накрывает свое ложе цветным — цветным, представляете! — одеялом. Конечно, устав Святого Бенедикта — вовсе не образец суровости, но цветное одеяло у аббата Сен Дени! Велик соблазн для малых сих!

Отец Бернар в нашу первую встречу сразу же потребовал подробно описать келью отца Сугерия. Слушал он молча, и голубоватый гипс его лица дышал ледяным холодом. Я не мог умолчать об одеяле, но уже знал, что грозный голос из Клерво не прогремит, ибо привез от отца Сугерия согласие на отрешение от должности королевского сенешаля Этьенна де Гарланда — давнего недруга отца Бернара. Ради этого гипсовый истукан был согласен стерпеть многое — даже цветное одеяло.

0augustin_blade_LiveLib
1 more quote

Отзывы 28

Сначала популярные
Владимир Чернец

Стой-телега

Изо всех традиционных жанров беллетристики исторический роман сегодня наименее востребован. Его мало пишут, мало читают, мало издают. Виной тому не только трудоёмкость написания — конечно, исторический роман без вольностей и ляпов требует серьёзной предварительной работы, так что автор редко может поставлять произведения издательству со скоростью, достаточной для собственной раскрутки, - так и конкуренция со стороны фэнтази. Читатель, желающий совершить путешествие в мир покорных вилланов и самовластных герцогов, раз за разом выбирает не роман, написанный на источниках, а фантастическую сказку. Автор же, не видя смысла делать лишнюю работу, смешивает вымысел с усреднённым средневековым антуражем и выдаёт любителям древности этакую историю-лайт.

Вызванный крушением коммунизма пересмотр представлений о минувшем, популярность лжеучений Дэна Брауна, Фоменко и т.д. и представлений об истории как о чём-то субъективном, конъюнктурном довершают картину: исторический роман уже почти не мыслится без фантастических элементов. Авторы-фантасты как и прежде вдохновляются сюжетами из прошлого. Так два жанра постепенно превращаются в один.

К сожалению, часто вся «средневековость» того или иного романа выражается в наборе штампов: короли, таверны, рыцари, разбойники и замки, за которыми скрываются сюжеты XXI столетия и герои с современным мировоззрением, а «альтернативные варианты истории» предлагаются исходя не из фактов, а из политических пристрастий сочинителя. И всё же есть счастливые исключения! Книги А. Валентинова в их числе.

Роман «Овернский клирик» написан под влиянием книги американского историка Натали Земон Дэвис, основанной, в свою очередь, на реальных событиях, так что это фэнтази можно считать не только историческим, но и почти документальным. Пренеся действие в другой век, поменяв всех действующих лиц, добавив магии и закрутив неслабую интригу, автор превратил любопытный исторический казус в лихой детектив с непредсказуемой концовкой.

Завязка такова: трое монахов — самонадеянный умник Ансельм, очаровательный простак Пётр и их наставник Гильом, главный герой романа — направляются в деревню Артигат для расследования странного дела о пропавшей девушке, которая вернулась аж в двух экземплярах. По ходу дела появляются всё новые загадки: какую страшную тайну скрывает ото всех Ансельм, почему родители пропавшей так стремятся помешать расследованию, кем подослана жонглёрка, без конца появляющаяся на пути иноков, откуда у брата Гильома появилась удивительная способность не видеть колдовских фантомов, кажущихся всем остальным реальностью? Все эти тайны исправно раскрываются в конце, причём самым неожиданным образом, оставляя у читателя приятное ощущение того, что его надежды не обманули. Прекрасное знание автором исторического материала подчёркивается намеренными юмористическими анахронизмами: такими, как особый монашеский способ передвижения, именуемый «стой-телега», или песнь благородных бандитов-народных заступников о последнем решительном бое, в котором старый мир должен быть разрушен до основания.

«Овернский клирик» сочетает два важных качества, которые, увы, нечасто дружат у отечественных авторов: увлекательный, динамичный сюжет, с одной стороны, и хороший язык в сочетании с серьёзной «матчастью» - с другой. Хочется верить, что такой качественной беллетристики в дальнейшем будет всё больше и больше.


multivelt

Браво!

Порясающий язык и чувство стиля. Получила большое удовольствие. Обычно не пишу отзывов, но тут так удивилась, что не смогла удержаться. Советую!

Clevercat

Великолепно!

Прочитала с огромным удовольствием! Сюжет динамичен, захватывает внимание. Главные герои хороши. Мораль и глубокий смысл присутствуют, но не навязчивы. Замечательные исторические подробности позволяют погрузиться в 15 век, но их, а также богословских цитат как раз в меру, так чтобы читатель не заскучал. Возможно стиль близок к Б.Акунину, или просто это сравнение возникло в силу того, что современных авторов, способных увлекательно писать в исторических декорациях, раз-два и обчелся, собственно. Это произведение достойно всяких похвал. С удовольствием буду ждать продолжения работы автора именно в этом жанре.

synee_oblako

12-й век, Франция, где ещё помнят, что на севере, в Нормандии живут потомки викингов, но теперь главным врагом являются уже сарацины, где крестовые походы лежат неизгладимым отпечатком на душах отцов, а костры Инквизиции будут отражаться в глазах их потомков. До ведьминских процессов ещё далеко, этим будут больше заниматься в Новое время, пока ещё не ясно, верить ли вообще в существование какой-либо магии или это противоречит церковным канонам. А вот катарам, альбигойцам и прочим еретикам уже совсем скоро станет несладко. То время не терпело инакомыслия, отличий и собственного мнения: если ты крестишься не так, как решено на последнем Соборе, веришь в не то и думаешь не так - покайся перед Святым Обвинением и сгори.

На фоне этого излома эпохи, когда Церковь, повоевав с неверными за Гроб Господень, развернула оружие против сект и учений у себя внутри, отцу Гильому, монаху из Сен-Дени поручено расследовать дело о колдовстве, в котором он может разобраться чуть больше, чем остальные. От его выводов зависит многое, хотя он лишь пешка в большой игре, которая зажжёт костры по всему христианскому миру. Но это всё глобальная политика, а отца Гильома будут занимать в большей степени другие вещи: роман начинается как детектив, приправленый щепоткой юмора, драмы, психологией, и извечными вопросами, которые только подаются через теологические рассуждения, на самом деле, выходя за рамки религии. Мистика же появляется позже.

Два больших плюса книги - персонажи и язык. Отец Гильом - бывший крестоносец, рыцарь, дворянин, опровергающий то, что такие роли могут быть бывшими. Прошлое является к нему в снах, в мыслях, в его душе всё ещё живёт мирянин, он всё ещё может противопоставить разбойникам не только проповедь, но и оружие, помнит, как организовать оборону замка и как поддержать своих солдат. Люблю всю эту тему соблазна вернуться к себе прошлому, невозможности вытащить из себя свою суть. И высшая стойкость Гильома в том, как он, поддаваясь порывам, когда это необходимо, может загнать их снова обратно.

Отец Пётр - живая, яркая фигура. Монах из бывших крестьян, которые тоже не бывают бывшими в полной мере: знание, отношение к миру и к людям, всё это он унёс с собой, и однажды оно ему пригодится, потому что составляет его силу. Ну а его проблемы с латынью, неправильное спряжение глаголов, неудачи и успехи в постижении этой науки - выразительная деталь, которая придаёт образу объём.

Отец Ансельм - тёмная лошадка, которую грызут собственные демоны, который уже не мирянин, но ещё не монах. В нём кипит злость, ярость, язвительность и дурость молодости - непередаваемый коктейль. Что у него на уме, кто он сам, куда ведёт его дорога - тайна, вероятно, даже для него самого. Лучше всего о нём сказано в самой книге: "Очень красивый мальчик. И очень злой". Кому как не отцу Гильому, в миру графу Андре де Ту, понять и посочувствовать?

Очень интересно было наблюдать за взаимодействием этих трёх героев, за встречей характеров, беззлобным подначиванием или уже настоящими конфликтами. За тем, как отец Гильом на правах наставника пытается и воспитать, и не задавить авторитетом, и держать в рамках, и дать каждому его свободу одновременно... За почти отеческим покровительством и почти сыновьей преданностью.

Язык - в моём вкусе. Красивый, в нём чувствуется персонаж, с чьей точки зрения ведётся повествование. Плавный, с иронией, снисходительностью к мелким людским порокам, вдумчивостью. Плюсом к тому историчность, много мелких деталей, которые не в первой статье из Википедии взяты, в которых чувствуется, эпоха, а не маскарад. И скорее даже всё это вместе с персонажами, а не сюжет стали теми факторами, за которые хочется причислить книгу к трём лучшим за 2022-й, которые хоть как-то спасают в целом не очень удачный в том числе в книжном плане год. Овернский клирик прошёлся по моим любимым темам и подарил несколько вечеров отличного чтения с огромным удовольствием - за это ему и спасибо.

Этим вечером случилось страшное – брат Гильом на несколько минут исчез, а из мертвого мрака забытья воскрес граф де Ту – задира и весельчак, который просто удовольствия ради перерубил бы всех этих придурковатых увальней. Перерубил – а потом долго чистил бы меч, оскверненный кровью мужланов. Я вовремя загнал мертвеца в небытие, но он был готов вернуться…

IRIN59

События, описываемые в книге, разворачиваются в 12 веке во Франции, во времена правления Людовика 6 - внука королевы Анны (да, той самой), после первого крестового похода. В тексте упоминается пара-тройка исторических имен, но они показаны более фоном, нежели действующими лицами. Поначалу все происходящее напоминает исторический детектив, но постепенно сползает в мистику. При чтении у меня возникли ассоциации не с известным произведением Умберто Эко - Имя розы , а скорее с трилогией Анджея Сапковского - Сага о Рейневане . Их объединяет как мистическая тема, так и, поднимаемые вопросы о вере (истинной и мнимой), свободе и мечте о всеобщем равенстве.

Оставьте отзыв