Read the book: «Тюркские народы. Языки, народы, миграции, обычаи»
© Андрей Тихомиров, 2018
© Сергей Сметанин, 2018
ISBN 978-5-4490-7992-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Миграции тюркских народов
Из-за действия закона неравномерного развития, различные народы развивались неритмично, неодинаковы для разных народов и хронологические грани, отделяющие период феодализма от периода рабовладения, а также период первобытнообщинного строя. Например, в Китае раннефеодальный период продолжался примерно до VIII в. н. э., в странах Передней и Средней Азии – приблизительно до IX в., в большинстве стран Западной Европы – до XI в. Период развитого феодализма закончился в странах Западной Европы в XV в. С конца XV – начала XVI в. здесь начался позднефеодальный период. Конец средневековья, конец феодальной эпохи и начало перехода к капиталистическому развитию во всемирно-историческом масштабе датируется обычно серединой XVII в. – победой буржуазной революции над силами феодализма в Англии. Английская буржуазная революция середины XVII в., а позднее, французская революция конца XVIII в. утвердили новый для того времени общественный строй – капитализм. Так определяются хронологические рамки средневековья – той эпохи в истории человечества, когда феодальные отношения являлись господствующими. Вместе с тем, говоря о периодизации всемирной истории, нельзя не учитывать того обстоятельства, что, несмотря на определяющую роль феодального способа производства, феодальные отношения и в эту историческую эпоху были распространены не везде. Племена и народы Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки продолжали жить в условиях первобытнообщинных или рабовладельческих отношений.
В процессе развития тюркских языков и народов – их носителей, образовались диалекты и языки, характеризующиеся, с одной стороны, сходством – как следствием единства их происхождения, а с другой – различиями, которые объясняются распадом общего тюркского языка-основы сначала на диалекты, а затем на обособленные языки и группы языков. Тюркские народы формируются на обширном пространстве в районе Алтайских гор и взаимодействуют с другими языковыми группами народов: монгольской, тунгусо-маньчжурской и тибето-китайской. Само слово «Алтай» восходит к тюркскому слову «алтын» – «золото», по-монгольски «алт». «Алтан тобчи» или «Алтан товч» («золотая пуговица», или «золотой свод») – монгольская летопись XVII века. Алтай издревле знаменит своими богатыми месторождениями полиметаллов, железной руды, ртути, а также золота.
Мартынов А. И. в книге «Археология СССР» пишет (с.212—213): «Тюрки Алтая подчинили различные по своему происхождению племена и народы, в том числе и нетюркские. Власть, как указывают письменные источники, была сосредоточена в руках племенной знати, скопившей огромные табуны скота, награбленное имущество и имевшей в своем хозяйстве рабов. Во главе этого феодально-патриархального объединения стоял каган. Однако у алтайских тюрок и подчиненных им народов продолжала оставаться родоплеменная, во многом еще первобытная общественная организация и не сложились еще классы в современном понимании. Государство было всего лишь непрочным объединением родственных племен с одинаковым развитием хозяйства.
История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна в основном по археологическим и письменным источникам. Основными археологическими источниками являются погребения и обнаруженные в них вещи. В это время распространяется обычай погребать человека вместе с конем и сбруей для верховой езды. В долинах Горного Алтая раскопаны небольшие каменные курганы, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы. В эти ямы клали вытянуто на спине погребенных. Рядом с погребенным хоронили коня. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, а вокруг располагались могилы погребенных с ним воинов или рабов. Бедность последних резко подчеркивает богатство центральной могилы. Наряду с этим встречаются большие курганы. Погребения в них отличаются богатством инвентаря и сложностью погребального ритуала. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегородками покоились скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте и на р. Ур в Кузбассе».
Проникновение скотоводы – тюркоязычные предки якутов на территорию современной Якутии шло из Прибайкалья в течение длительного времени, начиная с VI – X вв. н. э., когда на Ангаре и Лене жили курыканы (это так называемая Курумчинская культура). Однако было и дотюркское население здешних мест. Древнейшее поселение железного века найдено на р. Ююкэ ниже Якутска. Самобытная культура раннего железного века Якутии представлена поселениями около с. Мухтуя выше Олёкминска и Сиктяха в низовьях Лены. Население занималось охотой и рыболовством. Якутский народ сформировался на Лене в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племён. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на среднюю Лену только в XIV – XV вв. Некоторые локальные группы якуты, как, например, якуты-оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов. В общественном быту якутов оставалось много пережитков родового строя, сохранялась родовая месть. В антропологическом отношении якуты принадлежат к центрально-азиатскому и к байкальскому типам монголоидной расы. По месту обитания, культурно-бытовым различиям якуты делятся на ряд локальных групп – амгино-ленских, вилюйских, олёкминских, верхоянских, северных. В хозяйстве и материальной культуре якутов преобладают черты, сходные с культурой скотоводов Центральной Азии, но имеются также и северные таёжные элементы. В 20-х гг. XVII в. якуты были включены в состав Русского государства, что ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В то же время якутские народные массы стали подвергаться жестокому ясачному гнёту, грубым притеснениям со стороны царских чиновников, купцов и скупщиков пушнины.
Европа, Азия и северо-восточная Африка в середине V века. Вкладка. Всемирная история, под ред. Н. А. Сидоровой, Госполитиздат, М., 1957
Многие из народов развивались от первобытнообщинного строя к феодализму, рабовладельческая стадия общественного развития у них была несколько изменённая. По такому пути развития пошли, например, в Европе западные и восточные славяне, а также большая часть германских племён (на территории между Рейном и Эльбой и в Британии), а в Азии – корейцы, ряд тюркских племенных объединений, монголы. Однако, при всём различии путей, какими те или иные народы переходили к феодализму, при всех особенностях процесса складывания феодального общества, зависевших от конкретно-исторических условий, основное содержание этого процесса было одним и тем же. Во-первых, свободная сельская община разлагалась. Общинная собственность на землю и выделившаяся из общины индивидуальная крестьянская собственность, а также различные виды античной земельной собственности (там, где существовал рабовладельческий строй) переходили в руки знати. Создавалось крупное феодальное землевладение, возникала феодальная собственность на землю. Во-вторых, свободные крестьяне-общинники, а также несвободные земледельцы – рабы и колоны, сохранившиеся от рабовладельческого общества (там, где оно имелось), превращались в феодально зависимых крестьян; устанавливались различные формы их зависимости от феодалов. При этом крестьянская сельская община превращалась в крепостную, подчинённую феодалам или феодальному государству. Но определённые формы, традиции и порядки общинной организации, унаследованные от предшествующей эпохи, сохранялись и играли важную роль в хозяйственной, социальной и политической жизни феодального общества.
По мере развития феодального способа производства и его укрепления пережитки рабовладения и первобытнообщинного строя вытеснялись или же подчинялись новым производственным отношениям. Наиболее быстрое разложение и полное подчинение дофеодальных укладов феодальным производственным отношениям имело место в западноевропейских странах, особенно в Италии и Франции. В феодальных же обществах Передней и Средней Азии, Северной Африки и Индии рабовладельческий уклад сохранялся в течение длительного времени и при феодализме, по крайней мере в раннефеодальный период. Длительное сохранение рабовладельческого уклада характерно и для феодального общества Византии. Рабовладельческий уклад в странах Востока сохранялся дольше и играл большую роль, чем в западноевропейских странах потому, что страны Востока не знали столь полного и интенсивного развития рабовладения, какое имело место в западной части Римской империи, где рабский труд почти полностью вытеснил труд свободных. Поэтому кризис рабовладельческого строя на Востоке не был столь острым, как в Западной Римской империи, и не имел своим последствием относительно быструю и полную ликвидацию рабовладельческих отношений.
Для стран, пришедших к феодализму через рабовладельческий строй (например, для Китая, Индии, Ирана – в Азии, для Италии, Франции, Испании – в Европе), переход к феодальным отношениям означал новый шаг и в формировании народностей, начавших создаваться ещё в древности. Для стран, пришедших к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя (например, в Европе – для Германии, Англии, Скандинавских стран, России, Чехии, Польши, на Востоке – для некоторых тюркских племён), процесс образования народностей из племён и племенных объединений начался вместе с развитием феодализма. У ряда племенных групп и объединений в Европе и Азии (например, у монгольских и некоторых тюркских племён) начало этого процесса относится к сравнительно позднему времени, к XI – XIII вв.
Предки современных турок – кочевые огузские племена впервые проникли на территорию современной Турции из районов Средней Азии, а ранее из Алтая, в XI веке. Крупнейший правитель турецких племён Осман-бей (правил около 1281—1324 гг.) фактически и стал основателем Османской (Оттоманской) империи. Миграция древних огузов упоминается у арабского географа аль-Адриси (XII век), который, в своем сочинении «Развлечение истомленного в странствии по областям» или «Книга Рожера», со слов одного из путешественников, описывает район Южного Урала, где упоминает реку Рузу (финно-угорское название реки Яик, ныне Урала): «… это река называется Руза. Это большая река, через нее переправляются на барках… Впадает (в нее – автор) большая река, текущая с севера от этой реки с больших гор, отделяющих страну гузов (огузов – автор) от страны басджиртов (башкир – автор)…». А гузы (огузы) – предки турок, туркмен, азербайджанцев, гагаузов и каракалпаков. Википедия: «Книга Рожера (араб. «ал-Китаб ар-Руджжари», лат. Tabula Rogeriana, полное название «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак», что переводится как «отрада страстно желающего пересечь мир») – комментарий ал-Идриси к карте известного в его время мира в виде серебряной планисферы на бумаге, над которым он работал в течение 18 лет при дворе сицилийского короля Рожера II. До наших дней дошли три манускрипта XIV – XV веков с книгой Рожера, из них два – в Национальной библиотеке Франции и один – в Бодлианской библиотеке Оксфорда».
Огромное влияние на передвижения народов оказывают рост народонаселения и изменения климата. Появление все новых и новых людей рано или поздно приводит к сокращению ресурсов данной территории и вынуждает многих снимать с насиженных мест в поисках жизненного пространства. Люди переезжали в другие места и из-за того, что климат становился холоднее или суше. Например, некоторые ученые считают, в частности Вернер Штейн, что в очень древние времена шумеры пришли в Месопотамию из Центральной Азии. Они, судя по их религиозным обычаям, были выходцами из горной местности, а шумерский язык: сходен с алтайской группой языков. К тому же пиктографическое письмо, зародившееся в Месопотамии, основывается на древних алтайских языках. Как считает академик РАЕН Николаев В. В., около 4 тысяч лет назад племена индоевропейцев, или тогда еще ариев, покинули свою родину в современной южной России. Некоторые из них двинулись к югу на земли, ныне находящиеся в границах Ирана, и далее в Индию. Другие переселились в Анатолию (территория современной Турции, «Анатолия», по-турецки «Анталия», происходит с греческого слова «восток», эта территория Малой Азии находится на восток от Греции), а также в зону «Плодородного Полумесяца». В эпоху оледенения и последующего затопления Средней Азии, вплоть до Средиземного моря, талыми водами в течение нескольких тысячелетий наиболее пригодным местом для возникновения древних цивилизаций оказался Ближний Восток, так называемые земли «Плодородного Полумесяца». Но к IV – III тыс., до н. э. в здесь становится уже тесно, по мере наступления потепления на земле районы оазисов сужаются. Также сужаются, превращаясь в песчаные пустыни, и травянистые пустыни для кочевий. К этому времени Центральная Азия освобождается не только от последствий таяния ледников, но уже здесь вырастает трава. Посередине Евразийского континента образовываются прекрасные условия для зарождения и развития кочевых держав с элементами оседлости. С III тыс. до н. э. до VII века до н. э. происходит волнами великое переселение народов с Ближнего Востока в Центральную Азию, Индию. На Южном Урале (Челябинская и Оренбургская области, Башкортостан, Северный Казахстан) находится знаменитая археологическая культура, включающая десятки схожих памятников древности, получившей название по самому известному поселению – Аркаимская культура (по Аркаиму в Челябинской области). В Оренбургской области такое поселение найдено у поселка Аландск, название восходит к аланам – ираноязычным племенам сарматского происхождения, кавказские аланы (по-старорусски – ясы) – предки осетин.
Аркаим представлен гигантским колесом диаметром 180 метров с двумя кругами мощных стен: внешним и внутренним. Особенно внушительна внешняя стена пятиметровой толщины, сложенная из грунта и имеющая внутреннюю галерею. С внешней стороны вокруг стены был вырыт глубокий ров. Внутренний ров перекрыт бревенчатым настилом, возможно представлял ливневую канализацию. От стен по направлению к центральной площади располагались жилища. Эти дома были довольно велики: до 20 метров длиной и более 6 метров шириной, где, по подсчетам специалистов, могло размещаться до 50 человек. В каждом доме находились очаги, колодцы, ямы для хранения продовольствия, комнаты для отдельных семей. Пол был покрыт твердым слоем известкового раствора. Всего поселение вмещало до двух с половиной тысяч человек. У обитателей было много скота, особенно лошадей – стройных, тонконогих, быстрых, впрягаемых в боевые колесницы, эти древнейшие «танки» евразийских степей. Высокой степени совершенства достигло производство изделий из бронзы. Полагают, что они отсюда расходились по очень отдаленным местам.
Большинство ученых считает, что это древние арии, индоарии, то есть народы иранской группы языков.
Открытие памятников подобного типа вызвало дискуссию о том, что собой представляли эти сооружения. Одни исследователи считают, что это караван-сараи – крепости, в которых укрывались на ночь караваны с медной рудой из богатого Таш-Казганского месторождения. В качестве аргументов указывается то, что они расположены в две вытянутые с севера на юг цепочки на расстоянии около 50 км друг от друга, то есть одного дневного перехода. Другие утверждают, что это религиозные центры, в которых постоянно жило несколько сот человек: жрецы, ремесленники и охрана, а остальные приходили сюда на религиозные празднества из сельской округи. Третьи называют их культовыми храмами древних ариев, подобными описанным в древнеиндийском эпосе «Авеста».
По одной из гипотез древние арии совершили гигантское перемещение из южно-уральских степей через Южную Украину, Балканский полуостров до Микен, а затем в Иран и Индию. Возможно, что именно они принесли в Микены и Малую Азию культуру коневодства, неизвестную там ранее, искусство изготовления и применения боевых колесниц.
В первом тысячелетии до н. э. и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» – собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей.
The free sample has ended.