Book duration 19 h. 20 min.
2013 year
Время секонд хэнд
About the book
Светлана Алексиевич «Время секонд хэнд» – завершающая книга знаменитого цикла «Голоса утопии» от лауреата Нобелевской премии по литературе.
«У коммунизма был безумный план, – рассказывает автор, – переделать „старого“ человека, ветхого Адама. И это получилось… Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип – homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его „совком“. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он – это я. Это мои знакомые, друзья, родители».
Монологи, вошедшие в книгу, десять лет записывались в поездках по всему бывшему Советскому Союзу.
Пресса о книге:
«Алексиевич создала особый жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается История двадцатого века. Во „Времени секонд хэнд“ Алексиевич прощается с советским временем, „с той нашей жизнью“.
Наталья Ломыкина, «Forbes.ru»
«Перефразируя Флобера, который называл себя „человек-перо“, писательница говорит о себе, что она – „человек-ухо“. Однако „Время секонд хэнд“ – это не модный сегодня вербатим <…> Алексиевич заявляет о себе и как собеседник, наводящий вопросами на нужный разговор, и как автор, в чьем сознании эти разрозненные рассказы не просто превращаются в свидетельство о времени, но становятся исследованием характера, сознания и нашего современника, и человека вообще».
Татьяна Морозова, «Знамя»
Внимание! Фонограмма содержит нецензурную брань
© Светлана Алексиевич, 2013
© «Время», 2013
Запись произведена Продюсерским центром «Вимбо»
©&℗ Продюсерский центр “Вимбо”, 2019
Продюсеры: Вадим Бух, Михаил Литваков
Двойственное впечатление от книги. С одной стороны, здесь детальная правда об СССР, перестройке, о том, как преломлялись в судьбах людей новые реалии России. Это, безусловно, надо читать, переживать, знать, думать об этом. С другой стороны, в книге присутствует много монологов маломыслящих людей, которые жалуются, а не анализируют свои установки и ошибки, это нагоняет тоску.
Milada, Вся русская классика и картины в том числе трагичны. Мир наполнен трагедиями, даже если есть достаток и относительно мирная жизнь.
По-моему, произведение повествовательное в пересказе разных героев. Взгляды людей на собственную жизнь в СССР в приломлении автора. Для будущих поколений.
Страшная книга. Слушаю маленькими кусочками, минут по сорок – больше не могу, трясти начинает.
Но читать нужно, без этого невозможно понять, что происходит. Вся эта тоска по величию, огромной армии, чужому страху. Уму непостижимо! А ведь сидит в людях, во многих сидит. Даже после того как постсоветская нищета сменилась благополучием, державный зуд остался.
Какую страну потеряли! Помню я эту страну, унылая, серая без элементарных бытовых удобств. Зато победа во второй мировой! Зато космос! Да мы вышли в космос, более того, полетели первыми, но не единственными же, черт побери! Никто не собирается забывать, что было, напротив надо вспоминать и осмысливать. Осмысливать, а не романтизировать!
Мы не можем жить, не умеем, более того, считаем это стыдным. Спасибо поэту Маяковскому, клеймившему мещанство, Достоевскому с его народом-богоносцем и, разумеется, советской пропаганде, с ее мечтами о городе-саде.
Я думала, что пропаганда рухнет вместе со страной, что мечты о городе-саде поблекнут, когда увидят какие города построили эгоисты-прагматики из США, Сингапура, Европы и Японии. Нет, жив курилка.
Так и хочется схватить этих ностальгирующих за шкирку и ткнуть носом в путеводитель по какой-нибудь Швейцарии – смотрите, вот тут построили будущее, в которое вам рисовали идеологи. Без войн построили, без концлагерей и тотальной экономили на строителях этого самого будущего. Смотрите, чтоб вас, и учитесь!
Ещё неплохо бы Адама Смита почитать, он подробно объяснили, что булочник хочет не накормить соседей, а заработать, однако, делает и то, и другое. Тысячи булочников, мебельщиков, швей, механиков, программистов, водителей и парикмахеров делают жизнь в стране комфортной. Так ли бессмысленна их жизнь? Почему нельзя жить тем, что делаешь жизнь сограждан лучше и лучше? Чтобы дети жили лучше, чем мы, а внуки ещё лучше? Почему мы не мечтаем о лучшей доли для нас самих?
Очень жизненная книга. Не важно, кто будет у власти – коммунисты или капиталисты. Всё равно будет проблема богатых и бедных. Самое главное – быть нормальным человеком.
Очень длинная, скучная и однообразная книга на сомнительную тему. Так что если вам хоть немногим меньше лет, чем 90 то определённо не рекомендую тратить своё время
Это не просто книга, а энциклопедия боли, которая оформлена в качестве документального или псевдо-документального повествования множества людей о современном периоде: с восьмидесятых до примерно 2010 года, и от этого само восприятие жизни тем более ужасает, поскольку, как бы мы ни относились к «Красному колесу» или «Ивану Денисовичу», это всё равно будут художественные произведения, подверженные фантазии великого автора.
Здесь же повествование напоминает серию постов в Фейсбуке, просто как лента новостей, из которых ты читаешь каждую, и они передают воспоминания людей, вне зависимости от их образа мыслей и политической ориентации – это целый калейдоскоп мыслей, ощущений, слов и узел эмоций, который всё больше запутывается ближе к концу. По всей видимости, и смотрит на эту книгу любой человек, как на собственное отражение, и, в зависимости от своей жизненной позиции, следует и интерпретация.
Признаюсь честно, где-то в середине книги ты довольно быстро устаёшь от такого однообразного повествования, поскольку здесь постоянно боль, боль, боль… Однако, если делать паузы по главам или разделам, как всё повествование здесь и рассортировано, то получится разделить это на равномерные сегменты, с тем чтобы не повредить свою психику и выйти из подобного экспириенса вполне здравомыслящим человеком.
Книга написана совсем не для удовольствия или развлечения, это фактически приговор целому поколению или народу, живущему в пределах довольно узкой географической локации, занимающей одну шестую часть суши, вне зависимости от её политического именования в конкретный момент. Я не могу сказать, что эта книга хорошая – она хороша ровно настолько, насколько хорош «Архипелаг ГУЛАГ» – более того, она идеологически является будто бы его продолжением, просто написанным в более понятной форме и о более поздних событиях.
Мнение людей со всей страны, по которым проехал как советский каток, так и колёса перестройки, последствий гайдаровских реформ и на чьих руках закрутились гайки Лукашенко и Путина. Но мы потому и называемся людьми, что способны не только уничтожать себе подобных, но и сопереживать, любить, жить и дышать полной грудью, несмотря ни на что. Мы способны думать, творить и не быть молчаливым стадом, даже если тех, кто это стадо покидает, всё равно ждёт смерть от руки пастуха. Гораздо хуже признать, что этот пастух всё же есть, и попытаться ужиться именно с этой безысходной мыслью
Сейчас времени на чувства ни у кого нет – все деньги зарабатывают.
Все сегодня хотят говорить, но никто друг друга не слышит…
В войну много чего узнаешь… Нет зверя хуже человека. Это человек человека убивает, а не пуля. Человек человека…
Я хотела бы говорить… говорить, но не знаю с кем. О чем? О том, как мы были потрясающе счастливы! Сейчас я в этом абсолютно убеждена. Росли нищими и наивными, но об этом не догадывались и никому не завидовали.
Только их жены знают, что такое было жить с победителями. Мама часто плакала, когда папа вернулся. Победители
входили в нормальную жизнь годами.
Reviews, 63 reviews63