Book duration 10 h. 51 min.
Шарлотта Лёвеншёльд
About the book
Мировая классика! Семейная сага длиной в несколько эпох. Вершина творчества лауреата Нобелевской премии по литературе Сельмы Лагерлёф в переводе на русский язык Сергея Штерна. Вторая часть «Трилогии о Лёвеншёльдах». Потомок рода Лёвеншёльдов Карл-Артур, человек одарённый, но эгоистичный, получает должность в пасторской усадьбе. Там он влюбляется в умную и трудолюбивую дочь местного пастора Шарлотту, и делает ей предложение. Но попытавшись выставить себя в лучшем свете и поверив чужой лжи, Карл-Артур уничтожает счастье собственными руками, в то время как Шарлотта безуспешно пытается его спасти его из сетей интриг.
Как и у многих мое первое знакомство с творчеством Сельмы Лагерлеф это «Путешествие Нильса с дикими гусями». Далее ко мне попадают «Сказки о Христе». Т.к. обе книги великолепны, начала интересоваться другими произведениями этого автора. «Шарлотта Левеншельд» вторая книга трилогии – очень хороша!!! Неспешное красочное повествование о взаимоотношениях между людьми с вкраплениями необыкновенно живописных описаний природы, язык просто музыкален!!! А множество, как бы между прочим сказанных, фраз могут украсить любой сборник афоризмов:
"…настоящую искренность ни с чем не спутаешь. И как всегда, когда человек говорит от души он привлекает сердца всех и состоятельных господ и бедняков из затерянных в лесах хуторов. Впрочем, есть люди умеющие казаться искренними. Когда они достигают в этом большого искусства из них получаются политические деятели, ведущие свои страны к большой беде."
На первый взгляд кажется, что для жанровой атрибуции этой книги трилогии лучше всего подходит словосочетание "любовный роман". И ведь все для этого есть, да ещё и с запасом! Если перечислять, сколько всего амурного уместилось в скромный объем нашей книжечки, то получается абсолютный мрак. Тут тебе и фиктивный брак, и разрыв помолвки, и весёлое торжество бракосочетания, и жаркие примирения, и внезапные ссоры, и любовь двух женщин, и любовь между двумя женщинами (акварельно, но вероятно), и любовь замужней к обрученному, и безответная любовь, и сватовство к первой встречной… И это так, навскидку. Однако удивительным образом вся перечисленная пестрота под пером Лагерлёф оказывается старым добрым классическим романом, в основе которого многолетнее наблюдение за человеческой природой, выразившееся в реалистичных и живых характерах персонажей, в повествовании автора, пронизанном доброй иронией, жалостью и пониманием тяжести бремени страстей человеческих. У меня ничто не вызвало ни малейшего ощущения нарочитости, ложности, вычурности. Если что-то и было непривычное для взгляда из нашего времени, то это всегда могло быть оправдано законами жанра или временем жизни героев. У Лагерлёф удивительно ладный, стройный, лёгкий слог. В повествование органично вплетены литературные и документальные источники, предания, обычаи, быт, исторические практики тех веков (например: история сватовства и последующией коллизии взята из дневниковых записей настоящего пастора, детский аукцион - реальность Швеции тех лет). Для меня этот роман не только о всепобедительности любви во всех её формах: от святой до очень неприглядной, но также и о том, как легко поддаются манипуляции неуверенные в себе люди. Смотрю, у многих подгорало от Карла-Артура, но, кажется, что он весьма реалистичный и интересный персонаж. Нарцисс, самооценка которого неусточива и зависима от одобрения окружающих: будь то баронесса Экенстедт, Тея Сундлер, Шарлотта или же Понтус Фриман. Он находит себя, обретает силу и уверенность, только поверив в собственную богоизбранность. Выразительна сцена, когда Карл-Артур мучительно ищет оправдание собственной жестокости к матери и успокаивается, переложив отвественность на других. Он не может признаться в своей неправоте даже самому себе, а значит, и избежать ошибок в дальнейшем. Еще бы, разве может исключительный, уникальный и самый лучший человек сделать что-то неправильно? Именно поэтому он предпочитает не замечать реальность, живя в собственном идеальном "христианском" мире, вырваться из которого ему просто невозможно.
Продолжение Сельма Лагерлёф - Перстень генерала . Уже не сказка, не роман про бродячего призрака и его его злонамерение вернуть своё. Скорее, женский любовный роман.
Интересная коллизия с центральным героем юношей-пиетистом, странным молодым человеком, окружённым сонмом обожающих его женщин разных возрастов и сословий. Что не удивительно, каждая из этих женщин, готова жертвовать собой ради его благополучия и его блестящего будущего. Но каждая из них всё-таки трезво оценивает свои возможности и степень унижения, которую готова претерпеть. Разум женщин не порабощён любовью окончательно. Герои и героини у автора интересные и многогранные, хотя, на мой вкус, излишне прямолинейные. Карла-Артура, того самого юношу-пиетиста перманентно хотелось придушить вообще, а он, собака такая, вдруг возьми да выдай мысль о том, что люди бога любят неправильно: любят не его самого, а то, что он создал (И ведь прав! И ничего не меняется - потребительское отношение к богу - дай бог, да не дай бог - никуда не делось. И хуже того - превознесение до уровня бога человека обычного - вообще примета времени. Не то, чтобы мне было обидно за бога, скорее, непонятна такая экзальтация по отношению к человеку), или возьмёт на попечение десять сирот - поступок настолько нехарактерный для избалованного и эгоистичного человека, что усомнишься, а точно ли он такой, каким описан, уж не скрывает ли он глубин и высот духа за маской высокомерного морализаторства? А в другую секунду он уже незаслуженно обижает мать, безусловно верит сплетням, отвергает невесту... В общем, все от Карла-Артура натерпелись и ещё терпеть придётся. Целую третью книгу цикла))
(В качестве характеристики героя /блин, опять я про Карла-Артура, хотя должна была бы о Шарлотте говорить/, очень показателен торг с богом: я возьму себе в жёны первую, кого встречу на дороге, это будет не мой выбор, а выбор бога! Даю слово! А нет, вот эту не возьму, она гулящая, пусть не выходит на дорогу. Ой, и вот эту нищенку, обременённую девятью малолетними братьями и сёстрами тоже не надо! Эта что ли? Коробейница? Забитая? Покорная? Красавица? Ну, ладно, заверните!)
В этом романе мистики так мало, а реализм так хорош, что он напоминает романы Джейн Остен. Только тут больше динамизма, волнения и смелости, чем у Остен, но в то же время столько же остроумия, психологизма, и гораздо меньше уверенности, что все будет хорошо. Очень странно, что у мастера около мистической прозы так много сходства с мастером прозы реалистичной. Наверное, потому, что и та и другая авторы пишут о нравственном совершенствовании и очень важных нюансах в понимании добра и зла, когда одно бывает сложно отличить от другого.
Что могут значить человеческие желания? Если женщина и пальцем не пошевельнет, чтобы сблизиться с тем, по ком тоскует, а только втайне желает этого, толку от этого не будет.
Остается только удивляться, каким образом такая своенравная, умная, задорная девушка, как Шарлотта, могла влюбиться в самовлюбленного зануду с кучей "тараканов" в голове, помощника пастора Карла-Артура. Он даже шутку не может понять, везде видя коварство, ложь и лицемерие. Карл-Артур, конечно, красавец и оратор прекрасный. Но упиваясь собственными возвышенными мыслями, он и в грош не ставит любящих его людей. Сколько раз он унижал и окатывал презрением ту же Шарлотту, поверив клевете. А когда удостоверился, что это неправда, вовсе не поспешил с извинениями, а рассказал о ее чувствах во время проповеди, выставив на всеобщее посмешище. Шарлотте просто повезло, что она, хотя и не совсем по своей воле, вышла замуж за нормального человека — доброго, с чувством юмора, да, к тому же, богатого.
Reviews, 7 reviews7