И сразу спешим предупредить, что «Неизвестная» Гончарова ничего общего не имеет ни с той, что на картине Крамского, ни даже с «Незнакомкой» Блока, и ни с какой другой.
И хотя речь идёт о хорошо изученной эпохе – первой половине 20-го столетия, и вроде бы мелькают на страницах тоже хорошо известные не только учёному миру имена (Бехтерев, Блюмкин-Исаев, Барченко, Джугашвили, Дуров и т. д.), а вот почему-то во время чтения не раз хочется воскликнуть что-то типа: « Ну, ни фига себе!»
Автор предлагает слушателям заглянуть в далёкую реальность не через замочную скважину, не через узкую щель в портьерах, так сказать, одним глазом. А нам предложено, словно в шапке-невидимке, совершить телепортацию в описываемое время.
Вот именно такое ощущение твоего незримого присутствия в Том месте и в Том времени возникает во время прослушивания романа, будь то продуваемая всеми ветрами улица Петрограда, тамбур поезда или столовая писателя Барченко. А мастерски подобранное звуковое оформление невероятно усиливает иллюзию твоего присутствия и сопричастности происходящему.
Интересным решением автора считаем приём, когда он делится своими размышлениями о жизни, вкладывая их в монологи некой вагонной попутчицы. Ими перемежается повествование, и, по сути, они являются такими своеобразными эпиграфами к последующему изложению событий.
Не спешите отмахнуться, мол, это очередная мистификация и спекуляция на историческую тему. Поверьте, история намного интересней, нежели её пытаются представить в официальных учебниках, и таит такие парадоксы!
Но к чести автора, надо отметить его всестороннюю эрудицию и очень уважительное обращение с документами, лёгшими в основу повествования. Тебя совершенно не коробит от того бесцеремонного, панибратского отношения к фактам, свойственного некоторым «историкам». Ничего подобного в этом романе нет!
И «неизвестная», оказывается, скорее всего, символом, метафорой всего того, что не подвластно пониманию средних человеческих умов. Некой абстрактной категорией, аналогичной, например, понятиям «постоянная» или «переменная».
В качестве эпилога – чудеса существуют, они рядом с нами, невзирая ни на год, ни на век. И им плевать, верите вы в них или нет.
Reviews
4