Действие происходит в деревушке на севере Швеции, на границе с Финляндией, в 1960-е годы. Жители ее ощущают себя недо-шведами и недо-финнами («Мы говорили с финским акцентом по-шведски, хотя не были финнами. Мы говорили со шведским акцентом по-фински, хотя не были шведами») и особых радостей в жизни не видят. Они ведут хозяйство, виртуозно пьют, бьют детей и жен, ходят в баню и дерутся друг с другом по любому поводу. У детей в этом враждебном месте жизнь такая же беспросветная – но понемногу, по мере взросления, в эту жизнь просачивается рок-н-ролл.
Учитывая такой безрадостный расклад, грустной книгу никак не назовешь. Больше всего она напоминает такие пьяные байки у костра, когда участники попойки становятся, с одной стороны, обезоруживающе искренними и откровенными, а с другой – перестают различать фантазию и реальность. Выходит одновременно очень смешно и мрачно, отталкивающе-реалистично и простецки-грубовато (будьте готовы: за каждым сколь-нибудь поэтическим описанием природы обязательно следует упоминание члена или иных физиологических деталей).
Во время чтения я и смеялась в голос, и морщилась от отвращения. Но главное, мне хотелось записывать в цитатник целые страницы из этой книги, зачитывать отдельные куски вслух и рассылать знакомым – настолько мне понравилось переданное в них настроение.
В целом, мне кажется, судьба этой книги для каждого читателя решается уже после пролога, ну максимум первой главы: вы или закроете ее, отплевываясь, или не сможете оторваться до самого конца.
Reviews
12