Стратегия для России. Образование

Text
Read preview
Mark as finished
How to read the book after purchase
Font:Smaller АаLarger Aa

2.2. Состояние образования по уровням системы образования[7]

Дошкольное образование. Обеспечение раннего развития детей в современном обществе является основополагающим трендом в образовании. Вместе с тем по этому показателю Россия опережает или находится на высоком уровне по сравнению со странами ОЭСР.

Так, около 47 % детей до 2 лет в России охвачено программами развития детей младшего возраста по сравнению со средним показателем по ОЭСР – 36 %. В возрасте 3 лет в России охвачены дошкольным образованием 78 % детей против 71 % в ОЭСР. Охват образованием 4-летних детей в России ниже чем в странах ОЭСР (83 % против 86 %), и это положение сохраняется для 5- и 6-летних детей: дошкольным образованием в России охвачено 83 % 5-летних детей и 88 % – 6-летних, в то время как в среднем по ОЭСР данная цифра составляет 90 %. Вместе с тем во многих европейских странах идут по пути создания условий для того, чтобы ребенок воспитывался дома матерью (отцом) лет до трех. Для этого вводятся специальные выплаты (пособия) матери или отцу, создаются консультационные центры, осуществляется педагогический патронаж.

Тем не менее в России в настоящее время не хватает яслей для обеспечения их услугами всех желающих (очередь в ясли в 2017 г. составила 326 тысяч детей, или 28 % от общей численности детей, посещающих ясли). Кроме того, доступность дошкольного образования крайне дифференцирована по регионам России (примерно треть регионов находится в зоне неблагополучия по этому показателю), хотя после принятия в 2012 г. майских указов Президента Российской Федерации ситуация стала улучшаться. Вместе с тем в ряде регионов усилилась переполненность групп в детских дошкольных организациях с тем, чтобы ликвидировать очереди в детские сады: так, в настоящее время в Чеченской Республике на 100 мест приходится 138 детей, в Республике Адыгея 132 ребенка, Республике Тыва 120,4, в Республиках Дагестан и Северная Осетия – Алания 118,6 и 118,2 соответственно; в Республике Башкортостан – 114,4. Таким образом, увеличивается нагрузка на педагогический состав указанных организаций, снижается комфортность и качество предоставления как образовательных услуг, так и особенно услуг по присмотру и уходу за детьми, растет заболеваемость детей.

Общее (школьное) образование. Средняя наполняемость классов в начальном и основном общем образовании в России относительно низкая: 12 учащихся в негосударственных школах и 18 в государственных, что существенно меньше, чем в среднем в странах ОЭСР: 21 ученик. В старшей школе средняя наполняемость класса в России составляет 11 учащихся в негосударственных школах и 20 в государственных против 22 и 24 учеников соответственно в странах ОЭСР. Значительно меньшая наполняемость классов в России связана с большим числом малочисленных и малокомплектных сельских школ (средняя наполняемость классов 11-14 учащихся)[8], что обусловлено огромными расстояниями и низкой развитостью дорожной сети (в крупных городах России наполняемость классов составляет 24-26 учащихся)[9]. Большие расстояния и имеющаяся дорожная сеть не позволяет осуществлять подвоз детей из сельской местности в городские школы (как, например, это сделано в Германии или Финляндии). Подвоз детей к так называемым базовым (крупным) сельским школам осуществляется, где это возможно, во всех субъектах Российской Федерации, поэтому реструктуризация сети сельских школ практически исчерпала себя.

В крупных городах идет формирование школьных комплексов и центров образования, что с одной стороны повышает эффективность использования бюджетных средств и обеспечивает более широкий выбор профилей обучения в старшей школе, а с другой – присоединение слабых школ к сильной школе во многих случаях подрывает сложившуюся педагогическую культуру сильной школы и ведет к снижению качества образования в объединенной общеобразовательной организации.

Проблемой до сих пор остается уровень благоустройства многих школ и отсутствие в них условий для внедрения современных образовательных технологий. Вместе с тем с 2005 г. по 2015 г. число школ, находящихся в аварийном состоянии, снизилось в 4 раза: с 1796 до 439 (рис. 1), однако до сих пор более 2700 школ, по данным Минобрнауки, не имеют канализации и горячего водоснабжения.

Рис. 1. Число школ, находящихся в аварийном состоянии, ед.


По данным мониторинга эффективности школы[10] (далее – МЭШ) в 2016-2017 гг. в 2 раза выросла неудовлетворенность родителей именно условиями получения образования их детьми, в том числе материально-технической базой школ. Особенно сильно выросла указанная неудовлетворенность в сельской местности и поселках городского типа. Несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор 23 % школьников обучаются во вторую и третью смены (в 1991 г. в РСФСР во вторую и третью смены обучалось 27 % учащихся школ, при этом за прошедшие годы общая численность учащихся школ снизилась с почти 21 млн человек до 15,2 млн человек).

Кадровая проблема в системе общего образования формально решена: в школах практически нет вакансий – 99,2 % рабочих мест заполнено. Однако, опять же по данным мониторинга эффективности школы, в 2017 г. стала расти неудовлетворенность родителей, связанная с отсутствием в школах, где обучаются их дети, учителей по целому ряду предметов. Доля таких родителей невелика – 2,3 %, но в 2016 г. их было меньше – всего 1,2 %. Нехватка учителей в основном ощущается по таким предметам, как иностранные языки, математика, химия и биология.

Что же касается самих учителей, то в 2016 г., как показал мониторинг эффективности школы, резко выросло их недовольство размером заработной платы – почти ⅔ педагогов-респондентов указали, что она их не устраивает (по сравнению с 56 % в 2015 г.). В 2017 г. пик недовольства прошел (или был немного сглажен), при этом несколько возросла доля учителей, высказывающих желание уйти на пенсию (с 10,3 % в 2015 г. до 12,2 % в 2016 г.). Вместе с тем 72 % учителей не планируют уходить из профессии, при этом часть педагогов остается в школе не столько в силу удовлетворенности работой, сколько в связи с представлением о том, что им будет трудно устроиться за пределами системы образования. Такой настрой учителей негативно сказывается на мотивации их деятельности и, несомненно, плохо влияет на учебный процесс.

Особое недовольство учительства в последние годы вызывает даже не увеличение учебной нагрузки, а быстрый рост нагрузки бюрократической, в большей степени связанной с запросами проверяющих органов, отсутствие доверия к их профессионализму.

С 2016 г. немного увеличился приток молодых учителей в школу (рис. 2).

При этом, как указывают учителя, давно работающие в общеобразовательной организации, в школу молодежь привлекает в первую очередь не растущая заработная плата, а стабильность занятости в условиях экономической неопределенности и, что еще более важно, режим работы, т. е. возможность подработок (рис. 3).


Рис. 2. Обновление кадрового состава учителей, %


Рис. 3. Параметры привлекательности школы для молодых учителей, % (допускалось несколько ответов)


Низкая доля молодых учителей в школе и при неудовлетворенности заработной платы снижающаяся мотивация учителей на продуктивную работу является выраженной проблемой развития общего образования в России.

В настоящее время учащиеся, как правило, лучше владеют современными IT-технологиями по сравнению с учителями и способны быстро (оперативнее учителей) искать необходимую информацию. По сути дела, многие школьники переходят на иной, нежели традиционный, формат обучения (и делают это самостоятельно). При этом традиционный процесс обучения все больше воспринимается учащимися основной школы и старшеклассниками, как оторванный от реальности.

Не менее сложный вызов для школы – это формирование в ней многонационального, многоконфессионального состава учащихся, рост численности среди обучающихся детей-мигрантов, плохо вдадеющих русским языком (даже на бытовом уровне).

В связи с этим необходимо отметить, что, хотя число школ, в которых идут инновационные изменения, растет, растет и число школ, находящихся в трудной ситуации.

 

Дополнительное образование детей. Включенность детей в дополнительное образование все больше воспринимается родителями и обществом как одно из важнейших условий получения современного (хорошего) образования (табл. 3).

Вместе с тем разнообразные дополнительные услуги предоставляются примерно десятью процентами школ, что, по мнению родителей, снижает их доступность для большинства семей. Тем не менее почти 50 % детей школьного возраста посещают занятия в детско-юношеских спортивных школах, музыкальных и художественных школах, домах творчества, различных кружках и т. п.

В настоящее время наибольшие трудности с получением детьми дополнительного образования испытывают жители малых и даже средних городов, а также сел (в селе в 2017 г. только 10,2 % родителей указали, что их дети могли получить дополнительное образование в школе, в малом городе – чуть более 40 %, в региональных и областных центрах – примерно 50 %).


Таблица 3. Мнение семей о факторах, влияющих на получение ребенком качественного школьного образования,%

Источник: МЭШ


Во многом ориентация на дополнительные занятия детей связывается родителями с необходимостью успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ. Даже родители учащихся 1-4 классов ориентируются на сдачу ОГЭ и ЕГЭ через 5-7 лет и в качестве одной из целей дополнительных занятий ставят подготовку к этим экзаменам. С переходом в 5-9-е классы подготовка к экзаменам становится все важнее, а в старшей школе эта задача занимает центральное место (рис. 4).

Таким образом, уже в основной школе для ⅔ родителей задача подготовки к сдаче ОГЭ вытесняет задачу разностороннего развития детей, а в старшей школе данная цель становится доминирующей для более 90 % семей, имеющих в своем составе учащихся выпускных классов школы.

Несмотря на допущение Законом «Об образовании в Российской Федерации» сетевой формы реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ, отсутствует реальный организационно-экономический механизм, который бы обеспечил данную возможность, в том числе зачет полученных в системе дополнительного образования детей знаний и навыков в рамках школьного учебного процесса. Договорная форма при организации сети позволяет решать только ограниченный круг задач, поскольку норматив подушевого финансирования в существующем виде не позволяет выделить затраты на осуществление конкретных видов образовательной детеятельности при ее сетевой организации.


Рис. 4. Подготовка к успешному прохождению государственной итоговой аттестации как цель дополнительных занятий в зависимости от класса обучения ребенка, % от посещающих дополнительные занятия


Не профессиональное образование. В последние годы, после перехода в 2009 г. ЕГЭ в штатный режим и с введением Основного государственного экзамена (ОГЭ, или ГИА-9) как обязательного в 2014 г. (эксперимент проводился с 2004 г.), более 40 % выпускников 9 класса стали уходить в систему среднего профессионального образования (готовит рабочие кадры и специалистов среднего звена). После сдачи ЕГЭ в систему СПО уходит еще примерно 15-17 % выпускников 11 класса. Таким образом, в организации среднего профессионального образования поступает в настоящее время 50-52 % учащихся, которые в свое время пришли в 1-й класс.

7В данном разделе использованы материалы С. А. Белякова, М. В. Дулинова, Е. А. Ленской, Г. С. Токаревой, Е. А. Семионовой.
8Регионы России – Социально-экономические показатели, 2016, табл. 5.5
9Там же.
10Мониторинг эффективности школы проводится Центром экономики непрерывного образования ранхигс с 2013 г.
You have finished the free preview. Would you like to read more?