Free

Звуки города

Text
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

С той поры прошло десять лет, станцию так и не открыли, заборы застыли на площади. Наш герой и его супруга возвращаются на «Ваську» пешком по набережной Крюкова канала, минуя Поцелуев и Благовещенский мосты. Прогулка, длящаяся около часа, выглядит приятной летом, в иной сезон холод, темнота, «ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь» и здание консерватории на той же Театральной, много лет окружённое строительными лесами, задрапированными сеткой, вызывают озноб, «посторонние звуки» диссонансом проникают в музыку, которой наполнены супруги.

И не только в музыку, но и в авторские экскурсии Александра Григорьевича.

Недавно он принимал «лицо», знакомое каждому россиянину. Столичный гость, известный артист, художественный руководитель театра, привёз студентов театрального ВУЗа. Курс готовил представление о поэтах Серебряного века. Мэтр решил при помощи Александра Григорьевича «окунуть» учащихся в творческую атмосферу Питера столетней давности.

Они встретились в искрящийся день конца мая: столичный гость, импозантный, в элегантной одежде, притягивающий к себе взгляды прохожих, и скромный петербуржец с добрыми глазами в потёртых джинсах и пиджаке, накинутом на футболку. Их обступили ребята.

– Здравствуйте, здравствуйте, дорогой, не забыл Ваших рассказов, признаюсь, один добавил в сцена-а-арий, – артист любил протягивать гласные буквы, тогда сказанное казалось особенно значимым, – искусства не существует без компиляции. Вы не обижаетесь?

Наверное, такой поступок нельзя было бы назвать приличным, если бы не входил этот человек в когорту избранных, которым позволено в профессии всё.

– Здравствуйте, для меня это большая честь, – скромно ответил гид и открыл перед гостями дверцу микроавтобуса, который арендовал для подобных случаев.

Автомобиль двинулся по Невскому проспекту.

– Прекрасный европейский город, особенно он хорош весной, – выдохнул актёр восхищённо.

Первая остановка: Стрелка Васильевского острова. Перед экскурсантами круговая панорама: Зимний дворец, Петропавловская крепость, мосты, здания Биржи, Академии наук, Двенадцати коллегий, Кунсткамеры.

Александр Григорьевич попросил слушателей вообразить город столетней давности: паруса на Неве, цокот лошадиных копыт по булыжным мостовым, конные экипажи с колоритными фигурами извозчиков, конку.

Рассказал, как жизнь величайшего из поэтов, крупнейшего представителя символизма, автора Прекрасной Дамы и Незнакомки связана с этим местом. Дед Александра Блока был ректором Университета, сам он учился сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультетах, стал зятем Дмитрия Менделеева. В 1905-м году на набережной Макарова был открыт Институт русской литературы, хранилище рукописей русских писателей.

– «Имя Пушкинского Дома

В Академии наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!», – зазвучал Блок в устах гида.

– Можно вопрос? – весело обратился к экскурсоводу вихрастый молодой человек, с красивым лицом.

С первых минут знакомства Александр Григорьевич присматривался к студентам, пытаясь угадать, кому из них, роль какого поэта предложит режиссёр. Относительно мальчика подумал:

«Если добавить серьёзности лицу, он более других похож на Блока».

– Я Вас слушаю.

– Одиннадцать лет назад мы с мамой были в этом месте, Биржа тоже стояла в лесах. Как часто ремонтируют старинные здания в Петербурге?

– Гм, здание Биржи занимает центральное место в архитектурном ансамбле Стрелки Васильевского острова, – гид оттягивал продолжение, – но, видите ли, та самая реконструкция, свидетелем которой Вы были в детстве, продолжается по сей день.

– Помилуй бог! – воскликнул Мастер, – кто же хозяин здания?!

– Передано Эрмитажу для экспонирования материалов, связанных с Русской гвардией и геральдикой….